2 Паралипоменон 18 глава

Вторая книга Паралипоменон
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 И было у Иосафата много богатства и славы; и породнился он с Ахавом.
2 И пошёл через несколько лет к Ахаву в Самарию; и заколол для него Ахав множество скота мелкого и крупного, и для людей, бывших с ним, и склонял его идти на Рамоф Галаадский.
3 И говорил Ахав, царь Израильский, Иосафату, царю Иудейскому: пойдёшь ли со мною в Рамоф Галаадский? Тот сказал ему: как ты, так и я, как твой народ, так и мой народ: иду с тобою на войну!
4 И сказал Иосафат царю Израильскому: вопроси сегодня, что скажет Господь.
5 И собрал царь Израильский пророков четыреста человек и сказал им: идти ли нам на Рамоф Галаадский войною, или удержаться? Они сказали: иди, и Бог предаст его в руку царя.
6 И сказал Иосафат: нет ли здесь ещё пророка Господня? спросим и у него.
7 И сказал царь Израильский Иосафату: есть ещё один человек, через которого можно вопросить Господа; но я не люблю его, потому что он не пророчествует обо мне доброго, а постоянно пророчествует худое; это Михей, сын Иемвлая. И сказал Иосафат: не говори так, царь.
8 И позвал царь Израильский одного евнуха, и сказал: сходи поскорее за Михеем, сыном Иемвлая.
9 Царь же Израильский и Иосафат, царь Иудейский, сидели каждый на своём престоле, одетые в царские одежды; сидели на площади у ворот Самарии, и все пророки пророчествовали пред ними.
10 И сделал себе Седекия, сын Хенааны, железные рога и сказал: так говорит Господь: сими избодёшь Сириян до истребления их.
11 И все пророки пророчествовали то же, говоря: иди на Рамоф Галаадский; будет успех тебе, и предаст его Господь в руку царя.
12 Посланный, который пошёл позвать Михея, говорил ему: вот, пророки единогласно предрекают доброе царю; пусть бы и твоё слово было такое же, как каждого из них: изреки и ты доброе.
13 И сказал Михей: жив Господь, — что скажет мне Бог мой, то изреку я.
14 И пришёл он к царю, и сказал ему царь: Михей, идти ли нам войной на Рамоф Галаадский, или удержаться? И сказал тот: идите, будет вам успех, и они преданы будут в руки ваши.
15 И сказал ему царь: сколько раз мне заклинать тебя, чтобы ты не говорил мне ничего, кроме истины, во имя Господне?
16 Тогда Михей сказал: я видел всех сынов Израиля, рассеянных по горам, как овец, у которых нет пастыря, — и сказал Господь: «нет у них начальника, пусть возвратятся каждый в дом свой с миром».
17 И сказал царь Израильский Иосафату: не говорил ли я тебе, что он не пророчествует обо мне доброго, а только худое?
18 И сказал Михей: так выслушайте слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своём, и всё воинство небесное стояло по правую и по левую руку Его.
19 И сказал Господь: «кто увлёк бы Ахава, царя Израильского, чтобы он пошёл и пал в Рамофе Галаадском?» И один говорил так, другой говорил иначе.
20 И выступил один дух, и стал пред лицом Господа, и сказал: «я увлеку его». И сказал ему Господь: «чем?»
21 Тот сказал: «я выйду и буду духом лжи в устах всех пророков его». И сказал Он: «ты увлечёшь его, и успеешь; пойди и сделай так».
22 И теперь, вот, попустил Господь духу лжи войти в уста сих пророков твоих, но Господь изрёк о тебе недоброе.
23 И подошёл Седекия, сын Хенааны, и ударил Михея по щеке, и сказал: по какой это дороге отошёл от меня Дух Господень, чтобы говорить в тебе?
24 И сказал Михей: вот, ты увидишь это в тот день, когда будешь бегать из комнаты в комнату, чтобы укрыться.
25 И сказал царь Израильский: возьмите Михея и отведите его к Амону градоначальнику и к Иоасу, сыну царя,
26 и скажите: так говорит царь: посадите этого в темницу и кормите его хлебом и водою скудно, доколе я не возвращусь в мире.
27 И сказал Михей: если ты возвратишься в мире, то не Господь говорил через меня. И сказал: слушайте это, все люди!
28 И пошёл царь Израильский и Иосафат, царь Иудейский, к Рамофу Галаадскому.
29 И сказал царь Израильский Иосафату: я переоденусь и вступлю в сражение, а ты надень свои царские одежды. И переоделся царь Израильский, и вступили в сражение.
30 И царь Сирийский повелел начальникам колесниц, бывших у него, сказав: не сражайтесь ни с малым, ни с великим, а только с одним царём Израильским.
31 И когда увидели Иосафата начальники колесниц, то подумали: «это царь Израильский», — и окружили его, чтобы сразиться с ним. Но Иосафат закричал, и Господь помог ему, и отвёл их Бог от него.
32 И когда увидели начальники колесниц, что это не был царь Израильский, то поворотили от него.
33 Между тем один человек случайно натянул лук свой и ранил царя Израильского сквозь швы лат. И сказал он вознице: повороти назад, и вези меня от войска, ибо я ранен.
34 Но сражение в тот день усилилось; и царь Израильский стоял на колеснице напротив Сириян до вечера, и умер на закате солнца.

Толкование Далласской семинарии

2. СОЮЗ ИОСАФАТА С АХАВОМ (18:1 — 19:3)

2Пар 18:1−3а. Чем сильнее становился Иосафат, тем привлекательнее делался он для Ахава, царя израильского, который и боялся своего собрата и желал обрести в нем союзника.

Ахав был вторым царем в израильской династии Амврия, особо выделяющейся в истории Северного царства. К власти он пришел примерно в то же время, что и Иосафат (Ахав правил с 874 по 853 гг. до Р. Х.); эти цари связали себя союзническими узами посредством династического брака, заключенного между их детьми (стих 1): сын Иосафата Иорам женился на Гофолии, дочери Ахава и Иезавели (21:6; 22:26).

К концу жизни Ахава резко обострилась его вражда с сирийцами в Трансиордании (3Цар 22:1−4). Мы читаем о том, что Иосафат отправился в Самарию, столицу Израиля, к родственнику своему Ахаву; тот устроил по этому случаю грандиозное пиршество, а потом стал просить Иосафата присоединиться к нему в походе на Рамоф Галаадский, где он собирался сразиться с сирийцами.

2Пар 18:3б−7. сравните с параллельным текстом в 3Цар 22:4−8 и комментариями к нему. Иосафат согласился идти на войну вместе с Ахавом — при условии, однако, что этот поход будет одобрен Господом. И тогда Ахав призвал четыреста лжепророков и таких пророков, «услуги» которых хорошо оплачивались (возможно, среди них были и жрецы Астарты; сравните с 3Цар 18:19б), которые благословили, якобы свыше, планы двух царей.

Но Иосафат с подозрением отнесся к их заверениям в благополучном исходе войны и захотел выслушать пророка Господня. В распоряжении царя израильского оказался лишь один такой — Михей, сын Иемвлая, которого царь, однако, не жаловал, сознавая, что тот не пойдет на сделку с совестью ради того, чтобы угодить ему (сравните 18:17).

2Пар 18:8−11. Пока ходили за Михеем, 400 пророков старались во всю, предвещая Ахаву успех, а один из пророков, Седекия… сделал себе… железные рога — символ будущей победы царей.

2Пар 18:12−17. Параллельный текст к этим стихам находим в 3Цар 22:14−18, а к стихам 18−27 — в 3Цар 22:19−28. сравните соответствующие комментарии.

Итак, появился Михей, которого посланный за ним уговаривал предречь Ахаву и Иосафату доброе — в согласии с другими пророками. Дело здесь не только в том, что древние цари «покупали» себе у пророков заведомо ложные утешения, но — в языческом подходе к пророчествам и пророкам, которым приписывали способность заставить божество поступить так, как хочет тот или иной земной владыка.

Поначалу Михей тоже изрек пророчество, которое хотелось бы услышать Ахаву, но царь, сознавая в глубине души, что Господь — не тот «бог», который может «подчиниться» пророку, стал настаивать на том; чтобы Михей сказал ему истину. И тогда Михей предсказал ему поражение Израиля, сравнив армию его с овцами, оставшимися без пастыря (Ахава); стих 16.

2Пар 18:18−27. Михей рассказывает о своем видении, в котором Бог поручает духу зла войти в уста пророков Ахава, чтобы они соблазнили его ложью (стихи 18−22). Взбешенный словами Михея, лжепророк Седекия дал ему пощечину, а тот, в ответ, предрек беду и на его голову в день поражения Израиля (стихи 23−24).

Одержимый духом противоречия и упорства, царь Израильский решил все-таки поступить вопреки предостережению Михея и повелел посадить пророка Господня в темницу, под ответственность градоначальника Самарии Амона и некоего Иоаса («сын царя», очевидно, был титулом этого сановника; Иоас не был сыном Ахава).

Последними словами Михея, обращенными к царю, было повторение ему предупреждения, что с войны он не вернется (стих 27).

Видение Михея может навести на мысль о том, что Бог выступает здесь инициатором обмана (стихи 18−21). Но это было бы неверным впечатлением. Ведь посредством Своего пророка Он предупреждает израильского царя, что сомнительные пророки, состоящие у того на службе, лгут ему; царь, однако, по своей воле не считается с этим предупреждением. Так что здесь мы имеем одни из многих примеров того, как Бог, ненавидящий зло, порой попускает ему действовать, но — ради осуществления Своих высших целей (сравните 1Цар 16:14; Иов 1:12; 2:5−6; 2Кор 12:7).

2Пар 18:28 — 19:3. Параллельный текст к последним стихам главы 18 имеем в 3Цар 22:29−35 (сравните комментарии на них).

Перед тем, как вступить в сражение с сирийцами, царь Ахав переоделся (сняв с себя царские одежды), и объектом яростного преследования врагов по ошибке сделался царь Иосафат. Обращает на себя внимание, что к фразе Иосафат закричал, которую находим и в 3-й Царств, летописец добавляет слова, позволяющие понять, что это был не просто крик испуга, а молитвенный вопль к Господу, Который и помог ему, отвел… от него преследователей.

Ахав, между тем, был смертельно ранен в битве как будто бы случайно пущенной стрелой и к исходу дня скончался (стихи 33−34). Иосафат же, спасенный милостью Божией, возвратился в Иерусалим… в мире. По дороге, однако, встретил его пророк Ииуй, сын Анании (об Ананий и Асе в 16:7), который упрекнул его (и тем как бы предостерег) за союз с нечестивцем Ахавом (19:1−2). Но и добрые слова нашлись для него у прозорливца (19:3).

Примечания:

 
Синодальный перевод
10 избодёшь — будешь бодать, забодаешь.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.