2 Паралипоменон 26 глава

Вторая книга Паралипоменон
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 И взял весь народ Иудейский Озию, которому было шестнадцать лет, и поставили его царём на место отца его Амасии.
2 Он обстроил Елаф и возвратил его Иудее, после того как почил царь с отцами своими.
3 Шестнадцати лет был Озия, когда воцарился, и пятьдесят два года царствовал в Иерусалиме; имя матери его Иехолия из Иерусалима.
4 И делал он угодное в очах Господних точно так, как делал Амасия, отец его;
5 и прибегал он к Богу во дни Захарии, поучавшего страху Божию; и в те дни, когда он прибегал к Господу, споспешествовал ему Бог.
6 И он вышел и сразился с Филистимлянами, и разрушил стены Гефа и стены Иавнеи и стены Азота; и построил города в области Азотской и у Филистимлян.
7 И помогал ему Бог против Филистимлян и против Аравитян, живущих в Гур-Ваале, и против Меунитян;
8 и давали Аммонитяне дань Озии, и дошло имя его до пределов Египта, потому что он был весьма силён.
9 И построил Озия башни в Иерусалиме над воротами угольными и над воротами долины и на углу, и укрепил их.
10 И построил башни в пустыне, и иссёк много водоёмов, потому что имел много скота, и на низменности и на равнине, и земледельцев и садовников на горах и на Кармиле, ибо он любил земледелие.
11 Было у Озии и войско, выходившее на войну отрядами, по счёту в списке их, составленном рукою Иеиела писца и Маасеи надзирателя, под предводительством Ханании, одного из главных сановников царских.
12 Всё число глав поколений, из храбрых воинов, было две тысячи шестьсот,
13 и под рукою их военной силы триста семь тысяч пятьсот, вступавших в сражение с воинским мужеством, на помощь царю против неприятеля.
14 И заготовил для них Озия, для всего войска, щиты и копья, и шлемы и латы, и луки и пращные камни.
15 И сделал он в Иерусалиме искусно придуманные машины, чтоб они находились на башнях и на углах для метания стрел и больших камней. И пронеслось имя его далеко, потому что он дивно оградил себя и сделался силён.
16 Но когда он сделался силён, возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом, Богом своим, ибо вошёл в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном.
17 И пошёл за ним Азария священник, и с ним восемьдесят священников Господних, людей отличных,
18 и воспротивились Озии царю и сказали ему: не тебе, Озия, кадить Господу; это дело священников, сынов Аароновых, посвящённых для каждения; выйди из святилища, ибо ты поступил беззаконно, и не будет тебе это в честь у Господа Бога.
19 И разгневался Озия, — а в руке у него кадильница для каждения; и когда разгневался он на священников, проказа явилась на челе его, пред лицом священников, в доме Господнем, у алтаря кадильного.
20 И взглянул на него Азария первосвященник и все священники; и вот, у него проказа на челе его. И понуждали его выйти оттуда, да и сам он спешил удалиться, так как поразил его Господь.
21 И был царь Озия прокажённым до дня смерти своей, и жил в отдельном доме и отлучён был от дома Господня. А Иоафам, сын его, начальствовал над домом царским и управлял народом земли.
22 Прочие деяния Озии, первые и последние, описал Исаия, сын Амоса, пророк.
23 И почил Озия с отцами своими, и похоронили его с отцами его на поле царских гробниц, ибо говорили: он прокажённый. И воцарился Иоафам, сын его, вместо него.

Толкование Далласской семинарии

К. Озия (глава 26)

2Пар 26:1. После смерти Амасии… народ Иудейский посадил на трон сына его Озию (он же — Азария; 4Цар 14:21), которому было всего шестнадцать лет. Царствовал Озия-Азария на редкость долго: 52 года (790−739 гг. до Р. Х.; стих 3). Однако в связи с пребыванием на троне Иудеи Амасии и затем сына его Озии возникает весьма серьезная хронологическая проблема, решить которую богословы пытаются на протяжении веков, выдвигая различные аргументы и версии.

Как правило, принимаются следующие даты этих царствований (с отклонениями в 1−2 года): Амасия (796−767 гг. до Р. Х.), Озия (790−739 гг. до Р. Х.). Но если Озия стал править Иудеей в 790-м году, то должен был быть соправителем при своем отце на протяжении 23 лет! Между тем, как летописец, так и автор 4-й Царств как будто бы указывают на то, что Озия стал царем вместо своего отца. А, кроме того, ясно говорится о том, что было ему в то время 16 лет. Как же он мог править вместе с отцом 23 года?

Невозможно рассмотреть здесь эту проблему во всех ее частностях. Одна из версий, представляющаяся правдоподобной, сводится к следующему. Власть имущие в Иудее рано начали опасаться того, что правление Амасии выльется в нестабильное и некомпетентное, и поэтому сделали его соправителем юного Озию. Другими словами, «самостоятельно» Амасия царствовал всего шесть лет (796−790 гг.), а в 790 году Озия, тогда 16 лет от роду, был назначен как бы вторым царем. Совместное правление его с отцом могло продолжаться 23 года, до убийства Амасии в 767 году. В таком случае Озия единовластно правил лишь 29 лет — до собственной смерти в 739 г. до Р. Х.

Возможно, в 2Пар 26:1 летописец имеет в виду, что Озию… поставили… на место отца в возрасте 16 лет именно в качестве его соправителя. В пользу такой «реконструкции событий» как будто бы говорит тот факт, что религиозное образование Озия получал под руководством Захарии (стих 5). Многие полагают, что речь идет о Захарии, сыне Иодая. Но Захария был побит камнями в дни Иоаса, предшественника Амасии на троне (24:21−22), а сам Иоас был убит в 796 году. Озия, следовательно, способен был по возрасту к учебе до 796 года.

Если исходить из того, что 16 лет было ему в 790 году, то в те несколько лет, что предшествовали 796 году, он действительно «подлежал обучению», будучи 7−10 лет от роду. Однако к осуществлению самостоятельной политики он приступил не раньше 767 года; дела и события, связанные с этим, как раз и интересуют летописца.

2Пар 26:2. Озия возвратил… Иудее… Елаф и заново отстроил его. (Относительно местонахождения Елафа в толковании на 8:17.) По-видимому, идумеи вновь овладели Елафом, когда восстали против Иудеи в царствование Иорама (21:8−10), прапрадеда Озии. Озия же опять отвоевал его, но при его внуке, Ахазе, идумеи снова овладели Елафом (4Цар 16:6).

2Пар 26:3−8. В отношении Озии сказано, что в той мере, в какой он прибегал к Господу, споспешествовал ему Бог. Озия успешно воевал с извечными врагами евреев Филистимлянами, и разрушил несколько их городов (стих 6), после чего возвел в тех местах собственные города. Бог… помогал ему и в войнах с аравийскими племенами (где находился Гур-Ваал, не установлено), а также против Меунитян (сравните 1Пар 4:41 и толкование на этот стих). Данниками царя Озии стали Аммонитяне, и дошла слава о нем (сравните 26:15) до границы Египта.

2Пар 26:9−15. Благоуспешными были оборонительная, а также аграрная политика Озии. В нескольких местах Иерусалимской стены он возвел крепостные башни, возможно, и в той, восстановленной им части се, которая была разрушена израильским царем Иоасом (25:23). (Относительно Угольных ворот в толковании на 25:23; ворота Долины, полагают, находились в западной части города, близ нынешних Яффских ворот (Неем 2:13, 15; 3:13); относительно крепостной башни на углу Неем 3:19−20, 24−25.)

Несомненно, полезным (для охраны многочисленных стад, пасшихся в пустыне, от хищных зверей) было возведение там сторожевых башен; водоемы, «иссеченные» по приказанию Озии во многих местах, вероятно, служили не только для водопоя скота, но и для орошения полей.

Войско Озии численностью (триста семь тысяч пятьсот; стих 13) лишь не намного превосходило то, что было в Иудее при отце его, Амасии (сравните 25:5), но это, по всей вероятности, было хорошо организованное войско, разделенное на отряды и подлежавшее строгому учету; командовали отрядами главы соответствующих родов, кланов (в Библии — поколений), числом две тысячи шестьсот. Отряды эти были по тому времени отлично вооружены (стих 14). Здесь впервые в Библии говорится о камнеметательных машинах (стих 15), изобретенных, как следует из текста, при Озии. На основании исторических данных предполагают, что это были первые, примитивные, образцы их.

2Пар 26:16−20. По прошествии лет Озия, по причине силы и славы своих, все возраставших, настолько возгордился, что сделался преступником пред Господом (стих 16; сравните Притч 16:18; 18:12). Возможно, к гибельному для Озии искушению послужило принятое у некоторых древних народов совмещение в лице монарха царской и жреческой функций. Но Иеговой, отделившим для исполнения священнического служения лишь потомков Аарона, подобное совмещение было недвусмысленно запрещено.

И вот, вопреки этому запрету, Озия явился однажды в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном. Первосвященник Азария… и с ним еще восемьдесят священников воспротивились этому святотатству (2Пар 26:16−18; сравните Исх 30:7−8), но Озия лишь разгневался на них, и тогда его прямо у алтаря поразила проказа, выступившая на лбу у него. Осознав в следующий момент, что Господь… поразил его, и он сделался ритуально нечист царь сам поспешил отойти от алтаря (стихи 19−20; Лев 13).

2Пар 26:21−23. И был царь Озия прокаженным до дня смерти своей, и по этой причине не только не мог более входить на территорию храма, но и жил в изоляции от общества (в отдельном доме); бразды правления страной он вынужден был передать сыну своему Иоафаму. Жертвой «остракизма» он остался и по смерти своей, так как по причине поразившей его проказы, воспринимавшейся как символ нечистоты, не мог быть погребен в царских гробницах, но похоронили его… на поле, очевидно, на некотором расстоянии от них (сравните 21:20; 24:25; 28:27).

Летописец ссылается на пророка Исаию как на того, кто более подробно описал жизнь и царствование Озии (Ис 1:1; 6:1).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.