2 Паралипоменон 8 глава

Вторая книга Паралипоменон
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 По окончании двадцати лет, в которые Соломон строил дом Господень и свой дом,
2 Соломон обстроил и города, которые дал Соломону Хирам, и поселил в них сынов Израилевых.
3 И пошёл Соломон на Емаф-Сува и взял его.
4 И построил он Фадмор в пустыне, и все города для запасов, какие основал в Емафе.
5 Он обстроил Вефорон верхний и Вефорон нижний, города укреплённые, со стенами, воротами и запорами,
6 и Ваалаф и все города для запасов, которые были у Соломона, и все города для колесниц, и города для конных, и всё, что хотел Соломон построить в Иерусалиме и на Ливане и во всей земле владения своего.
7 Весь народ, оставшийся от Хеттеев, и Аморреев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, которые были не из сынов Израилевых, —
8 детей их, оставшихся после них на земле, которых не истребили сыны Израилевы, — сделал Соломон оброчными до сего дня.
9 Сынов же Израилевых не делал Соломон работниками по делам своим, но они были воинами, и начальниками телохранителей его, и вождями колесниц его и всадников его.
10 И было главных приставников у царя Соломона, управлявших народом, двести пятьдесят.
11 А дочь Фараонову перевёл Соломон из города Давидова в дом, который построил для неё, потому что, говорил он, не должна жить женщина у меня в доме Давида, царя Израилева, ибо свят он, так как вошёл в него ковчег Господень.
12 Тогда стал возносить Соломон всесожжения Господу на жертвеннике Господнем, который он устроил пред притвором,
13 чтобы по уставу каждого дня приносить всесожжения, по заповеди Моисеевой, в субботы, и в новомесячия, и в праздники три раза в год: в праздник опресноков, и в праздник седмиц, и в праздник кущей.
14 И установил он, по распоряжению Давида, отца своего, череды священников по службе их и левитов по стражам их, чтобы они славословили и служили при священниках по уставу каждого дня, и привратников по чередам их, к каждым воротам, потому что таково было завещание Давида, человека Божия.
15 И не отступали от повелений царя о священниках и левитах ни в чём, ни в отношении сокровищ.
16 Так устроено было всё дело Соломоново от дня основания дома Господня до совершенного окончания его — дома Господня.
17 Тогда пошёл Соломон в Ецион-Гавер и в Елаф, который на берегу моря, в земле Идумейской.
18 И прислал ему Хирам через слуг своих корабли и рабов, знающих море, и отправились они с слугами Соломоновыми в Офир, и добыли оттуда четыреста пятьдесят талантов золота, и привезли царю Соломону.

Толкование Далласской семинарии

Д. Успехи Соломона (главы 8−9)

1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЕГО УСПЕХИ (8:1−11)

2Пар 8:1−2. Двадцать лет (со дня вступления на престол) ушло у Соломона на полное завершение двух главных его строительных «проектов»: храма и царского дворца. Таким образом, к 951 году до Р. Х. он построил их, а также перестроил (реконструировал) города, которые дал ему Хирам, царь Тирский. Из 3Цар 9:10−14 известно, что какие-то города, числом 20, первоначально были отданы Соломоном Хираму, но тому они не понравились. Возможно, летописец имел в виду, что Хирам возвратил эти города Израилю, после чего Соломон перестроил их по своему вкусу.

2Пар 8:3−6. В какой-то момент Соломон стал овладевать чужими землями, и начал он с Емаф-Сувы, сирийского города, находившегося более чем в 450 км на север от Иерусалима. Затем он обустроил и укрепил город Фадмор (позднее названный Пальмирой), оазис в пустыне, торговый центр при главном пути, ведшем из Месопотамии (находился примерно в 240 км северо-западнее Дамаска). Основал он и новые поселения в окрестностях Емафа, которые сделал городами для запасов.

На территории Израиля Соломон обстроил Вефорон верхний и Вефорон нижний, превратив их в крепости. Всячески укрепил он Ваалаф и другие города для запасов… и города, где сосредоточена была военная сила Израиля.

Известно, что Вефорон находился километрах в 16 на северо-запад от Иерусалима, на границе между Иудой и северными племенами (Нав 18:13). Ваалаф был расположен на территории Дана (Нав 19:44). В числе других, не названных здесь городов, могли быть Гацор, Мегиддо и Газер (3Цар 9:15).

2Пар 8:7−10. В строительных работах царь использовал рабский труд языческого населения, остававшегося на территории Израиля. Язычники были у Соломона оброчными работниками.

Хеттеи происходили из центральной Анатолии (современная Турция); аморреями называли древнейших обитателей горных районов Ханаана; ферезеи — одно из ханаанских племен; то же и евеи, преимущественно обитавшие в средней части Палестины; иевусеи (ханаанское племя) были первоначальными обитателями Иерусалима и его окрестностей. При завоевании Ханаана Израиль не сумел полностью уничтожить или подчинить себе все эти народы (Суд 3:1−6).

Израильтяне от упомянутой выше тяжелой трудовой повинности были освобождены, они несли воинскую службу, на строительных же работах были заняты как надзиратели, начальники («приставники»). Расхождение цифр: здесь двести пятьдесят… главных приставников, а в параллельном тексте (3Цар 9:23) — пятьсот пятьдесят; это, возможно, объясняется тем, что в число, приводимое в 3-й Царств, были включены и главные руководители работ из хананеев, а тут имеются в виду главные только из израильтян.

Обращает на себя внимание то, что в 2Пар 2:18 сказано, что число «надзирателей, побуждавших народ к работе», составляло 3600. Если сложить эту цифру с числом «главных» в стихе 10, то получим 3850; это соответствует 3300 (3Цар 5:16), плюс 550 (3Цар 9:23).

2Пар 8:11. Свою жену-египтянку, дочь фараонову… Соломон переселил из старого дворца, построенного еще Давидом на горе Сион (о «городе Давидовом» в 2Пар 5:2; 3Цар 3:1; 1 Пар. 11:5), в новый дворец, возведенный специально для нее. Причина этого, которую приводит летописец, состояла в том, что Соломон не хотел «осквернения женщиной» (которая к тому же была язычницей) дворца Давида, находившегося вблизи храма, с хранившимся в нем ковчегом Господним.

Брак с египетской царевной (как и когда он был заключен, летописец не указывает) был так называемым династическим браком, ставившим израильского царя, по крайней мере, в равное положение с фараоном Египта.

2. НЕУКЛОННОЕ СЛЕДОВАНИЕ СОЛОМОНА РЕЛИГИОЗНЫМ УСТАНОВЛЕНИЯМ (8:12−16)

2Пар 8:12−16. Духовное рвение Соломона, выразившееся в многочисленных жертвоприношениях при освящении храма (7:5), было в глазах летописца свидетельством верности царя его религиозным обязанностям. Характерно, что в этой книге не упоминается об основании Соломоном языческих капищ, как и о поклонении его «иным богам», о чем довольно подробно рассказано в 3Цар 11:1−13. Несомненно, летописец об этом знал, но в своем повествовании он стремился привлечь внимание к неуклонному исполнению Соломоном требований и постановлений Моисеева закона о жертвоприношениях (8:12−13).

Подчеркивает он и то, что Соломон строго соблюдал установленные еще Давидом чередования священников и левитов (по родам их) при исполнении ими всего объема работ, связанных с их храмовым служением (стихи 14−15). Снова говорит автор о том, что Соломон начал и полностью завершил построение дома Господня.

3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРЕУСПЕВАНИЕ В ДНИ СОЛОМОНА (8:17 — 9:31)

2Пар 8:17−18. Экономическим процветанием Израиля Соломон в значительной мере обязан был тому, что, с помощью финикийцев, преуспел в мореходстве. Ецион-Гавер и… Елаф, откуда отправлялись в плавание «союзнические» корабли, были портами на берегу узкого восточного залива Красного моря (который сегодня известен как Акабский, или Эйлатский, залив).

Моряки Соломона и Хирама отправлялись в такие отдаленные пункты, как земля Офир (толкование на 1Пар 29:4); по-видимому, указанное здесь количество золота — четыреста пятьдесят талантов, или около 17 тонн, они привезли в один из рейсов (В 3Цар 9:28 говорится о 420 талантах, или примерно о 16 тоннах; одна из двух цифр — ошибочна. Переписчик мог перепутать две схожие в написании еврейские буквы, означавшие 450 и 420.)

Примечания:

 
Синодальный перевод
14 череда — очередь, последовательная смена чего-либо.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.