2 Паралипоменон 10 глава

Вторая книга Паралипоменон
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 И пошёл Ровоам в Сихем, потому что в Сихем сошлись все Израильтяне, чтобы поставить его царём.
2 Когда услышал о сём Иеровоам, сын Наватов, — он находился в Египте, куда убежал от царя Соломона, — то возвратился Иеровоам из Египта.
3 И послали и звали его; и пришёл Иеровоам и весь Израиль, и говорили Ровоаму так:
4 отец твой наложил на нас тяжкое иго; но ты облегчи жестокую работу отца твоего и тяжкое иго, которое он наложил на нас, и мы будем служить тебе.
5 И сказал им Ровоам: через три дня придите опять ко мне. И разошёлся народ.
6 И советовался царь Ровоам со старейшинами, которые предстояли пред лицом Соломона, отца его, при жизни его, и говорил: как вы посоветуете отвечать народу сему?
7 Они сказали ему: если ты будешь добр к народу сему и угодишь им и будешь говорить с ними ласково, то они будут тебе рабами на все дни.
8 Но он оставил совет старейшин, который они давали ему, и стал советоваться с людьми молодыми, которые выросли вместе с ним, предстоящими пред лицом его;
9 и сказал им: что вы посоветуете мне отвечать народу сему, говорившему мне так: «облегчи иго, которое наложил на нас отец твой»?
10 И говорили ему молодые люди, выросшие вместе с ним, и сказали: так скажи народу, говорившему тебе: «отец твой наложил на нас тяжкое иго, а ты облегчи нас», — так скажи им: «мизинец мой толще чресл отца моего.
11 Отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду бить вас скорпионами».
12 И пришёл Иеровоам и весь народ к Ровоаму на третий день, как приказал царь, сказав: придите ко мне опять через три дня.
13 Тогда царь отвечал им сурово, ибо оставил царь Ровоам совет старейшин, и говорил им по совету молодых людей так:
14 отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу его; отец мой наказывал вас бичами, а я буду бить вас скорпионами.
15 И не послушал царь народа, потому что так устроено было от Бога, чтоб исполнить Господу слово Своё, которое изрёк Он через Ахию Силомлянина Иеровоаму, сыну Наватову.
16 Когда весь Израиль увидел, что не слушает его царь, то отвечал народ царю, говоря: какая нам часть в Давиде? Нет нам доли в сыне Иессеевом; по шатрам своим, Израиль! Теперь знай свой дом, Давид. И разошлись все Израильтяне по шатрам своим.
17 Только над сынами Израилевыми, жившими в городах Иудиных, остался царём Ровоам.
18 И послал царь Ровоам Адонирама, начальника над собиранием даней, и забросали его сыны Израилевы каменьями, и он умер. Царь же Ровоам поспешил сесть на колесницу, чтобы убежать в Иерусалим.
19 Так отложились Израильтяне от дома Давидова до сего дня.

Толкование Далласской семинарии

II. Цари Давидовой династии (главы 10−36)

А. Ровоам (главы 10−12)

1. РАЗДЕЛЕНИЕ НАРОДА НА ИЗРАИЛЯ И ИУДУ (глава 10)

2Пар 10:1. Удивительно, что при многих сыновьях, которых имел царь Соломон, не упомянут ни один из них, кроме Ровоама, рожденного Наамой аммонитянкой (3Цар 14:21). Ровоам, несомненно, чувствовал, что дух отчуждения от Иуды и от отца его Соломона все возрастал среди северных племен. В Сихем он пошел для того, чтобы быть коронованным официально. Напомним, что этот город играл важную роль в истории Израиля со времен Авраама. После того, как Иисусом Навином был подтвержден в Сихеме завет, заключенный Богом с Моисеем, город стал как бы неофициальной столицей северных земель (Нав 24:1−28).

2Пар 10:2−11. Иеровоам был некогда смотрителем строительных работ на территории Ефрема, где находился Сихем. Услышав о смерти Соломона, он возвратился… из Египта — куда в свое время убежал от царя Соломона (стих 2; 3Цар 11:26−28, 40). (Заметим, что вся эта глава почти буквально соответствует повествованию в 3Цар 12:1−19; комментарии на эти стихи.)

Итак, по требованию «всего Израиля» (стих 3) Иеровоам возглавил его делегацию, явившуюся к Ровоаму с просьбой облегчить им наложенное на них Соломоном иго трудовой повинности и налогообложения. Представляется, что в силу своего все более неприязненного отношения к царственному колену Иудину «все израильтяне» преувеличивали тяжесть Соломонова «ига» (ведь из предыдущих книг и глав мы знаем, что основная тяжесть на строительстве и прочих «не престижных» работах ложилась в государстве Соломона не на евреев, а на язычников; сравните, к примеру, со сказанным в 2Пар 8:9).

Так или иначе, Ровоам велел делегации вновь прийти к нему еще через три дня. В эти дни он обратился за советом, как ему поступить, вначале к представителям старшего поколения, служившим его отцу (и те мудро посоветовали ему «постараться угодить просителям и говорить с ними ласково»), а потом — к своим сверстникам, которые подсказали ему произнести перед просителями дерзкую, отнюдь не дипломатическую речь (стихи 5−11). О хвастливом образе относительно своего «мизинца» и «чресл» Соломона (окончание стих 10), к которому прибег Ровоам, а также о «скорпионах», которыми он угрожал израильтянам, в комментариях на 3Цар 12:10−11.

2Пар 10:12−16. Вновь встретившись с Иеровоамом и его людьми, Ровоам последовал совету «молодых людей» из своего окружения (стихи 12−14). Летописец замечает (стих 15), что это было от Бога — во исполнение слова Его, данного Иеровоаму относительно того, что северными коленами станет править он (3Цар 11:29−39). И действительно реакция израильтян на ответ им Ровоама была однозначной: порвать с династией Давида! Их клич: по шатрам своим, Израиль! (стих 16) прозвучал как декларация независимости от Иуды (сравните с 2Цар 20:1).

Так закончилось существование единого еврейского царства, которое управлялось династией Давида и имело единое место богопоклонения — храм Соломонов в Иерусалиме.

В глазах летописца лишь Иудея, остававшаяся под управлением Ровоама, оставалась и единственной наследницей ветхозаветных обетовании, потому что только у нее были законный храм и законное священство при нем. Не случайно поэтому, что очень многое из рассказываемого о десяти коленах (об Израильском царстве) в 3 и 4 книгах Царств, летописцем опущено. В повествовании же об Иудее (в частности, при Ровоаме) мы находим в 2-й Паралипоменон много подробностей, которых нет у автора 3 и 4-й Царств.

2Пар 10:17−19. Итак, лишь над иудеями остался царем Ровоам. Посланный им к отколовшимся коленам (возможно, в надежде восстановить отношения) сановник (Адонирам) погиб под градом камней. После чего сам Ровоам поспешил укрыться за стенами Иерусалима.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.