Ездра 10 глава

Первая книга Ездры
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Когда так молился Ездра и исповедывался, плача и повергаясь пред домом Божиим, стеклось к нему весьма большое собрание Израильтян, мужчин и женщин и детей, потому что и народ много плакал.
2 И отвечал Шехания, сын Иехиила из сыновей Еламовых, и сказал Ездре: мы сделали преступление пред Богом нашим, что взяли себе жён иноплеменных из народов земли, но есть ещё надежда для Израиля в этом деле;
3 заключим теперь завет с Богом нашим, что, по совету господина моего и благоговеющих пред заповедями Бога нашего, мы отпустим от себя всех жён и детей, рождённых ими, — и да будет по закону!
4 Встань, потому что это твоё дело, и мы с тобою: ободрись и действуй!
5 И встал Ездра, и велел начальствующим над священниками, левитами и всем Израилем дать клятву, что они сделают так. И они дали клятву.
6 И встал Ездра и пошёл от дома Божия в жилище Иоханана, сына Елияшивова, и пришёл туда. Хлеба он не ел и воды не пил, потому что плакал о преступлении переселенцев.
7 И объявили в Иудее и в Иерусалиме всем бывшим в плену, чтоб они собрались в Иерусалим;
8 а кто не придёт через три дня, на всё имение того, по определению начальствующих и старейшин, будет положено заклятие, и сам он будет отлучён от общества переселенцев.
9 И собрались все жители Иудеи и земли Вениаминовой в Иерусалим в три дня. Это было в девятом месяце, в двадцатый день месяца. И сидел весь народ на площади у дома Божия, дрожа как по этому делу, так и от дождей.
10 И встал Ездра священник и сказал им: вы сделали преступление, взяв себе жён иноплеменных, и тем увеличили вину Израиля.
11 Итак, покайтесь в сём пред Господом, Богом отцов ваших, и исполните волю Его, и отлучите себя от народов земли и от жён иноплеменных.
12 И отвечало всё собрание, и сказало громким голосом: как ты сказал, так и сделаем.
13 Однако же народ многочислен и время теперь дождливое, и нет возможности стоять на улице. Да и это дело не одного дня и не двух, потому что мы много в этом деле погрешили.
14 Пусть наши начальствующие заступят место всего общества, и все в городах наших, которые взяли жён иноплеменных, пусть приходят сюда в назначенные времена и с ними старейшины каждого города и судьи его, доколе не отвратится от нас пылающий гнев Бога нашего за это дело.
15 Тогда Ионафан, сын Асаила, и Яхзеия, сын Фиквы, стали над этим делом, и Мешуллам и Шавфай левит были помощниками им.
16 И сделали так вышедшие из плена. И отделены на это Ездра священник, главы поколений, от каждого поколения их, и все они названы поимённо. И сделали они заседание в первый день десятого месяца, для исследования сего дела;
17 и окончили исследование о всех, которые взяли жён иноплеменных, к первому дню первого месяца.
18 И нашлись из сыновей священнических, которые взяли жён иноплеменных, — из сыновей Иисуса, сына Иоседекова, и братьев его: Маасея, Елиезер, Иарив и Гедалия;
19 и они дали руки свои во уверение, что отпустят жён своих, и что они повинны принести в жертву овна за свою вину;
20 и из сыновей Иммера: Хананий и Зевадия;
21 и из сыновей Харима: Маасея, Елия, Шемаия, Иехиил и Уззия;
22 и из сыновей Пашхура: Елиоенай, Маасея, Исмаил, Нафанаил, Иозавад и Эласа;
23 и из левитов: Иозавад, Шимей и Келаия, он же Клита, Пафахия, Иуда и Елиезер;
24 и из певцов: Елияшив; и из привратников: Шаллум, Телем и Урий;
25 а из Израильтян, — из сыновей Пароша: Рамаия, Иззия, Малхия, Миямин, Елеазар, Малхия и Венаия;
26 и из сыновей Елама: Матфания, Захария, Иехиел, Авдий, Иремоф и Елия;
27 и из сыновей Заффу: Елиоенай, Елияшив, Матфания, Иремоф, Завад и Азиса;
28 и из сыновей Бевая: Иоханан, Ханания, Забвай и Афлай;
29 и из сыновей Вания: Мешуллам, Маллух, Адая, Иашув, Шеал и Иерамоф;
30 и из сыновей Пахаф-Моава: Адна, Хелал, Венаия, Маасея, Матфания, Веселеил, Биннуй и Манассия;
31 и из сыновей Харима: Елиезер, Ишшия, Малхия, Шемаия, Симеон,
32 Вениамин, Маллух, Шемария;
33 и из сыновей Хашума: Мафнай, Мафафа, Завад, Елифелет, Иеремай, Манассия и Шимей;
34 и из сыновей Вания: Маадай, Амрам и Уел,
35 Бенаия, Бидья, Келуги,
36 Ванея, Меремоф, Елиашив,
37 Матфания, Мафнай, Иаасай,
38 Ваний, Биннуй, Шимей,
39 Шелемия, Нафан, Адаия,
40 Махнадбай, Шашай, Шарай,
41 Азариел, Шелемиягу, Шемария,
42 Шаллум, Амария и Иосиф;
43 и из сыновей Нево: Иеиел, Матфифия, Завад, Зевина, Иаддай, Иоель и Бенаия.
44 Все сии взяли за себя жён иноплеменных, и некоторые из сих жён родили им детей.

Толкование Далласской семинарии

3. ИСПОВЕДАНИЕ НАРОДОМ СВОЕГО ГРЕХА (ГЛ. 10)

Как уже было сказано, некоторые из вождей народа были обеспокоены возникшей проблемой (9:1−2). Теперь они разделили печаль Ездры.

а. Грех признан грехом (10:1−4)

Езд 10:1−4. Из текста следует, что к греху смешанных браков в «пост ссыльной» общине с давних пор относились «терпимо». У многих, предавшихся ему, были дети от жен-иноплеменниц (стих 3, 44). И вот теперь не только «начальствующие», но и простые люди осознали: так этого оставить нельзя и народ много плакал; стих 1). Возможно, кто-то из этих мужчин и женщин, собравшихся теперь к Ездре, и прежде не хотели мириться с этим преступлением против закона, но их не слушали.

Один из них, Шехания (не тот, что назван в 8:3, 5, как и отец его, Иехиел — не тот, что упомянут в 10:26) стал говорить от имени рядовых членов общины (в отличие от Шехании из 8:3, 5, этот не был из числа «начальствующих»). Он признал, что взявшие за себя жен-язычниц сделали преступление пред Богом нашим, но его чувство говорило ему, что, несмотря на это (так в англ. тексте, что соответствует более точному переводу с еврейского, чем в этом деле) для Израиля… есть еще надежда.

Шехания предложил, чтобы народ дал Иегове клятву («заключил с Ним завет»), что все жены-иноплеменницы, вместе с детьми, рожденными ими, будут отпущены их мужьями, как это следует сделать но закону. (Полагают, что фраза по совету господина моего (т. е. Ездры) и благоговеющих пред заповедями… может быть прочитана иначе, а именно: в соответствии с молитвой (Ездры) и мнением благоговеющих, т. е. благочестивых людей из народа.) Шехаиия обещал Ездре поддержку многих его единомышленников.

Хотя разводы не есть дело, угодное Богу, в этой ситуации они были предпочтительны, ибо смешанные браки, пустив глубокие корни в израильской общине, увели бы народ от истинного исповедания Иеговы, что обрекло бы его на гибель.

б. Народ дает клятву (10:5−8)

Езд 10:5−8. Из англ. текста Библии следует, что клятву дали не только «начальствующие», но, наряду с ними, и «весь Израиль», собравшийся на ту пору к Ездре. К произнесению клятвы на древнем Востоке относились весьма серьезно. Дававший ее сознавал, что кара настигнет его в случае неисполнения клятвы (обета). Так что, по всей вероятности, давшие клятву вместе с Ездрой, были искренни как в скорби своей, так и в намерениях.

Ездра же, «плакавший о преступлении переселенцев», уединился в жилище Иоханана, чтобы поститься. (Очевидно, имя Иоханана носила одна из пристроек храма. Это тот самый Иоханан, который упоминается в Неем 12:23; он был не сыном, а внуком Елиашива первосвященника; Неем 12:10−11; 13:28.)

Между тем, по Иудее было объявлено, чтобы все возвратившиеся из плена собрались… чрез три дня… в Иерусалим. Тем, кто не явятся к назначенному сроку, грозила потеря всего имущества (заклятие его) и отлучение от общины, т. е. лишение всех гражданских прав. Повеление было дано от имени Ездры; полномочия, которыми облек его царь Артаксеркс (7:26), давали ему на это право.

в. Народ собирается к храму (10:9−15)

Езд 10:9−11. На площади (простиравшейся на восток от храма) собрались тысячи людей. (Заметим, что храм и «место его» все время остаются как бы в центре повествования Ездры.) В назначенный день (в ноябре-декабре 457 г. до Р. Х. — через четыре месяца после прибытия Ездры), когда народ стекался в Иерусалим, шел дождь; это был сезон дождей (10:13). Люди дрожали от сырости и холода, но еще больше, надо полагать, от страха перед Божиим наказанием и от огорчения, что многим из них придется разлучиться с женами и детьми (10:9).

Выступление Ездры было решительным и бескомпромиссным; он назвал преступление преступлением, потребовал от виновных в нем и от всего народа покаяния и повелел тем, кто взял себе жен иноплеменных, отпустить их и тем «отлучить себя» от языческого окружения земли.

Езд 10:12−15. Собравшиеся ответили согласием, но при этом всем было ясно, что столь сложного и деликатного дела в несколько дней не решить (решение его заняло три месяца; стихи 16−17). Кто-то предложил, чтобы главы семейных кланов (поколений) вначале разобрали каждое из таких дел на местах (в этом смысле следует понимать сказанное в стихе 14), а затем, в назначенное время, вместе с судьями и старейшинами каждого города привели бы своих «виновных» в Иерусалим для окончательного рассмотрения каждого случая.

В русской Библии не ясно звучит стих 15. На основании еврейского текста исследователи приходят к выводу, что Ионафан и поддержавшие его Мешуллам и Шавфай левит выступили против предложенного решения проблемы; причины этого Ездра не объясняет.

г. Расследование смешанных браков (10:16−17)

Езд 10:16−17. Через одиннадцать дней (сравните стих 9 и 16) это расследование началось; как уже говорилось, на него ушло три месяца (от декабря-января (457−456 гг. до Р. Х.) до марта-апреля 456 года). В комиссию входили Ездра и главы каждого из семейных кланов; имена всех членов комиссии были оглашены.

Существует предположение, что при рассмотрении каждого дела индивидуально могли быть выявлены случаи, когда жена-чужеземка оказывалась прозелиткой, т. е. обратившейся от своих идолов к Иегове, и что таким женщинам разрешали остаться с их мужьями.

Ездра ничего не говорит относительно дальнейшей судьбы жен иноплеменных и их детей; по всей видимости, они возвратились в свои города и селения.

д. Список виновных (10:18−44)

Езд 10:18−44. Повествование Ездры заканчивается перечислением всех, кто нарушил закон, вступив в смешанные браки. Среди таковых оказались 17 священников (стихи 18−22), 10 левитов, включая одного певца и трех привратников (стихи 23−24) и еще 84 человека (стихи 25−43). Обличенные в грехе священники обязались принести в жертву по одному овну за свою вину, как требовал того закон (Лев 5:14−15).

К несчастью, и после решительного религиозного очищения народа, произведенного Ездрой, иудеи, по прошествии жизни одного поколения, вновь впали в тот же грех (Неем 13:23−28).

Сообщением о том, что многим, совершившим отступление от закона, их чужеземные жены родили… детей, Ездра как бы обрывает повествование. Он сказал все, что хотел сказать: для возобновления таких отношений с Господом, какие были угодны Ему, народ должен был поклоняться Иегове в храме (главы 1−6) и жить жизнью, согласной со словом Его (главы 7−10).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.