Ездра 8 глава

Первая книга Ездры
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 И вот главы поколений и родословие тех, которые вышли со мною из Вавилона, в царствование царя Артаксеркса:
2 из сыновей Финееса Гирсон; из сыновей Ифамара Даниил; из сыновей Давида Хаттуш;
3 из сыновей Шехании, из сыновей Пароша Захария, и с ним по списку родословному сто пятьдесят человек мужеского пола;
4 из сыновей Пахаф-Моава Эльегоенай, сын Зерахии, и с ним двести человек мужеского пола;
5 из сыновей [Зафоя] Шехания, сын Яхазиила, и с ним триста человек мужеского пола;
6 из сыновей Адина Евед, сын Ионафана, и с ним пятьдесят человек мужеского пола;
7 из сыновей Елама Иешаия, сын Афалии, и с ним семьдесят человек мужеского пола;
8 из сыновей Сафатии Зевадия, сын Михаилов, и с ним восемьдесят человек мужеского пола;
9 из сыновей Иоава Овадия, сын Иехиелов, и с ним двести восемнадцать человек мужеского пола;
10 из сыновей [Ваания] Шеломиф, сын Иосифии, и с ним сто шестьдесят человек мужеского пола;
11 из сыновей Бевая Захария, сын Бевая, и с ним двадцать восемь человек мужеского пола;
12 из сыновей Азгада Иоханан, сын Гаккатана, и с ним сто десять человек мужеского пола;
13 из сыновей Адоникама последние, и вот имена их: Елифелет, Иеиел и Шемаия, и с ними шестьдесят человек мужеского пола;
14 из сыновей Бигвая, Уфай и Заббуд, и с ними семьдесят человек мужеского пола.
15 Я собрал их у реки, втекающей в Агаву, и мы простояли там три дня, и когда я осмотрел народ и священников, то из сынов Левия никого там не нашёл.
16 И послал я позвать Елиезера, Ариэла, Шемаию, и Элнафана, и Иарива, и Элнафана, и Нафана, и Захарию, и Мешуллама — главных, и Иоярива и Элнафана — учёных;
17 и дал им поручение к Иддо, главному в местности Касифье, и вложил им в уста, что говорить к Иддо и братьям его, нефинеям в местности Касифье, чтобы они привели к нам служителей для дома Бога нашего.
18 И привели они к нам, так как благодеющая рука Бога нашего была над нами, человека умного из сыновей Махлия, сына Левиина, сына Израилева, именно Шеревию, и сыновей его и братьев его, восемнадцать человек;
19 и Хашавию и с ним Иешаию из сыновей Мерариных, братьев его и сыновей их двадцать;
20 и из нефинеев, которых дал Давид и князья его на прислугу левитам, двести двадцать нефинеев; все они названы поимённо.
21 И провозгласил я там пост у реки Агавы, чтобы смириться нам пред лицом Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших и для всего имущества нашего,
22 так как мне стыдно было просить у царя войска и всадников для охранения нашего от врага на пути, ибо мы, говоря с царём, сказали: «рука Бога нашего для всех, прибегающих к Нему, есть благодеющая, а на всех, оставляющих Его, — могущество Его и гнев Его!»
23 Итак, мы постились и просили Бога нашего о сём, и Он услышал нас.
24 И я отделил из начальствующих над священниками двенадцать человек: Шеревию, Хашавию и с ними десять из братьев их;
25 и отдал им весом серебро, и золото, и сосуды, — всё, пожертвованное для дома Бога нашего, что пожертвовали царь, и советники его, и князья его, и все Израильтяне, там находившиеся.
26 И отдал на руки им весом: серебра — шестьсот пятьдесят талантов, и серебряных сосудов на сто талантов, золота — сто талантов;
27 и чаш золотых — двадцать, в тысячу драхм, и два сосуда из лучшей блестящей меди, ценимой как золото.
28 И сказал я им: вы — святыня Господу, и сосуды — святыня, и серебро и золото — доброхотное даяние Господу, Богу отцов ваших.
29 Будьте же бдительны и сберегите это, доколе весом не сдадите начальствующим над священниками и левитами и главам поколений Израилевых в Иерусалиме, в хранилище при доме Господнем.
30 И приняли священники и левиты взвешенное серебро, и золото, и сосуды, чтоб отнести в Иерусалим в дом Бога нашего.
31 И отправились мы от реки Агавы в двенадцатый день первого месяца, чтобы идти в Иерусалим; и рука Бога нашего была над нами, и спасала нас от руки врага и от подстерегающих нас на пути.
32 И пришли мы в Иерусалим, и пробыли там три дня.
33 В четвёртый день мы сдали весом серебро, и золото, и сосуды в дом Бога нашего, на руки Меремофу, сыну Урии, священнику, и с ним Елеазару, сыну Финеесову, и с ними Иозаваду, сыну Иисусову, и Ноадии, сыну Виннуя, левитам,
34 всё счётом и весом. И всё взвешенное записано в то же время.
35 Пришедшие из плена переселенцы принесли во всесожжение Богу Израилеву двенадцать тельцов из всего Израиля, девяносто шесть овнов, семьдесят семь агнцев и двенадцать козлов в жертву за грех: всё это во всесожжение Господу.
36 И отдали царские повеления царским сатрапам и заречным областеначальникам, и они почтили народ и дом Божий.

Толкование Далласской семинарии

3. ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ ВОЗВРАТИВШИХСЯ (8:1−14)

Езд 8:1−14. Здесь перечислены главы семейных кланов, и указано число возвращавшихся под началом каждого из них. Большинство из названных тут было связано родственными узами с теми, кто возвратился в землю обетованную за 79 лет до того, при Зоровавеле (в 537 г. до Р. Х.); о них в главе 2. Сравните имена, перечисленные здесь (в 8:3−14) с таковыми в 2:3−15. Гирсон был потомком Финееса, сына Елеазара (третьего из сыновей Аарона; Исх 6:25), а Даниил — потомком Ифамара (четвертого сына Аарона; Исх 6:23).

Общее число возвращавшихся составило 1514 человек, включая 18 родоначальников. С учетом 258 левитов, собравшихся в путь позже (Езд 8:15−20), их оказалось 1. 772. Полагают, что вместе с женщинами и детьми эта группа могла насчитывать от 4-х до. 5 тысяч человек, т. е. в любом случае она была значительно меньше первой группы возвращенцев, насчитывавшей около 50 тысяч человек (2:64−65).

4. ПОДРОБНОСТИ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИБЫТИЕ НА МЕСТО (8:15−36)

а. О левитах, отправившихся в путь (8:15−20)

Езд 8:15. Левитам — как учителям закона (сравните Лев 10:11; Втор 33:10) — предстояло играть исключительно важную роль в возрождающейся общине. Исполнение этой роли предполагало немало трудностей для самих левитов, так как жизнь их ставилась, с возвращением в Иерусалим, в зависимость от строгого распорядка храмовых служений и отягощалась ответственностью за обучение народа жизненно важному для него закону Моисея.

Может быть, поэтому они и «не явились» поначалу к Ездре: видимо, большой охоты расставаться с независимой, обеспеченной жизнью в Вавилоне они не испытывали. Напомним, что и с Зоровавелем возвратилось в свое время сравнительно немного левитов, а именно 733 человека (2:40−58), т. е. менее полутора процентов от общего числа-49897 — первых возвращенцев (2:64−65).

Полагают, что Агавой (стихи 21, 31) назван тут один из притоков Евфрата или соединявший их канал.

Езд 8:16−17. И тогда Ездра призвал 9 «начальников» народа и двух ученых мужей и поручил им отправиться в Касифью (скорее всего, располагавшуюся рядом с городом Вавилоном или на его территории), к некоему Иддо, чтобы привести от него служителей для дома Бога. Хотя автор не уточняет, кем был этот Иддо, из самого текста следует, что среди левитов и храмовых служителей (помощников левитов; стих 20) — нефинеев он был лицом авторитетным, возможно, возглавлявшим в Вавилоне своего рода общину или школу, созданную для изучения истории Израиля и его закона.

Езд 8:18−20. И посланные Ездрой привели к нему 40 левитов — 18 из семьи Шеревии (вместе с ним) и 22 человека из рода Мерари: Хашавию… Иешаию… а сыновей их двадцать. С ними пришло и двести двадцать нефинеев.

б. Приготовления к путешествию (8:21−23)

Езд 8:21−23. Примечательно, что в свете своего заявления перед царем Артаксерксом о том, что Бог Израиля хранит всех, прибегающих к Нем; (стих 22), Ездра не счел возможным просить у царя охранного отряда, который сопровождал бы их в путешествии. Он целиком положился на Бога; подготовка отправлявшихся в путь была прежде всего духовной: Ездра провозгласил… пост у реки Агавы, и они постились — в знак смирения пред лицем Бога (т. е. признания полной своей зависимости от Него), и просили Его, и Он услышал их. Годы спустя Неемия, в отличие от Ездры, от предложенного ему охранного отряда не откажется (Неем 2:9).

Езд 8:24−27. Затем Ездра отделил двенадцать человек… из начальствующих… левитов и распределил между ними драгоценности, пожертвованные для храма персидским царем, его сановниками и остававшимися на чужбине израильтянами. На них возложена была ответственность за доставку в Иерусалим 25 тонн серебра (здесь и далее — в переводе на современные меры измерения), серебряных сосудов (общим весом 3, 75 тонн) и такого же количества (по весу) золота, а также двадцати… чаш золотых (общим весом 8, 5 кг.) и двух драгоценных сосудов из… меди. Сегодня все это было бы оценено во много миллионов долларов. Не удивительно, что Ездра беспокоился за благополучный исход их путешествия.

Езд 8:28−34. Двенадцати левитам Ездра напомнил, что они так же посвящены Господу, как все эти сосуды и драгоценные металлы, добровольно пожертвованные Ему (вы — святыня… и сосуды святыня; стих 28). Он призвал их сберечь все это и точно, по весу, дабы ничего не пропало, сдать по прибытии в Иерусалим в хранилище при доме Господнем.

е. Прибытие в Иерусалим (8:31−36)

Езд 8:31−34. Итак, группа, возглавляемая Ездрой, вышла из Вавилона в первый день первого месяца (7:9), а от реки Агавы отошла в двенадцатый день того же месяца. Поскольку у Агавы они оставались три дня (8:15), то от Вавилона до нее (вероятно, километров 200) шли девять дней. Расстояние же от Вавилона до Иерусалима составляло не менее полутора тысяч километров, и путь этот для людей, которых не сопровождал охранный отряд, не мог быть легким.

Однако Ездра ограничивается лишь констатацией того факта, что рука Бога… была над нами (сравните 7:6, 9, 28; 8:18, 22) и спасала их па пути от врагов. По прибытии в Иерусалим они отдыхали три дня, а на четвертый день по весу сдали все принесенное священникам и левитам, служившим в храме (стихи 33−34). Несколько из названных тут имен встречаются и в книге Неемии: Меремоф (Неем 3:4, 21), Иозавад (Неем 11:16) и Виннуй (Биннуй) — в Неем 3:24.

Езд 8:35−36. Переселенцы принесли жертвы Богу Израилеву. Число тельцов (двенадцать), видимо, и овнов (девяносто шесть: 12X8) и козлов (двенадцать) символизировало число колен Израиля. Примечательно, что все жертвы были принесены Господу… во всесожжение, т. е. общинная трапеза этому жертвоприношению не сопутствовала.

Затем возвратившиеся передали сановникам Артаксеркса его повеления, которые тем следовало исполнять, сообразуясь с пожеланиями Ездры. (Полагают, что в административной системе Персидской империи областеначальники подчинялись сатрапам.) Отношение высокопоставленного начальства к народу Божию и к его храму было, в согласии с распоряжением царя, весьма почтительным.

Б. Искоренение смешанных браков (главы 9−10)

Мажорной нотой Божиего благословения завершается предыдущий раздел (8:36). Но этот начинается с безрадостного сообщения о том, что «постссыльная» община впала в тяжелый — в глазах Божиих — грех. Смысл возвращения иудеев в землю обетованную был в их обращении к Иегове — по примеру тех отцов их, которые соблюдали закон, данный им через Моисея. Но люди, возвратившиеся с чужбины, все еще страдали неспособностью твердо следовать слову Божию и являли прежнюю тенденцию уклоняться от него.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.