2 Паралипоменон 13 глава

Вторая книга Паралипоменон
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 В восемнадцатый год царствования Иеровоама воцарился Авия над Иудою.
2 Три года он царствовал в Иерусалиме; имя матери его Михаия, дочь Уриилова, из Гивы. И была война у Авии с Иеровоамом.
3 И вывел Авия на войну войско, состоявшее из людей храбрых, из четырёхсот тысяч человек отборных; а Иеровоам выступил против него на войну с восемьюстами тысяч человек, также отборных, храбрых.
4 И стал Авия на вершине горы Цемараимской, одной из гор Ефремовых, и говорил: послушайте меня, Иеровоам и все Израильтяне!
5 Не знаете ли вы, что Господь, Бог Израилев, дал царство Давиду над Израилем навек, ему и сыновьям его, по завету соли?
6 Но восстал Иеровоам, сын Наватов, раб Соломона, сына Давидова, и возмутился против господина своего.
7 И собрались вокруг него люди пустые, люди развращённые, и укрепились против Ровоама, сына Соломонова; Ровоам же был молод и слаб сердцем и не устоял против них.
8 И ныне вы думаете устоять против царства Господня в руке сынов Давидовых, потому что вас великое множество, и у вас золотые тельцы, которых Иеровоам сделал вам богами.
9 Не вы ли изгнали священников Господних, сынов Аарона, и левитов, и поставили у себя священников, какие у народов других земель? Всякий, кто приходит для посвящения своего с тельцом и с семью овнами, делается у вас священником лжебогов.
10 А у нас — Господь, Бог наш; мы не оставляли Его, и Господу служат священники, сыны Аароновы, и левиты при своём деле.
11 И сожигают они Господу всесожжения каждое утро и каждый вечер, и благовонное курение, и полагают рядами хлебы на столе чистом, и зажигают золотой светильник и лампады его, чтобы горели каждый вечер, потому что мы соблюдаем установление Господа, Бога нашего, а вы оставили Его.
12 И вот, у нас во главе Бог, и священники Его, и трубы громогласные, чтобы греметь против вас. Сыны Израилевы! не воюйте с Господом, Богом отцов ваших, ибо не получите успеха.
13 Между тем Иеровоам послал отряд в засаду с тыла им, так что сам он был впереди Иудеев, а засада позади их.
14 И оглянулись Иудеи, и вот, им битва спереди и сзади; и возопили они к Господу, а священники затрубили трубами.
15 И воскликнули Иудеи. И когда воскликнули Иудеи, Бог поразил Иеровоама и всех Израильтян пред лицом Авии и Иуды.
16 И побежали сыны Израилевы от Иудеев, и предал их Бог в руки им.
17 И произвели у них Авия и народ его поражение сильное; и пало убитых у Израиля пятьсот тысяч человек отборных.
18 И смирились тогда сыны Израилевы, и были сильны сыны Иудины, потому что уповали на Господа, Бога отцов своих.
19 И преследовал Авия Иеровоама и взял у него города: Вефиль и зависящие от него города, и Иешану и зависящие от неё города, и Ефрон и зависящие от него города.
20 И не входил уже в силу Иеровоам во дни Авии. И поразил его Господь, и он умер.
21 Авия же усилился; и взял себе четырнадцать жён и родил двадцать два сына и шестнадцать дочерей.
22 Прочие деяния Авии и его поступки и слова описаны в сказании пророка Адды.

Толкование Далласской семинарии

Б. Авия (глава 13)

2Пар 13:1−2а. Царь Авия пришел к власти в 913 г. до Р. Х. и царствовал до 911 года (о матери его Маахе в комментариях на 11:20−21).

2Пар 13:2б−12. Накал вражды между Иудой и Израилем не спадал и в царствование Авии. В какой-то момент они сошлись, выставив друг против друга 400 тысяч войска (Иуда) и 800 тысяч (Израиль); стихи 2−3. Желая, однако, предотвратить кровопролитное столкновение, Авия обратился к своим братьям из северных колен с вершины горы Цемараимской (возможно, находившейся неподалеку от Вефиля; Нав 18:22). Он напомнил им, что истинное царство… над Израилем принадлежит, по воле Бога, династии Давида, а не Иеровоаму, ибо с Давидом заключил Господь завет соли (сравните Чис 18:19; соль — образ вечного, защищенного от порчи и распада).

Авия говорит о том, что Ровоам… был молод и слаб сердцем (чем, мол, и воспользовались Иеровоам и негодные люди, поддержавшие его), подразумевая политическую неопытность своего отца в то время (как и тех его приближенных, возможно, совета которых он послушался). (Напомним, что Ровоаму был, когда он вступил на престол, 41 год; 12:13).

Да, у Иеровоама армия, вдвое превосходящая его армию, признает Авия, но израильтяне поклоняются золотым тельцам, и священников… и левитов, верных Господу, они изгнали, а священниками к своим лжебогам ставят всякого желающего (как это водится у язычников; стих 9) из любого колена. Как же им надеяться на победу над иудеями, на стороне которых Сам Господь, ибо иудеи не оставили Его, и у них при храме, в соответствии с законом Моисея, служат священники… и левиты! (однако, о грехах Авии в 3Цар 15:3).

Авия говорит здесь лишь об одном золотом светильнике (стих 11), тогда как в храме их было десять (2Пар 4:7). Может быть, он подразумевал тот, самый первый, светильник, который попал в храм из скинии Моисеевой.

2Пар 13:13−18. Пока Авия призывал израильтян одуматься, Иеровоам взял его и его войско в кольцо осады, и вот уже враги пошли на Иудеев… спереди и сзади. И тогда Иудеи… возопили… к Господу, а священники их затрубили в трубы (сравните Чис 10:6). А потом Иудеи издали военный клич (начало стих 15), и Бог откликнулся на него, поразив Иеровоама и всех Израильтян, предав их в руки Авии и Иуды (стих 16). Победу иудеев летописец объясняет именно тем, что они уповали на Господа, Бога отцов своих.

2Пар 13:19−22. Автор перечисляет города (в их числе и Вефиль, где Иеровоам учредил культ золотого тельца; 3Цар 12:26−29), которые Авия взял у израильтян. Он замечает, что от этого поражения Иеровоам так и не оправился; умер он примерно в то же время, что и сам Авия (в 910 г. до Р. Х.).

Как его отец и дед, Авия был сильным политическим деятелем. Как и они, он имел гарем (у него было четырнадцать жен и 38 детей от них). Летописец ссылается на пророка Адду, который более подробно описал деяния Авии.

В. Аса (главы 14−16)

Как неоднократно подчеркивалось, одной из главных целей летописца было рассказать как можно больше (и систематичнее) о богоизбранной династии Давида в ее историческом становлении. Вот почему цари Иудеи преобладают в его повествовании, а цари Израиля возникают в нем лишь постольку, поскольку это нужно ему для более полного описания дней и дел Иудеи. Такой подход прямо противоречит подходу автора 3 и 4-й Царств, где центральными персонажами являются именно цари Израиля, а иудейские (по крайней мере, до дней падения Самарии) появляются лишь время от времени.

В свете этого не удивляет, что о Иеровоаме в 2Пар 10−13 сказано так мало. «Пренебрежение» царями Израиля характеризует это повествование до конца. Так летописец приступает к рассказу о царствовании Асы (главы 14−16), следующего царя Иудеи, даже не упомянув о преемнике Иеровоама на израильском престоле.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.