Ездра 9 глава

Первая книга Ездры
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 По окончании сего, подошли ко мне начальствующие и сказали: народ Израилев и священники и левиты не отделились от народов иноплеменных с мерзостями их, от Хананеев, Хеттеев, Ферезеев, Иевусеев, Аммонитян, Моавитян, Египтян и Аморреев,
2 потому что взяли дочерей их за себя и за сыновей своих, и смешалось семя святое с народами иноплеменными, и притом рука знатнейших и главнейших была в сём беззаконии первою.
3 Услышав это слово, я разодрал нижнюю и верхнюю одежду мою и рвал волосы на голове моей и на бороде моей, и сидел печальный.
4 Тогда собрались ко мне все, убоявшиеся слов Бога Израилева по причине преступления переселенцев, и я сидел в печали до вечерней жертвы.
5 А во время вечерней жертвы я встал с места сетования моего, и в разодранной нижней и верхней одежде пал на колени мои и простёр руки мои к Господу, Богу моему,
6 и сказал: Боже мой! стыжусь и боюсь поднять лицо моё к Тебе, Боже мой, потому что беззакония наши стали выше головы, и вина наша возросла до небес.
7 Со дней отцов наших мы в великой вине до сего дня, и за беззакония наши преданы были мы, цари наши, священники наши, в руки царей иноземных, под меч, в плен и на разграбление и на посрамление, как это и ныне.
8 И вот, по малом времени, даровано нам помилование от Господа, Бога нашего, и Он оставил у нас несколько уцелевших и дал нам утвердиться на месте святыни Его, и просветил глаза наши Бог наш, и дал нам ожить немного в рабстве нашем.
9 Мы — рабы, но и в рабстве нашем не оставил нас Бог наш. И склонил Он к нам милость царей Персидских, чтоб они дали нам ожить, воздвигнуть дом Бога нашего и восстановить его из развалин его, и дали нам ограждение в Иудее и в Иерусалиме.
10 И ныне, что скажем мы, Боже наш, после этого? Ибо мы отступили от заповедей Твоих,
11 которые заповедал Ты через рабов Твоих пророков, говоря: «земля, в которую идёте вы, чтоб овладеть ею, земля нечистая, она осквернена нечистотою иноплеменных народов, их мерзостями, которыми они наполнили её от края до края в осквернениях своих.
12 Итак, дочерей ваших не выдавайте за сыновей их, и дочерей их не берите за сыновей ваших, и не ищите мира их и блага их вовеки, чтобы укрепиться вам и питаться благами земли той и передать её в наследие сыновьям вашим навеки».
13 И после всего, постигшего нас за худые дела наши и за великую вину нашу, — ибо Ты, Боже наш, пощадил нас не по мере беззакония нашего и дал нам такое избавление, —
14 неужели мы опять будем нарушать заповеди Твои и вступать в родство с этими отвратительными народами? Не прогневаешься ли Ты на нас даже до истребления нас, так что не будет уцелевших и не будет спасения?
15 Господи Боже Израилев! праведен Ты. Ибо мы остались уцелевшими до сего дня; и вот мы в беззакониях наших пред лицом Твоим, хотя после этого не надлежало бы нам стоять пред лицом Твоим.

Толкование Далласской семинарии

I. ЕЗДРУ СТАВЯТ В ИЗВЕСТНОСТЬ О ГРЕХЕ СМЕШАННЫХ БРАКОВ (9:1−4)

Езд 9:1−2. Приход Ездры весьма сильно сказался на состоянии израильской общины, ибо этот человек, во всем соблюдавший закон и, не жалея сил, наставлявший ему соплеменников, в сложившемся было укладе их жизни произвел решительное изменение. Слово Ездры было для них в высшей степени авторитетным. Это видно, в частности, из Езд 10:9 (то, о чем говорится в этом стихе, происходило менее, чем через пять месяцев после прихода Ездры в Иерусалим; сравните с 7:9).

Начальствующие (стих 1), которые подошли к Ездре, были, по всей вероятности, из числа сыновей и внуков тех, которые возвратились в Иерусалим еще с Зоровавелем. Теперь, под влиянием размышлений о законе, данном евреям Богом, совесть и сознание их стали пробуждаться, они поняли, что народ так и не сумеет установить необходимые ему отношения с Господом, если в образе его жизни не произвести решительных изменений. Жертвоприношения — это прекрасно, возможно, рассуждали они, но это как бы внешнее проявление лояльности к Богу, необходимо, однако, и внутреннее постижение воли Божией, послушание слову Его (Ос 6:6; Мих 6:6−8).

Итак, вожди народа сообщили Ездре, что некоторые из израильтян оказались причастны к мерзостям (сравните стих 11, 14) своих соседей — язычников, с которыми они вступают в брачные отношения.

Одним из недвусмысленных запретов Иеговы был запрет смешанных браков: евреи не должны были заключать браки за пределами своего сообщества (Исх 34:11−16; Втор 7:1−4). Конечно же, запрет этот диктовался не «расистскими соображениями», тем более, что народы, в окружении которых жил Израиль, тоже принадлежали к семитской расе. Причина тут была чисто религиозной.

Заключая браки «на стороне», израильтяне не избежали бы искушения (как не избежал его царь Соломон; 3Цар 11:3−5) идолопоклонством. Вступление в супружество с дочерьми народов, которые не поклонялись Иегове, было началом опасной болезни, симптомом того, что постепенно народ станет пренебрегать и другими аспектами закона, который был ему дан Богом.

Многие из народов, относительно которых Иегова предупреждал евреев за века до того (Втор 7:1), перечислены в Езд 9:1, наряду с аммонитянами, моавитянами и египтянами. В межбрачные связи с представителями этих народов были, к несчастью, вовлечены (ко времени прихода Ездры в Иерусалим) даже мужчины из числа знатнейших и главнейших, которые и совершали и санкционировали (их рука… была в сем это беззаконие.

Езд 9:3−4. Реакция Ездры на сообщение «начальствующих» (стих 1) была типичной (для благочестивого человека ветхозаветного времени) реакцией скорби. Он разодрал на себе одежду (сравните Чис 14:6; Нав 7:6; Есф 4:1; Иов 1:20) и рвал волосы на голове… и на бороде (сравните Ис 22:12) и сидел печальный. К Ездре собрались его единомышленники, исполненные, как и он, страха (в свете преступления, совершенного переселенцами) перед предупреждениями Бога Израилева. Ездра сознавал, что именно грехи такого рода «в конечном счете» довели народ до изгнания (стих 7), и имел основание бояться…

2. МОЛИТВА ЕЗДРЫ БОГУ (9:5−15)

Эта молитва немало говорит о личности Ездры. Он отождествлял себя со своим вновь впавшим в грех народом, хотя и не был к этому греху причастен (сравните Дан 9:5−6, 8−11, 15−16). Он понимал, что узами завета связан весь народ в целом, и что неуважение к закону, усугублявшееся тем, что инициаторами его явились «начальники» (возможно, «житейской» причиной смешанных браков стала нехватка женщин в «постссыльной» общине), ставит в опасное перед Богом положение всех возвращенцев.

Езд 9:5. Во время вечерней жертвы, т. е. примерно в 3 часа пополудни. На коленях, с простертыми к Господу руками, Ездра, сознававший всю меру вины народа, плача, молился на переднем дворе храма (10:1). Он в смирении отдавал народ и себя самого на милость Божию.

Езд 9:6−7. Искренне и проникновенно звучали слова его молитвы. При мысли о том, как живучи корни греха в Израиле, и как бесконечно долго испытывает он терпение Господа, множа и умножая свою вину перед Ним, Ездра испытывал чувство стыда и страшился поднять лице свое к Богу. Все бедствия, которые приходили на народ, царей его и священников, с горечью говорил Ездра, были следствием беззаконий их.

Езд 9:8−9. С благодарностью признает Ездра милость Иеговы к народу, который Он все-таки сохранил и расположил к нему сердца царей Персидских, чтобы могли евреи вернуться в свою землю, к месту святыни (т. е. храма), и вновь отстроить дом Божий, лежавший в развалинах. Господь опять вывел их из рабства, но они вновь, по воле своей, впали в него, став рабами греха.

Езд 9:10−12. В последней части своей молитвы, которая звучит и как исповедь, Ездра в отчаянии говорит о грехе смешанных браков, в который снова впали евреи. Своим вопросом: что сказать нам ныне… после этого, нам, отступившим от заповедей Твоих? — он признает неизвинительность этой вины (сравните стих 6).

Езд 9:13−14. Со страхом вопрошает Ездра Господа, не прогневается ли Он на этот раз так, что истребит израильтян всех до одного.

Езд 9:15. В сущности, он ни о чем конкретном уже не просит. Он просто отдает себя и Израиль на милость Господа, праведность и правоту Которого перед ними, недостойными и стоять пред лицем Его, сознает всем своим существом.

Примечания:

 
Синодальный перевод
5 сетовать — роптать, жаловаться.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.