2 Паралипоменон 29 глава

Вторая книга Паралипоменон
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Езекия воцарился двадцати пяти лет, и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Авия, дочь Захарии.
2 И делал он угодное в очах Господних точно так, как делал Давид, отец его.
3 В первый же год царствования своего, в первый месяц, он отворил двери дома Господня и возобновил их,
4 и велел прийти священникам и левитам, и собрал их на площади восточной,
5 и сказал им: послушайте меня, левиты! Ныне освятитесь сами и освятите дом Господа, Бога отцов ваших, и выбросьте нечистоту из святилища.
6 Ибо отцы наши поступали беззаконно, и делали неугодное в очах Господа, Бога нашего, и оставили Его, и отвратили они лица свои от жилища Господня, и оборотились спиною,
7 и заперли двери притвора, и погасили светильники, и не сожигали курения, и не возносили всесожжений во святилище Бога Израилева.
8 И был гнев Господа на Иудею и на Иерусалим, и Он отдал их на позор, на опустошение и на посмеяние, как вы видите глазами вашими.
9 И вот, пали отцы наши от меча, а сыновья наши и дочери наши и жёны наши за это в плену доныне.
10 Теперь у меня на сердце — заключить завет с Господом, Богом Израилевым, да отвратит от нас пламень гнева Своего.
11 Дети мои! не будьте небрежны, ибо вас избрал Господь предстоять лицу Его, служить Ему и быть у Него служителями и возжигателями курений.
12 И встали левиты: Махаф, сын Амасая, и Иоель, сын Азарии, из сыновей Каафовых; и из сыновей Мерариных: Кис, сын Авдия, и Азария, сын Иегаллелела; и из племени Гирсонова: Иоах, сын Зиммы, и Еден, сын Иоаха;
13 и из сыновей Елицафановых: Шимри и Иеиел; и из сыновей Асафовых: Захария и Матфания;
14 и из сыновей Емановых: Иехиел и Шимей; и из сыновей Идифуновых: Шемаия и Уззиел.
15 Они собрали братьев своих и освятились, и пошли по приказанию царя очищать дом Господень по словам Господа.
16 И вошли священники внутрь дома Господня для очищения, и вынесли всё нечистое, что нашли в храме Господнем, на двор дома Господня, а левиты взяли это, чтобы вынести вон к потоку Кедрону.
17 И начали освящать в первый день первого месяца, и в восьмой день того же месяца вошли в притвор Господень; и освящали дом Господень восемь дней, и в шестнадцатый день первого месяца кончили.
18 И пришли в дом к царю Езекии и сказали: мы очистили дом Господень, и жертвенник для всесожжения, и все сосуды его, и стол для хлебов предложения, и все сосуды его;
19 и все сосуды, которые забросил царь Ахаз во время царствования своего, в беззаконии своём, мы приготовили и освятили, и вот, они пред жертвенником Господним.
20 И встал царь Езекия рано утром и собрал начальников города, и пошёл в дом Господень.
21 И привели семь тельцов и семь овнов, и семь агнцев и семь козлов на жертву о грехе за царство и за святилище и за Иудею; и приказал он сынам Аароновым, священникам, вознести всесожжение на жертвенник Господень.
22 И закололи тельцов, и взяли священники кровь, и окропили жертвенник, и закололи овнов, и окропили кровью жертвенник; и закололи агнцев, и окропили кровью жертвенник.
23 И привели козлов за грех пред лицо царя и собрания, и они возложили руки свои на них.
24 И закололи их священники, и очистили кровью их жертвенник для заглаждения грехов всего Израиля, ибо за всего Израиля приказал царь принести всесожжение и жертву о грехе.
25 И поставил он левитов в доме Господнем с кимвалами, псалтирями и цитрами, по уставу Давида и Гада, прозорливца царёва, и Нафана пророка, так как от Господа был устав этот через пророков Его.
26 И стали левиты с музыкальными орудиями Давидовыми и священники с трубами.
27 И приказал Езекия вознести всесожжение на жертвенник. И в то время, как началось всесожжение, началось пение Господу, при звуке труб и орудий Давида, царя Израилева.
28 И всё собрание молилось, и певцы пели, и трубили трубы, доколе не окончилось всесожжение.
29 По окончании же всесожжения царь и все находившиеся при нём преклонились и поклонились.
30 И сказал царь Езекия и князья левитам, чтоб они славили Господа словами Давида и Асафа прозорливца, и они славили с радостью и преклонялись и поклонялись.
31 И продолжал Езекия и сказал: теперь вы посвятили себя Господу; приступайте и приносите жертвы и благодарственные приношения в дом Господень. И понесло все собрание жертвы и благодарственные приношения, и всякий, кто расположен был сердцем, — всесожжения.
32 И было число всесожжений, которые привели собравшиеся: семьдесят волов, сто овнов, двести агнцев — всё это для всесожжения Господу.
33 Других священных жертв было: шестьсот из крупного скота и три тысячи из мелкого скота.
34 Но священников было мало, и они не могли сдирать кож со всех всесожжений, и помогали им братья их левиты, до окончания дела и доколе освятились прочие священники, ибо левиты были более тщательны в освящении себя, нежели священники.
35 Притом же всесожжений было множество с туками мирных жертв и с возлияниями при всесожжении. Так восстановлено служение в доме Господнем.
36 И радовался Езекия и весь народ о том, что Бог так расположил народ, ибо это сделалось неожиданно.

Толкование Далласской семинарии

Н. Езекия (главы 29−32)

1. ОЧИЩЕНИЕ ХРАМА (глава 29)

2Пар 29:1−9. Езекия, который единовластно правил двадцать девять лет (715−686 гг. до Р. Х.), до этого тоже, по-видимому, делил трон со своим отцом, Ахазом, — на протяжении 14 лет (729−715 гг. до Р. Х.). Но повествованием летописца охвачен двадцатидевятилетний период жизни его и царствования после 715 года. Северное, Израильское царство к тому времени уже пало под ударами ассирийцев (722 г. до Р. Х.), и значительная часть его населения была депортирована (4Цар 17:1−6).

Езекия был одним из выдающихся царей Иудеи (4Цар 18:5). В первый же месяц своего самостоятельного правления он открыл двери храма, запертые нечестивым отцом его, Ахазом (2Пар 28:24), и приказал починить их, а затем привести дом Господень в порядок. Для этого он собрал перед храмом (на площади восточной) священников и левитов и повелел им освятиться самим для последующего очищения и освящения храма, который (что не трудно себе представить) в годы правления Ахаза не только подвергся осквернению, но и пришел в запустение (стихи 5−7). За то и был… на Иудею и на Иерусалим… гнев Господа (28:9, 25), последствия которого иудеи ощущали и ко времени воцарения Езекии, ибо многие их сыновья… дочери… и жены продолжали находиться в плену — в Сирии, Израиле и Едоме (28:5−8, 17).

2Пар 29:10−14. И вот теперь Езекия принародно заявил о своем желании возобновить завет с Господом, чтобы Он вновь стал благословлять народ Свой. Вслед за тем левиты (стих 12), в сердцах которых призыв царя нашел отклик, сгруппировались, в соответствии с установлениями Моисея, согласно происхождению своему от трех сыновей Левия — Каафа, Мерари и Гирсона. Среди 14 левитов, которые встали, были и потомки людей весьма известных — таких, как Елицафан (стих 13; Чис 30:30; 1Пар 15:8), и знаменитые певцы — Асаф и Идифун (стихи 13−14).

2Пар 29:15−19. Итак, вышедшие вперед левиты, с теми, кто, очевидно, помогал им, приступили к очищению храма от всего нечистого, что нашли в нем, т. е. от предметов языческих культов; все нечистое было отнесено к реке Кедрову для последующего уничтожения (сравните 15:16; 30:14). Делалось это в согласии со словом Господним, как записано оно во Втор 12:2−4.

Сказанное в стихе 17 надо понимать в том смысле, что на протяжении первых восьми дней очищению и повторному освящению подверглось все (нуждавшееся в этом) вне собственно храма (в частности, притвор его; 2Пар 3:4), а в следующие восемь дней сам дом Господень и все священные предметы в нем (стихи 18−19), и в шестнадцатый день работа была окончена, о чем и доложили левиты царю Езекии.

2Пар 29:20−30. Уже на следующий день было, по повелению Езекии, устроено грандиозное, празднество, жертвоприношения; число жертв за грех — 28 животных — превышало установленную норму (Лев 4:1 — 5:13). Примечательно, что это жертвоприношение о грехе было совершено именно за весь Израиль, а не только за два колена, образовывавших Иудейское царство.

Все происходило в обстановке особой торжественности (обращает на себя внимание, что священники возлагали руки на… козлов, приносимых за грех, что напоминает древний ритуал с участием «козла отпущения» в день очищения; Лев 16:21). На своих местах были левиты-музыканты, и принесение всесожжения совершалось при звуках их пения Господу и труб, на которых трубили священники (стихи 25−28). Не вполне понятно упоминание здесь Гада… и Нафана.

В этот день звучали псалмы царя Давида и Асафа прозорливца (стих 30). По окончании церемонии царь и все присутствовавшие простерлись пред Господом ниц (преклонились и поклонились).

2Пар 29:31−36. Это было официальное жертвоприношение за Израиль в целом, и за Иудею, и за храм; по завершении его Езекия предоставил возможность каждому члену общества, который посвятил себя Господу, принести по желанию жертвы индивидуальные. И приносил народ жертвы… благодарственные, так называемые «мирные» (Лев 3; 7:11−21); а для всесожжения Господу было принесено семьдесят волов, сто овнов, двести агнцев (стих 32). Перечисленное в стихе 33 — шестьсот голов крупного скота и три тысячи… мелкого — было, очевидно, принесено и во всесожжение и в жертву мирную (для общинной трапезы). Упомянуты тут и «возлияния» (стих 35) — как часть ежедневных всесожжений (Исх 29:38−41).

Снимать кожу с жертвенных животных надлежало священникам (Лев 1:6), но, говорит летописец, для жертвоприношения, столь грандиозного, священников оказалось мало (возможно, некоторые из них не успели пройти положенный им ритуал очищения, а левиты, сказано, были более тщательны в освящении себя, нежели священники); так или иначе, пришлось левитам помогать священникам сдирать кожи.

Так в первый месяц воцарения Езекии состоялось восстановление должного служения в доме Господнем. Автор подчеркивает, что единодушный и торжествующий характер происшедшего явился неожиданным (стих 36), и потому Езекия и весь народ восприняли это как действие Божией силы в их сердцах; мысль о том, что Бог так расположил народ, наполняла их особой радостью.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.