1 Паралипоменон 5 глава

Первая книга Паралипоменон
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Сыновья Рувима, первенца Израилева, — он первенец; но, когда осквернил он постель отца своего, первенство его отдано сыновьям Иосифа, сына Израилева, с тем, однако ж, чтобы не писаться им первородными;
2 потому что Иуда был сильнейшим из братьев своих, и вождь от него, но первенство перенесено на Иосифа.
3 Сыновья Рувима, первенца Израилева: Ханох, Фаллу, Хецрон и Харми.
4 Сыновья Иоиля: Шемая, сын его; его сын Гог, его сын Шимей,
5 его сын Миха, его сын Реаия, его сын Ваал,
6 его сын Беера, которого отвёл в плен Феглафелласар, царь Ассирийский. Он был князем Рувимлян.
7 И братья его, по племенам их, по родословному списку их, были: главный Иеиель, потом Захария,
8 и Бела, сын Азаза, сына Шемы, сына Иоиля. Он обитал в Ароере до Нево и Ваал-Меона;
9 а к востоку он обитал до входа в пустыню, идущую от реки Евфрата, потому что стада их были многочисленны в земле Галаадской.
10 Во дни Саула они вели войну с Агарянами, которые пали от рук их, а они стали жить в шатрах их по всей восточной стороне Галаада.
11 Сыновья Гада жили напротив их в земле Васанской до Салхи:
12 в Васане Иоиль был главный, Шафан — второй, потом Иаанай и Шафат.
13 Братьев их с семействами их было семь: Михаил, Мешуллам, Шева, Иорай, Иаакан, Зия и Евер.
14 Вот сыновья Авихаила, сына Хурия, сына Иароаха, сына Галаада, сына Михаила, сына Иешишая, сына Иахдо, сына Буза.
15 Ахи, сын Авдиила, сына Гуниева, был главою своего рода.
16 Они жили в Галааде, в Васане и в зависящих от него городах и во всех окрестностях Сарона, до исхода их.
17 Все они перечислены во дни Иоафама, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, царя Израильского.
18 У потомков Рувима и Гада и полуплемени Манассиина было людей воинственных, мужей, носящих щит и меч, стреляющих из лука и приученных к битве, сорок четыре тысячи семьсот шестьдесят, выходящих на войну.
19 И воевали они с Агарянами, Иетуром, Нафишем и Надавом.
20 И подана была им помощь против них, и преданы были в руки их Агаряне и всё, что у них было, потому что они во время сражения воззвали к Богу, и Он услышал их, за то, что они уповали на Него.
21 И взяли они стада их: верблюдов пятьдесят тысяч, из мелкого скота двести пятьдесят тысяч, ослов две тысячи, и сто тысяч душ людей,
22 потому что много пало убитых, так как от Бога было сражение сие. И жили они на месте их до переселения.
23 Потомки полуколена Манассиина жили в той земле, от Васана до Ваал-Ермона и Сенира и до горы Ермона; и их было много.
24 И вот главы поколений их: Ефер, Ишьи, Елиил, Азриил, Иеремия, Годавия и Иагдиил, мужи мощные, мужи именитые, главы родов своих.
25 Но когда они согрешили против Бога отцов своих и стали блудно ходить вслед богов народов той земли, которых изгнал Бог от лица их,
26 тогда Бог Израилев возбудил дух Фула, царя Ассирийского, и дух Феглафелласара, царя Ассирийского, и он выселил Рувимлян и Гадитян и половину колена Манассиина, и отвёл их в Халах, и Хавор, и Ару, и на реку Гозан, — где они до сего дня.

Толкование Далласской семинарии

1. РУВИМ (5:1−10)

1Пар 5:1−2. Родословие Рувима вводится с напоминания о том, что его колено лишилось Божьего благословения и замещено было в этом плане коленом Иудиным. Как первенец Иакова именно Рувим должен был стать сыном-вождем, сыном благословения по завету. Но он впал в грех прелюбодеяния с наложницей своего отца — Валлой (Быт 35:22) и, вследствие этого, лишился своих привилегий. Право первородства, отдано было сыновьям Иосифа — Ефрему и Манассии (Быт 48:15−22), однако, вождю (Давиду) предстояло теперь прийти через Иуду, и через Давида — Примирителю, Иисусу Христу (толкование на Быт 49:8−12).

1Пар 5:3−10. В родословном списке Рувима приведены имена четырех его сыновей (сравните с Чис 26:5−11), после чего следуют главы тех происшедших от них кланов, которые оставили след в истории древнего Израиля. Так от некоего Иоиля (5:4) произошел (через несколько поколений) Беера (стих 6), занимавший видное положение среди Рувимлян, который, после овладения царем Тиглатпалассаром III (745−727 гг.до Р. Х.) Самарией, был уведен ассирийцами в плен. Потомки Рувима занимали к тому времени всю Трансиорданию, включая земли не только от Арнон (Ароер был расположен на этой реке) до Нево на севере, но и Галаад на востоке, на северо-востоке их владения простирались до реки Евфрата. Относительно войны с Агарянами толкование на стихи 18−22.

2. ГАД (5:11−17)

1Пар 5:11−17. Сыновья Гада осели в земле Васанской, на юге и на востоке от моря Киннеретского и на севере от р. Иармук. Четко очерченной границы между Васаном и Галаадом (стих 16) не было, так что, несомненно, племена, жившие на восточной стороне Иордана, постоянно смешивались между собой. Они, т. е. колена Гадово и Рувимово и половина колена Манассиина, вместе жили, вместе воевали с агарянами (стихи 10, 19−20), и по этой причине изложение родословия Гада следует за родословием Рувима.

Не понятно почему, не перечислены здесь ближайшие потомки Гада (сравните Быт 46:16), и не известно, в каком отношении к ним находятся те, кто перечислены в стихе 12. Приводимые здесь имена нигде более на страницах Ветхого Завета не встречаются; они явно были взяты из исторических хроник, составлявшихся в дни Иеровоама II Израильского (793−753 гг. до Р. Х.) и Иоафама, царя Иудейского (750−735 гг.до Р. Х.).

3. ВОЙНЫ ВОСТОЧНЫХ ПЛЕМЕН (5:18−22)

1Пар 5:18−22. Летописец отвлекается от изложения родословий, чтобы прокомментировать военные успехи восточных племен. Он говорит об их войнах с Агарянами (сравните стих 10) и их союзниками (названные тут Иетур и Нафиш были потомками Измаила (Агари); 1Пар 1:31). Имевшие о своем распоряжении сорок четыре тысячи семьсот шестьдесят воинов, трансиорданские племена одержали блестящие победы — Божией помощью, в ответ на свои молитвы, — над упомянутыми кочевниками-арабами.

Громадное число захваченных ими верблюдов и скота (стих 21) свидетельствует о том, что земли эти представляли собой отличные пастбища. Происходили эти войны в дни царя Саула (стих 10) и, возможно, в то же примерно время, когда сам царь вел победные войны с моавитянами и аммонитянами (1Цар 11:1−11; 14:47).

Из ассирийских клинописей известно, что агаряне были теснимы израильтянами до переселения последних (1Пар 5:22); здесь, возможно, имеется в виду пленение части израильтян ассирийским царем Тиглатпалассаром III в 734 г. до Р. Х. (не путать с последним ассирийским пленением Израиля в 722 г. до Р. Х.).

4. ПОЛУКОЛЕНО МАНАССИИ (5:23−26)

1Пар 5:23−26. Это полуколено занимало территорию на восточной стороне Иордана, начиная от пределов Гада на юге до Ваал-Ермона (гора Ермон) на севере (сравните Чис 32:39−42; Втор 3:12−17; Иис Н. 13:29−31). Хотя вожди восточных потомков Манассии прославились военными подвигами, они вовлекли своих соплеменников в идолопоклонство. И в результате, по воле Божией, были уведены в плен (вместе с потомками Рувима и Гада; стихи 25−26) ассирийским царем Фулом (он же — Тиглатпалассар III; или Феглафелласар). Относительно мест куда они были уведены, толкование на 4Цар 17:6. Ара там не упомянута, и местонахождение ее не известно.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.