Неемия 12 глава

Книга Неемии
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Вот священники и левиты, которые пришли с Зоровавелем, сыном Салафииловым, и с Иисусом: Сераия, Иеремия, Ездра,
2 Амария, Маллух, Хаттуш,
3 Шехания, Рехум, Меремоф,
4 Иддо, Гиннефой, Авия,
5 Миямин, Маадия, Вилга,
6 Шемаия, Иоиарив, Иедаия,
7 Саллу, Амок, Хелкия, Иедаия. Это главы священников и братья их во дни Иисуса.
8 А левиты: Иисус, Биннуй, Кадмиил, Шеревия, Иуда, Матфания, главный при славословии, он и братья его,
9 и Бакбукия и Унний, братья их, наряду с ними державшие стражу.
10 Иисус родил Иоакима, Иоаким родил Елиашива, Елиашив родил Иоиаду,
11 Иоиада родил Ионафана, Ионафан родил Иаддуя.
12 Во дни Иоакима были священники, главы поколений: из дома Сераии Мераия, из дома Иеремии Ханания,
13 из дома Ездры Мешуллам, из дома Амарии Иоханан,
14 из дома Мелиху Ионафан, из дома Шевании Иосиф,
15 из дома Харима Адна, из дома Мераиофа Хелкия,
16 из дома Иддо Захария, из дома Гиннефона Мешуллам,
17 из дома Авии Зихрий, из дома Миниамина, из дома Моадии Пилтай,
18 из дома Вилги Шаммуй, из дома Шемаии Ионафан,
19 из дома Иоиарива Мафнай, из дома Иедаии Уззий,
20 из дома Саллая Каллай, из дома Амока Евер,
21 из дома Хелкии Хашавия, из дома Иедаии Нафанаил.
22 Левиты, главы поколений, внесены в запись во дни Елиашива, Иоиады, Иоханана и Иаддуя, и также священники в царствование Дария Персидского.
23 Сыновья Левия, главы поколений, вписаны в летописи до дней Иоханана, сына Елиашивова.
24 Главы левитов: Хашавия, Шеревия, и Иисус, сын Кадмиила, и братья их, при них поставленные для славословия при благодарениях, по установлению Давида, человека Божия — смена за сменою.
25 Матфания, Бакбукия, Овадия, Мешуллам, Талмон, Аккув — стражи, привратники на страже у порогов ворот.
26 Они были во дни Иоакима, сына Иисусова, сына Иоседекова, и во дни областеначальника Неемии и книжника Ездры, священника.
27 При освящении стены Иерусалимской потребовали левитов из всех мест их, приказывая им прийти в Иерусалим для совершения освящения и радостного празднества со славословиями и песнями при звуке кимвалов, псалтирей и гуслей.
28 И собрались сыновья певцов из округа Иерусалимского и из сёл Нетофафских,
29 и из Беф-Гаггилгала, и с полей Гевы и Азмавета, потому что певцы выстроили себе сёла в окрестностях Иерусалима.
30 И очистились священники и левиты, и очистили народ и ворота, и стену.
31 Тогда я повёл начальствующих в Иудее на стену и поставил два больших хора для шествия, и один из них шёл по правой стороне стены к Навозным воротам.
32 За ними шёл Гошаия и половина начальствующих в Иудее,
33 Азария, Ездра и Мешуллам,
34 Иуда и Вениамин, и Шемаия и Иеремия,
35 а из сыновей священнических с трубами: Захария, сын Ионафана, сын Шемаии, сын Матфании, сын Михея, сын Закхура, сын Асафа,
36 и братья его: Шемаия, Азариил, Милалай, Гилалай, Маай, Нафанаил, Иуда и Хананий с музыкальными орудиями Давида, человека Божия, и книжник Ездра впереди них.
37 Подле ворот Источника, против них, они взошли по ступеням города Давидова, по лестнице, ведущей на стену сверх дома Давидова до Водяных ворот к востоку.
38 Другой хор шёл напротив них, и за ним я и половина народа, по стене от Печной башни и до широкой стены,
39 и от ворот Ефремовых, мимо старых ворот и ворот Рыбных, и башни Хананела, и башни Меа, к Овечьим воротам, и остановились у ворот Темничных.
40 Потом оба хора стали у дома Божия, и я и половина начальствующих со мною,
41 и священники: Елиаким, Маасея, Миниамин, Михей, Елиоенай, Захария, Ханания с трубами,
42 и Маасея и Шемаия, и Елеазар и Уззий, и Иоханан и Малхия, и Елам и Езер. И пели певцы громко; главным у них был Израхия.
43 И приносили в тот день большие жертвы и веселились, потому что Бог дал им великую радость. Веселились и жёны и дети, и веселие Иерусалима далеко было слышно.
44 В тот же день приставлены были люди к кладовым комнатам для приношений начатков и десятин, чтобы собирать с полей при городах части, положенные законом для священников и левитов, потому что Иудеям радостно было смотреть на стоящих священников и левитов,
45 которые совершали службу Богу своему и дела очищения и были певцами и привратниками по установлению Давида и сына его Соломона.
46 Ибо издавна во дни Давида и Асафа были установлены главы певцов и песни Богу, хвалебные и благодарственные.
47 Все Израильтяне во дни Зоровавеля и во дни Неемии давали части певцам и привратникам на каждый день и отдавали святыни левитам, а левиты отдавали святыни сынам Аарона.

Толкование Далласской семинарии

3. ПЕРЕЧЕНЬ СВЯЩЕННИКОВ И ЛЕВИТОВ (12:1−26)

Неем 12:1−7. Царь Давид разделил священство для отправления служения в будущем храме — на 24 череды (1Пар 24:7−19). У Неемии перечислены 22 человека, о которых сказано, что они — главы священников; возможно, имелись в виду священнические череды, стоявшие за каждым из этих имен, что подтверждается фразой и братья их в окончании стих 7.

Все это были священники и левиты, возвратившиеся из Вавилона с Зоровавелем… и с Иисусом почти за сто лет до Неемии (в 538 г. до Р. Х.). Два имени могли выпасть из списка, или по какой-то причине не были в него включены.

Неем 12:8−9. Из левитов, возвратившихся с Зоровавелем, названы 8 (стихи 8−9). Из них только двое названы Ездрой — Иисус и Кадмиил (Езд 2:40). Судя по тому, что Матфания, завершающий перечисление в Неем 12:8, был главным при славословии, т. е. руководителем левитов-певцов, все братья его тоже были певцами.

Из стиха 9 следует, что левиты из черед, возглавлявшихся Бакбукией и Уннией, были привратниками. Но сказанное в 12:25 позволяет сделать вывод, что одновременно эти левиты были музыкантами.

Совпадение имен в списках, составленных в дни Зоровавеля (12:1) и почти 100 лет спустя, при Неемии, подтверждают ту мысль, что перечисленные в них были главами священнических и левитских черед, которые и названы — по именам своих глав — в списках.

Неем 12:10−11. Многие поколения первосвященников сменили друг друга, начиная от Аарона и до Иоседека, уведенного в вавилонский плен (1Пар 6:3−15). Следующим первосвященником стал Иисус, вернувшийся из Вавилона вместе с Зоровавелем (Езд 2:1−2; Неем 11:1). Внук Иисуса Елиашив (стих 10) был первосвященником в дни Неемии (3:1; 13:4, 7, 28).

Ссылка в стихе 11 на Иаддуя (в третьем поколении после Елиашива) навела некоторых богословов на предположение, что это — вставка, сделанная в более позднее время. Вполне, однако, возможно, что правнук Елиашива родился еще при жизни Неемии и был им назван как будущий первосвященник. Ионафан, упомянутый в стихе 11, вероятно, то же лицо, что Иоханан в 12:22.

Неем 12:12−21. Следует список глав священнических семей во дни Иоакима, сына Иисуса первосвященника (стих 10). Названные здесь 20 имен более или менее соответствуют 22 именам, приведенным в стихах 1−7. Не упомянуты здесь Хаттуш из стиха 2 и Маадин из стиха 5. Харим (стих 15; сравните 10:5) — то же лицо, что Рехум в стихе 3. Миниамин (стих 17) — то же, что Мнямин в стихе 5.

Неем 12:22−26. Лица, возглавлявшие левитские роды при первосвященниках от Елиашива до Иаддуя (стих 22), вероятно, вносились в официальные списки (с необходимыми поправками) при каждом из вышеперечисленных первосвященников.

В царствование Дария Персидского были составлены списки священников. Вероятно, подразумевается Дарий II, правивший Персией с 423 по 404 гг.до Р. Х. Согласно так называемому Элефантинскому папирусу Иоханан был первосвященником в 408 году. Возможно, Неемия дожил до введения в сан первосвященника сына его Иаддуя, где-то между 408 и 404 гг.до Р. Х.

«Летописями» в стихе 23 названа книга официальных записей, куда вносились главы левитских семей, служивших до дней Иоханана.

Левиты, перечисленные в стихах 24−25, служили гораздо раньше, а именно во дни Иоакима (стих 10)… и во дни… Неемии и… Ездры (стих 26). Может быть, названный тут Хашавия и Хашавия в 3:17 — одно и то же лицо. Шеревия и Иисус упоминаются и в 12:8. Исходя из звучания слова «сын» в древнееврейском языке, полагают, что Иисус, сын Кадмиила (стих 24) следовало бы читать, как в стихе 8 «Иисус, Биннуй, Кадмиил».

Матфания и Бакбукия (сравните 11:17), отнесенные к музыкантам в 12:8, здесь выступают как привратники (стих 25). То же и Овадия, который, как полагают, соответствует Ааде из 11:17. Высказывается предположение, что левиты из этих черед выполняли обе функции. Мешуллам (упоминается и в 3:4, 30) могло быть иным написанием имени Шаллум. Этот левит, а также Талмон и Аккув возглавляли череды привратников (сравните 1Пар 9:17).

Д. Освящение стены (12:27−47)

1. ПОДГОТОВКА К ОСВЯЩЕНИЮ СТЕНЫ (12:27−30)

Неем 12:27−30. Неемия призвал всех левитов, расселившихся неподалеку от Иерусалима, придти в столицу на радостный праздник освящения восстановленной стены.

Певцы-левиты пришли с юга (из сел Нетофафских), с востока (если исходить из того, что Беф-Гаггилгал — то же, что Галгал) и с севера (из городов вениамитян — Гевы и Азмавета). Подготовка к празднеству включала церемониальное очищение (освящение), которому подверглись не только священники и левиты и весь народ, но и ворота и стена. Очищение совершалось посредством кропления кровью жертвенных животных.

2. ШЕСТВИЕ ДВУХ ХОРОВ (12:31−42а)

Неем 12:31−42а. Неемией были «поставлены» на стене два большие хора, которые в определенный момент начали торжественное шествие напротив друг друга (стих 38), вознося славу и хвалу Господу. Вполне возможно, что путь их начался от ворот Долины, где в свое время начал и закончил свою ночную инспекцию Неемия (2:13−15). Первая процессия двигалась против часовой стрелки по южной и восточной стене по направлению к Навозным воротам (12:31) и затем мимо ворот Источника (где она по ступеням поднялась на ту часть стены, что возвышалась над дворцом Давида) — к Водяным воротам.

Судя по тому, что обе процессии встретились у дома Божия (стих 40), первая могла дойти по стене до Восточных ворот (карту «Иерусалим в дни Неемии» в комментариях на начало главы 3). Эту процессию возглавлял Ездра (12:36), за ним следовал хор, за хором — Гошаия (вероятно, занимавший важный пост при Неемии) и половина всех начальствующих в Иудее; полагают, что семеро, перечисленные в стихах 33−34, были представителями священства, относительно же названных в стихах 35−36 (шествовавших с трубами и с музыкальными орудиями), которых возглавлял Захария, прямо сказано, что они были из сыновей священнических.

Второй хор двигался по часовой стрелке; он тоже, как полагают, начал шествие от ворот Долины и шел мимо нескольких ворот и башен (толкование на главу 3), пока не достиг ворот Темничных. В эту группу входил сам Неемия и другая половина руководителей народа (сравните 12:40) и семь священников с трубами (стих 41), и еще 8 человек, тоже, вероятно, священников (сравните стихи 35−36).

Неемия оставил впечатляющее описание этих двух процессий певцов и музыкантов, шествовавших параллельно друг другу. Они шли по верху стены, наглядно демонстрируя, как далек был от истины Товия, заявлявший, что стена эта рухнет, стоит лисе пробежать, махнув хвостом, мимо (4:3).

Судя по тому, что люди, торжественно шедшие по стене, не были вооружены, враги не решались более угрожать им.

3. НЕСКОЛЬКО СЛОВ О БОГОПОКЛОНЕНИИ (12:42б−43)

Неем 12:42б−43. Затем у храма, где встретились оба хора (стих 40) громко… пели певцы, среди которых главным… был Израхия. И были принесены в тот день большие жертвы. И дал… Бог собравшимся в Иерусалиме великую радость.

4. ПРИНЯТИЕ ПРИНОШЕНИЙ (12:44−47)

Неем 12:44−47. Неемия воспользовался праздничным настроением народа, чтобы сделать запасы, необходимые для упорядоченного храмового служения в дальнейшем. Кладовые комнаты (стих 44), куда сносились иудеями «начатки» и десятины, как это было установлено законом, представляли собой боковые помещения, пристроенные к храму (3Цар 6:5; 1Пар 28:11; 2Пар 31:11; Неем 10:37−39; 12:25; 13:4, 12−13).

Неемия восстановил служение священников и левитов в том виде, в каком оно было предусмотрено еще царем Давидом (1Пар 22−26) и, вероятно, впервые осуществлено при Соломоне. Музыка и пение играли важную роль в этом служении. Родоначальник многих певцов Асаф был современником Давида (1Пар 15:19; 16:4−5, 37). И вот теперь Иудеям радостно было смотреть на… священников и левитов, которые совершали службу Богу своему, и потому они с готовностью стали приносить свои части (положенные приношения) к кладовым комнатам.

В стихе 47 сказано, что все Израильтяне делали это еще со дней Зоровавеля (толкование на Неем 10:37−39); это, однако, не значит, что некоторых из них не приходилось к этому принуждать (13:10).

Е. Проведение реформ при Неемии (глава 13)

На протяжении 12 лет оставался Неемия губернатором Иудеи, с 20-го по 32-й годы правления Артаксеркса (5:14), т. е. с 444 по 432 гг. до Р. Х. Все, что нам известно из деятельности Неемии на его посту в это время, — это то, что он отстроил и освятил стену Иерусалима, что при нем народ обязался исполнять закон Моисея, и что по инициативе Неемии была восстановлена система храмового служения священников и левитов, как была она задумана Давидом и осуществлена Соломоном.

По истечении 12 лет Неемия возвратился в Персию (может быть, в город Сузы (1:1), а, может быть, в столицу империи — Персеполис). Он вернулся к царю Артаксерксу, отпустившему его в землю отцов, но, по всей видимости, оставался при нем недолго. (Сказанное в 13:6 — «по прошествии нескольких дней опять выпросился у царя» — свидетельствует об этом, хотя едва ли подразумеваются несколько дней в буквальном смысле; скорее всего, Неемия возвратился в Иудею в том же 432 году; по мнению некоторых богословов, он оставался в Персии около двух лет и вернулся в Иерусалим в 430 году.) Однако и за время его короткого отсутствия в стране произошли тревожные изменения: Неемия столкнулся с серьезными нарушениями Моисеева закона и, возможно, его некоторые дела, требовавшие своего неотложного решения, он счел более трудными чем возведение стены.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.