2 Паралипоменон 21 глава

Вторая книга Паралипоменон
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 И почил Иосафат с отцами своими, и похоронен с отцами своими в городе Давидовом. И воцарился Иорам, сын его, вместо него.
2 И у него были братья, сыновья Иосафата: Азария и Иехиил, и Захария, и Азария, и Михаил, и Сафатия: все сии сыновья Иосафата, царя Израилева.
3 И дал им отец их большие подарки серебром и золотом и драгоценностями, вместе с укреплёнными городами в Иудее; царство же отдал Иораму, потому что он первенец.
4 И вступил Иорам на царство отца своего и утвердился, и умертвил всех братьев своих мечом и также некоторых из князей Израилевых.
5 Тридцати двух лет был Иорам, когда воцарился, и восемь лет царствовал в Иерусалиме;
6 и ходил он путём царей Израильских, как поступал дом Ахавов, — потому что дочь Ахава была женою его, — и делал он неугодное в очах Господних.
7 Однако же не хотел Господь погубить дома Давидова ради завета, который заключил с Давидом, и потому что обещал дать ему светильник и сыновьям его на все времена.
8 Во дни его вышел Едом из-под власти Иуды, и поставили над собою царя.
9 И пошёл Иорам с военачальниками своими, и все колесницы с ним; и, встав ночью, поразил Идумеян, которые окружили его, и начальствующих над колесницами.
10 Однако вышел Едом из-под власти Иуды до сего дня. В то же время вышла и Ливна из-под власти его, потому что он оставил Господа, Бога отцов своих.
11 Также высоты устроил он на горах Иудейских, и ввёл в блужение жителей Иерусалима и соблазнил Иудею.
12 И пришло к нему письмо от Илии пророка, в котором было сказано: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: за то, что ты не пошёл путями Иосафата, отца твоего, и путями Асы, царя Иудейского,
13 а пошёл путём царей Израильских и ввёл в блужение Иудею и жителей Иерусалима, как вводил в блужение дом Ахавов, ещё же и братьев твоих, дом отца твоего, которые лучше тебя, ты умертвил,
14 за то, вот, Господь поразит поражением великим народ твой и сыновей твоих, и жён твоих, и всё имущество твоё,
15 тебя же самого — болезнью сильною, болезнью внутренностей твоих до того, что будут выпадать внутренности твои от болезни со дня на день.
16 И возбудил Господь против Иорама дух Филистимлян и Аравитян, сопредельных Ефиоплянам;
17 и они пошли на Иудею и ворвались в неё, и захватили всё имущество, находившееся в доме царя, также и сыновей его и жён его; и не осталось у него сына, кроме Охозии, меньшего из сыновей его.
18 А после всего этого поразил Господь внутренности его болезнью неизлечимою.
19 Так было со дня на день, а к концу второго года выпали внутренности его от болезни его, и он умер в жестоких страданиях; и не сожёг для него народ его благовоний, как делал то для отцов его.
20 Тридцати двух лет был он, когда воцарился, и восемь лет царствовал в Иерусалиме, и отошёл неоплаканный, и похоронили его в городе Давидовом, но не в царских гробницах.

Толкование Далласской семинарии

Д. Иорам (глава 21)

2Пар 21:1−3. Иосафату (заметим, что в стихе 2 он назван «царем Израилевым» в значении «еврейского царя») наследовал Иорам, первенец его. Во владение остальным шести сыновьям своим Иосафат отдал укрепленные города на территории Иудеи и щедро одарил их серебром, и золотом, и драгоценностями.

2Пар 21:4−7. Однако, утвердившись на престоле, Иорам… умертвил всех братьев своих (практика, бытовавшая среди царей Востока, — сравните 4Цар 11:1 — не только в глубокой древности). И… некоторых из князей Израилевых предал Иорам смерти, возможно, исполняя волю царствующего дома Израиля, с которым породнился, вступив в брак с Гофолией, дочерью Ахава (стих 6). Но и сам он умер в жестоких мучениях, потому что Господь поразил его какой-то неизлечимой болезнью (стих 18). Царствовал Иорам всего восемь лет (848−841 гг. до Р. Х.).

Господь не желал, однако, разрушения дома Давидова и, несмотря на появление в нем таких нечестивых царей, как Иорам, хранил светильник, обещанный Им Давиду в сыновьях его (2Цар 21:17; 3Цар 11:36; 15:4; 4Цар 8:19), потому что оставался верным Своему завету с Давидом (1Пар 17:4−14).

2Пар 21:8−11. Со времен Давида и Соломона в вассальной зависимости от Израиля и Иуды находился целый ряд сопредельных стран и народов, включая Едом. Известно о восстании Моава против Иорама израильского — в последние годы правления иудейского царя Иосафата (у летописца об этом не записано). Два царя предприняли тогда безуспешную, по-видимому, попытку вернуть Моав в зависимое от евреев положение (4Цар 3). А теперь вот Едом… вышел из-под власти Иуды, и Иоараму, царю иудейскому, не удалось вновь подчинить его себе (стихи 8−10а). Восстала и Ливна (стих 10 б), древний ханаанский город, и тоже отложилась от Иудеи.

Все это, пишет автор, происходило с Иорамом потому, что он оставил Господа (стих 10) и не только не препятствовал идолопоклонству иудеев, но и сам вводил их в этот грех (стих 11).

2Пар 21:12−15. Описание нечестивых деяний Иорама завершается сообщением об осуждении его Илией пророком, от которого пришло к нему письмо. В нем Илия предвещал Иораму кары Господни за его отступление с путей благочестивых отцов его — Иосафата и Асы, царей иудейских, и за то, что пошел он путем царей Израильских (стихи 12−13), а также за совершенное Иорамом братоубийство (стих 4). За все это поражением великим…

Господь поразит и народ Иудеи, и дом царский и самого Иорама, который умрет от ужасной болезни, говорилось в письме Илии. Оно привлекает особое внимание уже тем, что было единственным (упоминаемым в Священном Писании) письменным обращением великого пророка; в достоверности его многие богословы, однако, сомневаются на том основании, что Илия был взят на небо до того, как Иорам вступил на царство.

В этой связи высказывалось множество предположений, включавших и то, что письмо было написано Илией заранее, и то, что Иорам прочел его в посланном ему видении, и то, что в оригинале автором письма назван Елисей, а не Илия; но все эти предположения более или менее шатки. Остается допустить, что в самом начале царствования Иорама пророк Илия все еще жил на земле (ведь точная дата его вознесения — не известна), тем более если отсчитывать начало этого царствования не от смерти отца Иорама — Иосафата (848 г. до Р. Х.), а от 853 года (пять лет Иорам был соправителем Иосафата).

Вопросы и в этом случае, однако, остаются, в особенности вопрос о братоубийстве, которое совершить при жизни отца Иорам не мог; Илия, между тем, обвиняет Иорама и в этом. Возможно, Илия был все-таки взят с земли в 848 году или чуть позже. Во всяком случае, пророчество, высказанное в его таинственном письме, исполнилось в точности (стихи 16−20).

2Пар 21:16−20. По прошествии недолгого времени Иудею наводнили полчища Филистимлян и Аравитян (под обитавшими по соседству с ними «ефиоплянами», или кушитами, подразумеваются не африканцы, жители Эфиопии, а носившие такое же название южно-аравийские племена). Опустошив землю, по которой проходили, они закончили разграблением царского дворца; жены (возможно, за исключением Гофолии) и сыновья Иорама, кроме младшего, Охозии, были ими уведены.

А после этого Иорама поразила та страшная болезнь (стихи 18−19), о которой писал ему Илия. Крайне трудно определить ее в современных медицинских терминах; высказывались, однако, предположения о хронической дизентерии и общем перитоните с прободением кишок, когда они действительно выходят наружу (в стихе 19 о «выпадении внутренностей», у Иорама).

Даже и посмертные почести не были возданы нечестивому Иораму, умершему в жестоких страданиях (для него не были сожжены благовония, как это делалось для прочих царей; стих 19; сравните с 16:4). И отошел неоплаканный этот царь, навлекший столько несчастий на страну, и похоронили его, хоть и в Иерусалиме, но не в царских гробницах (стих 20; сравните 24:25; 26:23; 28:27).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.