2 Паралипоменон 28 глава

Вторая книга Паралипоменон
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Двадцати лет был Ахаз, когда воцарился, и шестнадцать лет царствовал в Иерусалиме; и он не делал угодного в очах Господних, как делал Давид, отец его:
2 он шёл путями царей Израильских, и даже сделал литые статуи Ваалов;
3 и он совершал курения на долине сынов Еннома, и проводил сыновей своих через огонь, подражая мерзостям народов, которых изгнал Господь пред лицом сынов Израилевых;
4 и приносил жертвы и курения на высотах и на холмах и под всяким ветвистым деревом.
5 И предал его Господь, Бог его, в руку царя Сириян, и они поразили его и взяли у него множество пленных и отвели в Дамаск. Также и в руку царя Израильского был предан он, и тот произвёл у него великое поражение.
6 И избил Факей, сын Ремалиин, Иудеев сто двадцать тысяч в один день, людей воинственных, потому что они оставили Господа, Бога отцов своих.
7 Зихрий же, силач из Ефремлян, убил Маасею, сына царя, и Азрикама, начальствующего над дворцом, и Елкану, второго по царе.
8 И взяли сыны Израилевы в плен у братьев своих, Иудеев, двести тысяч жён, сыновей и дочерей; также и множество добычи награбили у них, и отправили добычу в Самарию.
9 Там был пророк Господень, имя его Одед. Он вышел пред лицо войска, шедшего в Самарию, и сказал им: вот, Господь, Бог отцов ваших, во гневе на Иудеев, предал их в руку вашу, и вы избили их с такою яростью, которая достигла до небес.
10 И теперь вы думаете поработить сынов Иуды и Иерусалима в рабы и рабыни себе. А разве на самих вас нет вины пред Господом, Богом вашим?
11 Итак, послушайте меня, и возвратите пленных, которых вы захватили из братьев ваших, ибо пламень гнева Господня на вас.
12 И встали некоторые из начальников сынов Ефремовых: Азария, сын Иегоханана, Берехия, сын Мешиллемофа, и Езекия, сын Шаллума, и Амаса, сын Хадлая, против шедших с войны,
13 и сказали им: не вводите сюда пленных, потому что грех был бы нам пред Господом. Неужели вы думаете прибавить к грехам нашим и к преступлениям нашим? велика вина наша, и пламень гнева Господня над Израилем.
14 И оставили вооружённые пленных и добычу у военачальников и всего собрания.
15 И встали мужи, упомянутые по именам, и взяли пленных, и всех нагих из них одели из добычи, — и одели их, и обули их, и накормили их, и напоили их, и помазали их елеем, и посадили на ослов всех слабых из них, и отправили их в Иерихон, город пальм, к братьям их, и возвратились в Самарию.
16 В то время послал царь Ахаз к царям Ассирийским, чтоб они помогли ему,
17 ибо Идумеяне и ещё приходили, и многих побили в Иудее, и взяли в плен;
18 и Филистимляне рассыпались по городам низменного края и юга Иудеи и взяли Вефсамис и Аиалон, и Гедероф и Сохо и зависящие от него города, и Фимну и зависящие от неё города, и Гимзо и зависящие от него города, и поселились там.
19 Так унизил Господь Иудею за Ахаза, царя Иудейского, потому что он развратил Иудею и тяжко грешил пред Господом.
20 И пришёл к нему Феглафелласар, царь Ассирийский, но был в тягость ему, вместо того, чтобы помочь ему,
21 потому что Ахаз взял сокровища из дома Господня и дома царского и у князей и отдал царю Ассирийскому, но не в помощь себе.
22 И в тесное для себя время он продолжал беззаконно поступать пред Господом, он — царь Ахаз.
23 И приносил он жертвы богам Дамасским, думая, что они поражали его, и говорил: боги царей Сирийских помогают им; принесу я жертву им, и они помогут мне. Но они были на падение ему и всему Израилю.
24 И собрал Ахаз сосуды дома Божия, и сокрушил сосуды дома Божия, и запер двери дома Господня, и устроил себе жертвенники по всем углам в Иерусалиме,
25 и по всем городам Иудиным устроил высоты для каждения богам иным, и раздражал Господа, Бога отцов своих.
26 Прочие дела его и все поступки его, первые и последние, описаны в книге царей Иудейских и Израильских.
27 И почил Ахаз с отцами своими, и похоронили его в городе, в Иерусалиме, но не внесли его в гробницы царей Израилевых. И воцарился Езекия, сын его, вместо него.

Толкование Далласской семинарии

М. Ахаз (глава 28)

2Пар 28:1−4. Четыре года царствовал… Ахаз вместе со своим отцом Иоафамом (толкование на 27:1). И еще шестнадцать лет — единовластно (731−715 гг. до Р. Х.). Он не поступал так, как предок его Давид; Ахаз был нечестивым царем — таким же, как цари Северного, Израильского, царства. Судя по употреблению имени Ваала во множественном числе, Ахаз отлил статуи разных языческих божеств, по всей видимости, и Астарты. Он поклонялся идолам в долине… Еннома, или Гиннома, и даже приносил им человеческие жертвы, «проводя через огонь» и собственных сыновей. Поклонение и жертвоприношения на высотах… и под всяким ветвистым деревом, приняли при нем особый размах. (О грехах Ахаза и в комментариях на 28:19, 22−25.)

Чаще всего человеческие жертвы приносились аммонитянами богу Молоху; Моисеевым законом эта практика была категорически осуждена (Лев 18:2!; 2С:2−5; Втор 12:31). Главным местом принесения в жертву людей была упомянутая долина Гинном, простиравшаяся на юг и на запад от Иерусалима; позднее это место получило название «геенны» (из евр. ге — «долина» и собственного имени этой долины — в евр. транскрипции Хин-ком). Там постоянно горел огонь — как ритуальный (для принесения жертв), так и «обычный» — для более полного сжигания останков и разного мусора. С какого-то времени словом «геенна» стали называть ад (толкование на Мф 5:22).

2Пар 28:5−8. Откровенно греховное поведение Ахаза было наказано Богом, предавшим его в руки сирийского царя Рецина (4Цар 16:5), который вошел в Иудею и взял там множество пленных. Это было третье поражение, нанесенное сирийцами иудеям (22:5; 24:23). Пострадал Ахаз и от израильского царя Факея, который в один день уничтожил сто двадцать тысяч… Иудеев. В тот день погибли и некоторые члены семьи Ахаза и его ближайшие сановники. И пленных взяли израильтяне у братьев своих огромное число: двести тысяч человек, которых, вместе с награбленной добычей, отправили в Самарию.

2Пар 28:9−15. И все-таки, как следует из 4Цар 16:5, полностью Ахаз израильтянами разгромлен не был. На пути же тысяч пленных иудеев в Самарию вдруг появился пророк Господень, по имени Одед. Он вышел пред лицо израильского войска и стал убеждать военачальников, что попытка обратить в рабов такое количество братьев своих иудеев лишь усугубит гнев Господа против Израиля, у которого и без того немалая вина пред Богом его.

И вняли голосу пророка четверо из военачальников (из колена Ефремова), которые названы по именам в стихе 12, и приказали войску не вести пленных дальше. И отдал каждый из воинов своих пленных и свою добычу командирам, и те приказали одеть и накормить всех взятых в плен и отправить их в Иерихон, город в Иудее, откуда они могли бы добраться до дома.

Приводимые здесь громадные цифры убитых и взятых в плен могут вызвать недоумение; заметим, что в различных списках Септуагинты приводятся и другие цифры, к примеру, в одном из них говорится о 20 тысячах пленных, и это представляется более правдоподобным.

2Пар 28:16−18. Не удовлетворенный добрым жестом израильтян, царь Ахаз вступил в переговоры с царем ассирийским Тиглатпалассаром III (745−727 гг. до Р. Х.), ища у него помощи и поддержки. (В большинстве древних еврейских манускриптов и в русской Библии, в отличие от Септуагинты, стоит «послал… к царям» Ассирийским; имеется, однако, в виду именно Тиглатпалассар III.) Живший в дни Ахаза пророк Исаия пытался отговорить царя от этого союза (Ис 7:4−9), но безуспешно.

Ахаз полагал, что нуждается в нем, видя, что враги одолевают его со всех сторон: Иудею разоряли Идумеяне, совершавшие набеги на нее с востока (толкование на 2Пар 26:2), и Филистимляне, наступавшие с запада и с юга, захватывали города ее один за другим. К тому же сохранялась угроза и со стороны Сирии и Израиля, о чем упомянуто в 4Цар 16:5−9 и в Ис 7:1−17.

2Пар 28:19−27. Но не в помощь, а в тягость оказался Тиглатпалассар для Ахаза, ибо, несмотря на щедрую взятку, которую он дал ассирийцу (сокровища из храма, дворца и полученные в результате поборов с частных лиц), тот не принес ему блага.

Автор книг Царств пишет, что по просьбе Ахаза Тиглатпалассар пошел на Дамаск, и пала под его ударами столица Сирии (4Цар 16:9). Вступил он и на территорию Северного царства и захватил у израильтян несколько городов (4Цар 15:29). Это, однако, не противоречит мысли летописца, который больше зла, чем в военных поражениях видел в духовном падении. А еще большему духовному падению Ахаза несомненно способствовало его сближение с ассирийцами. Это видно хотя бы из того, как легко склонялся этот царь к поклонению чужим богам.

Так, он пытался «задобрить» сирийских богов, полагая, что это они, в лице сирийцев, одержали над ним победу. И в тесное для себя время он искал их помощи, продолжая беззаконно поступать пред Господом. Следуя своей логике, он, видя, что ассирийцы нанесли теперь поражение сирийцам, должен был обратиться к ассирийским богам. Так или иначе, от Господа Ахаз отвернулся и своими руками опустошил храм Его и даже запер двери храма, устроив себе многочисленные жертвенники и высоты, как в Иерусалиме, так и по всем городам Иудиным.

И повсюду поклонялись Ахаз и народ богам иным, раздражая Господа, Бога отцов своих (стихи 24−25; сравните стихи 2−4). Как последний аккорд в жизнеописании нечестивого царя звучат слова летописца о том, что по смерти своей Ахаз был похоронен, хоть и в Иерусалиме, но не в гробницах царей Израилевых (стих 27). Обращает на себя внимание настойчивое повторение летописцем той мысли, что все бедствия Иуды при царе Ахазе были результатом Божиего суда над этим царем и над народом Иудеи, еще более при нем развратившемся (28:9, 19, 256).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.