2 Паралипоменон 24 глава

Вторая книга Паралипоменон
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Семи лет был Иоас, когда воцарился, и сорок лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Цивья из Вирсавии.
2 И делал Иоас угодное в очах Господних во все дни Иодая священника.
3 И взял ему Иодай двух жён, и он имел от них сыновей и дочерей.
4 И после сего пришло на сердце Иоасу обновить дом Господень,
5 и собрал он священников и левитов и сказал им: пойдите по городам Иудеи и собирайте со всех Израильтян серебро для поддержания дома Бога вашего из года в год, и поспешите в этом деле. Но не поспешили левиты.
6 И призвал царь Иодая, главу их, и сказал ему: почему ты не требуешь от левитов, чтобы они доставляли с Иудеи и Иерусалима дань, установленную Моисеем, рабом Господним, и собранием Израильтян для скинии собрания?
7 Ибо нечестивая Гофолия и сыновья её разорили дом Божий и всё посвящённое для дома Господня употребили для Ваалов.
8 И приказал царь, и сделали один ящик, и поставили его у входа в дом Господень извне.
9 И провозгласили по Иудее и Иерусалиму, чтобы приносили Господу дань, наложенную Моисеем, рабом Божиим, на Израильтян в пустыне.
10 И обрадовались все начальствующие и весь народ, и приносили и клали в ящик дотоле, доколе он не наполнился.
11 В то время, когда приносили ящик к царским чиновникам через левитов, и когда они видели, что серебра много, приходил писец царя и поверенный первосвященника, и высыпали из ящика, и относили его и ставили его на своё место. Так делали они изо дня в день, и собрали множество серебра.
12 И отдавали его царь и Иодай производителям работ по дому Господню, и они нанимали каменотёсов и плотников для подновления дома Господня, также кузнецов и медников для укрепления дома Господня.
13 И работали производители работ, и совершилось исправление руками их, и привели дом Божий в надлежащее состояние его, и укрепили его.
14 И, кончив все, они представили царю и Иодаю остаток серебра. И сделали из него сосуды для дома Господня, сосуды служебные и для всесожжений, чаши и другие сосуды золотые и серебряные. И приносили всесожжения в доме Господнем постоянно во все дни Иодая.
15 И состарился Иодай и, насытившись днями жизни, умер: сто тридцать лет было ему, когда он умер.
16 И похоронили его в городе Давидовом с царями, потому что он делал доброе в Израиле и для Бога, и для дома Его.
17 Но по смерти Иодая пришли князья Иудейские и поклонились царю; тогда царь стал слушаться их.
18 И оставили дом Господа, Бога отцов своих, и стали служить деревам посвящённым и идолам, — и был гнев Господень на Иуду и Иерусалим за сию вину их.
19 И Он посылал к ним пророков для обращения их к Господу, и они увещевали их, но те не слушали.
20 И Дух Божий облёк Захарию, сына Иодая священника, и он стал на возвышении пред народом и сказал им: так говорит Господь: для чего вы преступаете повеления Господни? не будет успеха вам; и как вы оставили Господа, то и Он оставит вас.
21 И сговорились против него, и побили его камнями, по приказанию царя, на дворе дома Господня.
22 И не вспомнил царь Иоас благодеяния, какое сделал ему Иодай, отец его, и убил сына его. И он, умирая, говорил: да видит Господь и да взыщет!
23 И по истечении года выступило против него войско Сирийское, и вошли в Иудею и в Иерусалим, и истребили из народа всех князей народа, и всю добычу, взятую у них, отослали к царю в Дамаск.
24 Хотя в небольшом числе людей приходило войско Сирийское, но Господь предал в руку их весьма многочисленную силу за то, что оставили Господа, Бога отцов своих. И над Иоасом совершили они суд,
25 и когда они ушли от него, оставив его в тяжкой болезни, то составили против него заговор рабы его, за кровь сына Иодая священника, и убили его на постели его, и он умер. И похоронили его в городе Давидовом, но не похоронили его в царских гробницах.
26 Заговорщиками же против него были: Завад, сын Шимеафы Аммонитянки, и Иегозавад, сын Шимрифы Моавитянки.
27 О сыновьях его и о множестве пророчеств против него и об устроении дома Божия написано в книге царей. И воцарился Амасия, сын его, вместо него.

Толкование Далласской семинарии

З. Иоас (глава 24)

1. РЕСТАВРАЦИЯ ИОАСОМ ХРАМА (24:1−16)

2Пар 24:1−3. Итак, Иоас, сын Охозии, вступил на царство семи лет от роду и правил Иудеей сорок лет (835−796 гг. до Р. Х.). Все те годы, что первосвященником оставался Иодай, имевший сильное влияние на царя (Иодай и двух жен выбрал ему), делал Иоас угодное в очах Господних.

2Пар 24:4−7. Очевидно, лет 20 спустя после своего воцарения (сравните 4Цар 12:6), молодой монарх решил провести реставрационные работы в храме, сильно пострадавшем в годы правления нечестивой Гофолии. Для этого требовалось собрать деньги, что и поручил Иоас священникам и левитам — в согласии с одним из установлений закона Моисеева (Исх 30:12−16). Предполагают, что установление, о котором говорится в книге Исход, не исполнялось на протяжении ряда лет.

Недовольный тем, что, вопреки его приказу, левиты медлили со сбором денег в пользу храма, который разорили царица-язычница и ее сыновья, Иоас упрекает в этом первосвященника Иодая (стихи 4−6).

2Пар 24:8−16. Отказавшись от услуг левитов, царь приказал, чтобы по всей Иудее и Иерусалиму… провозгласили его указ: отныне евреям следует приносить свою «подушную подать» в полсикля серебра, предусмотренную Моисеем, непосредственно в храм, и складывать ее в специально для этого поставленный ящик (стихи 8−9).

На указ царя народ откликнулся с такой готовностью и щедростью, что ящик заполнялся многократно, и собранное серебро поступало чрез левитов… к царским чиновникам, а от них — к искусным работникам, восстанавливавшим храм (стихи 11−12). И привели они дом Божий в надлежащее состояние. А из остатка серебра сделаны были священные сосуды и другие предметы, необходимые для служения в храме.

Дух реформаторства и ревностного отношения к Иегове не угасал в Иудее при жизни Иодая, но со смертью его дух этот стал ослабевать.

2. НЕЧЕСТИВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ИОАСА; ЦАРЬ СОВЕРШАЕТ УБИЙСТВО (24:17−27)

2Пар 24:17−20. Иоас, как следует из дальнейшего, был человеком, легко поддававшимся противоположным влияниям. Благочестивый при жизни Иодая, он склонился ко злу под воздействием сановников, которые, будучи иудеями, в душе оставались язычниками. И снова пришли в небрежение дом Господень и служение в нем, и опять стали иудеи и сам царь служить ханаанским языческим символам и идолам, за что был на них гнев Господень. Но пророков, посылаемых Господом, они не слушали (стихи 18−19). И тогда Дух Божий сошел на Захарию, сына Иодая… и он обратился ко всему народу с предупреждением, что как они оставили Господа, так и Он оставит их (стих 20).

2Пар 24:21−22. Пришедшая в ярость толпа, получившая к тому же прямое на это приказание царя, стала тут же, на дворе дома Господня, швырять в Захарию камнями… и побили его до смерти. С горечью замечает летописец, что не вспомнил царь Иоас благодеяния, какое сделал ему Иодай… и убил сына его. По всей вероятности, именно Захарию, сына Иодая, имеет в виду Иисус Христос (Мф 23:34−35; толкование на эти стихи).

Господом, правда, он назван «сыном Варахии», а не Иодая, но, надо сказать, что имя Варахии встречается в словах Христа не во всех рукописях (сравните, к примеру, Лк 11:51). Возможно и то, что «сыном Иодая» Захарию называли в значении «внука» его. Не исключено, однако, что Иисус имел в виду пророка Захарию, автора одноименной книги Ветхого Завета, отец которого действительно звался Варахией (Зах 1:1).

Умирая, Захария призвал на голову царя кару Господню (стих 22).

2Пар 24:23−27. Отмщение за кровь пророка пришло довольно скоро. Уже следующей весной войско Сирийское пришло в Иудею и в Иерусалим, и все иудейские сановники и вожди (видимо, в значении большинства их) были ими истреблены, и огромную добычу… отослали они к своему царю в Дамаск. (Другие сражения иудеев с сирийцами происходили в царствования Охозии и Ахаза; 2Пар 22:5 и 28:5.) В данном случае сирийцев, явившихся в Иудею, было относительно немного, из чего явствовало, что это Господь совершил над Иоасом Свой суд.

Возможно, сам царь был тяжело ранен (начало стих 25). Когда сирийцы ушли, два человека из его окружения убили его в его спальне за кровь сына Иодая, священника. По всей видимости, они полагали, что тем отвратят от страны гнев Божий. Даже в смерти своей Иоас подвергся бесчестию, ибо, как и еще несколько царей Иудеи, не был похоронен в царских гробницах вместе со своими предками (сравните 21:20; 26:23; 28:27) и праведным первосвященником Иодаем! (24:16).

Имена убийц Иоаса приведены и в 4Цар 12:21 (хотя имеются некоторые расхождения в написании их); летописец, кроме того, добавляет, что по материнской линии один из них был аммонитянином, а другой — моавитянином. Может быть, этим он хотел подчеркнуть, что в насильственной смерти одного из помазанных сынов Давидовых были повинны чужеземцы.

Под «книгой царей», возможно, понимаются 3 и 4 книги Царств.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.