2 Паралипоменон 35 глава

Вторая книга Паралипоменон
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 И совершил Иосия в Иерусалиме пасху Господу, и закололи пасхального агнца в четырнадцатый день первого месяца.
2 И поставил он священников на местах их, и ободрял их на служение в доме Господнем,
3 и сказал левитам, наставникам всех Израильтян, посвящённым Господу: поставьте ковчег святой в храме, который построил Соломон, сын Давидов, царь Израилев; нет вам нужды носить его на раменах; служите теперь Господу, Богу нашему, и народу Его, Израилю;
4 станьте по поколениям вашим, по чередам вашим, как предписано Давидом, царём Израилевым, и как предписано Соломоном, сыном его,
5 и стойте во святилище, по распределениям поколений у братьев ваших, сынов народа, и по разделению поколений у левитов,
6 и заколите пасхального агнца, и освятитесь, и приготовьте его для братьев ваших, поступая согласно со словом Господним через Моисея.
7 И дал Иосия в дар сынам народа, всем, находившимся там, из мелкого скота агнцев и козлов молодых, всё для жертвы пасхальной, числом тридцать тысяч, и три тысячи волов. Это из имущества царя.
8 И князья его по усердию давали в дар народу, священникам и левитам: Хелкия и Захария и Иехиил, начальствующие в доме Божием, дали священникам для жертвы пасхальной две тысячи шестьсот овец, агнцев и козлов и триста волов;
9 и Хонания, и Шемаия, и Нафанаил, братья его, и Хашавия, и Иеиел, и Иозавад, начальники левитов, подарили левитам для жертвы пасхальной овец пять тысяч и пятьсот волов.
10 Так устроено было служение. И стали священники на место своё и левиты по чередам своим, по повелению царскому;
11 и закололи пасхального агнца. И кропили священники кровью, принимая её из рук левитов, а левиты снимали кожу;
12 и распределили назначенное для всесожжения, чтобы раздать то по отделениям поколений у сынов народа, для принесения Господу, как написано в книге Моисеевой. То же сделали и с волами.
13 И испекли пасхального агнца на огне, по уставу; и священные жертвы сварили в котлах, горшках и кастрюлях, и поспешно раздали всему народу,
14 а после приготовили для себя и для священников, ибо священники, сыны Аароновы, заняты были приношением всесожжения и туков до ночи; потому-то и готовили левиты для себя и для священников, сынов Аароновых.
15 И певцы, сыновья Асафовы, оставались на местах своих, по установлению Давида и Асафа, и Емана и Идифуна, прозорливца царского, и привратники у каждых ворот: не для чего было им отходить от служения своего, так как братья их левиты готовили для них.
16 Так устроено было всё служение Господу в тот день, чтобы совершить пасху и принести всесожжения на жертвеннике Господнем, по повелению царя Иосии.
17 И совершали сыны Израилевы, находившиеся там, пасху в то время и праздник опресноков в течение семи дней.
18 И не была совершаема такая пасха у Израиля от дней Самуила пророка; и из всех царей Израилевых ни один не совершал такой пасхи, какую совершил Иосия, и священники, и левиты, и все Иудеи, и Израильтяне, там находившиеся, и жители Иерусалима.
19 В восемнадцатый год царствования Иосии совершена сия пасха.
20 После всего того, что сделал Иосия в доме Божием, пошёл Нехао, царь Египетский, на войну к Кархемису на Евфрате; и Иосия вышел навстречу ему.
21 И послал к нему Нехао послов сказать: что мне и тебе, царь Иудейский? Не против тебя теперь иду я, но туда, где у меня война. И Бог повелел мне поспешать; не противься Богу, Который со мною, чтоб Он не погубил тебя.
22 Но Иосия не отстранился от него, а приготовился, чтобы сразиться с ним, и не послушал слов Нехао от лица Божия и выступил на сражение на равнину Мегиддо.
23 И выстрелили стрельцы в царя Иосию, и сказал царь слугам своим: уведите меня, потому что я тяжело ранен.
24 И свели его слуги его с колесницы, и посадили его в другую повозку, которая была у него, и отвезли его в Иерусалим. И умер он, и похоронен в гробницах отцов своих. И вся Иудея и Иерусалим оплакали Иосию.
25 Оплакал Иосию и Иеремия в песне плачевной; и говорили все певцы и певицы об Иосии в плачевных песнях своих, известных до сего дня, и передали их в употребление у Израиля; и вот, они вписаны в книгу плачевных песней.
26 Прочие деяния Иосии и добродетели его, согласные с предписанным в законе Господнем,
27 и деяния его, первые и последние, описаны в книге царей Израильских и Иудейских.

Толкование Далласской семинарии

2. СОВЕРШЕНИЕ ПАСХИ ИОСИЕЙ (35:1−19)

а. Подготовка к Пасхе (35:1−9)

2Пар 35:1−4. На восемнадцатом году своего правления (35:19), т. е. в тот же год, когда начались, и, очевидно, были закончены ремонтные работы в храме (34:8), совершил Иосия… пасху Господу (сравните с описанием пасхи, совершенной Езекией, в Гл. 30). Обязав священников и левитов исполнять их служение в доме Господнем… на местах их, он повелел им установить ковчег во Святом-святых и больше не носить его на плечах, подобно тому, как это некогда делалось в пустыне. Но возникает вопрос: разве ковчег не стоял во святилище с тех пор, как Соломон построил храм Господу?

Ответ, вероятно, в том, что или ассирийский царь, взявший Иерусалим при Манассии, приказал вынести ковчег, либо это сделал сам нечестивый Манассия или сын его Амон. Но теперь благочестивый Иосия приказал водворить ковчег на место. Существует и другое предположение: священники и левиты, хранившие верность Господу, могли (в неблагоприятные для поклонения Иегове времена) прятать ковчег в каком-то тайном месте; возможно, они переносили его с места на место «на раменах своих» (стих 3), как столетия назад их «отцы» в пустыне. Так или иначе, при благочестивом Иосии ковчег был установлен на месте, предназначенном для него.

Левиты вновь, как это было предписано Давидом и соблюдалось Соломоном, были разделены для несения соответствующих служб по родам и кланам (по поколениям, по чередам; стих 4). В дни совершения пасхи они (каждый в своем клане) находились во дворе храма.

2Пар 35:5−9. Им (предварительно освятившись) предстояло закалывать пасхальных агнцев для сынов народа (т. е. для общинной трапезы приходивших в храм иудеев; сравните 30:16-! 7 и комментарии на эти стихи). По случаю необычайно торжественного праздника (35:18) из стад и отар, принадлежавших лично царю, было поставлено тридцать тысяч голов мелкого скота (включая агнцев) и три тысячи волов. (Для сравнения: царь Езекия дал для совершения пасхи 10 тысяч мелкого скота и тысячу тельцов; 30:24). Щедрым был вклад в народное празднество и со стороны высших сановников Иосии. Сказано, что и священники, начальствующие в доме Божием, дал и… две тысячи шестьсот голов мелкого скота и триста волов. А начальники левитов — пять тысяч… овец, и пятьсот волов.

б. Празднование пасхи (35:10−19)

2Пар 35:10−14. И приступили левиты к закланию пасхальных агнцев. Кровию их, принимая ее от левитов… кропили священники большой медный жертвенник, на котором затем приносились всесожжения. Предназначенное не для пасхальной трапезы, а к всесожжению, для принесения Господу, левиты распределяли среди народа, по кланам и семьям. Все это, в том числе и приготовление пасхальной пищи, которую пекли и варили, совершалось в соответствии с предписаниями закона (как написано в книге Моисеевой; Ис 12:7−9; Втор 16:7).

И лишь сделав все для народа, приготовили левиты для себя и для священников, ибо сыны Аароновы… были слишком заняты весь день, чтобы позаботиться о себе.

2Пар 35:15−19. И о музыкантах и привратниках, которые оставались на местах своих, позаботились левиты.

Пасхальные празднества продолжались и вторую неделю, и это уже был праздник опресноков. По словам летописца, пасхи равной той, что совершена была при царе Иосии, не было у Израиля от дней Самуила пророка.

3. РОКОВОЕ СТОЛКНОВЕНИЕ ИОСИИ С ФАРАОНОМ НЕХАО (35:20−27)

2Пар 35:20. К 609 г. до Р. Х. Ассирия ослабела до такой степени, что, в сущности, перестала быть империей; ее владения отторгались от нее одно за другим, в первую очередь вавилонянами (халдеями). Еще в 612 году пала столица ассирийцев — Ниневия, и после этого основные ассирийские силы сосредоточены были вокруг Харана и Кархемиса (в верхнем течении Евфрата).

Возможно, Египетский фараон Нехао (609−595 гг. до Р. Х.) решил поживиться какими-то территориями за счет Ассирии, давнего, а теперь обессилевшего, врага Египта (толкование на 4Цар 23:28−30), и выступил против него на войну. Но на его пути оказался царь Иосия (о возможных причинах его выступления в толковании на 4Цар 23:28−30).

2Пар 35:21−27. Нехао, армия которого шла территорией Иудеи, попытался предотвратить столкновение с Иосией. Его слова в начале стих 21 следует понимать как «что у нас за счеты с тобой, царь Иудейский?» Он даже сослался на то, что, выступая теперь против Ассирии, исполняет волю Божию, и Иосии не следует противиться ей, чтоб Бог не погубил его.

Тон летописца в стихе 22 свидетельствует о том, что Нехао действительно получил некое повеление свыше, но Иосия — увы! — не отступил от своего намерения. Из стиха 22 в других переводах следует, что «приготовление» иудейского царя к битве выразилось в том, что царское одеяние он сменил на одежду обычного воина, в целях маскировки (так же в свое время поступил царь Ахав; 2Пар 18:29). Несмотря на это он был тяжело ранен; произошло это на равнине Мегиддо. На протяжении веков это место служило полем битвы. Битва Христа с Его врагами, при втором пришествии Господа, тоже разыграется в Мегиддо: Армагеддон буквально означает «гора Мегиддо».

В Иерусалим Иосию доставили еще живым, но там он… умер, и был похоронен в гробницах отцов своих. Смерть этого благочестивого царя явилась горестным потрясением для всего народа. Сказано, что даже пророк Иеремия оплакал его кончину в сложенной им песне. И много плачевных песен, которые долго жили в еврейском народе, было сложено в те дни (стих 25). Книгу плачевных песней, о которой говорится в стихе 25, не следует, однако, принимать за «Плач Иеремии».

Рассказ о царствовании Иосии завершается сообщением о том, что подробно деяния его… описаны в книге царей Израильских и Иудейских.

Примечания:

 
Синодальный перевод
3 рамена — плечи, более широкое значение: уступ от шеи, часть руки до локтя.
4, 10 череда — очередь, последовательная смена чего-либо.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.