Иов 5 глава

Книга Иова
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Взывай, если есть отвечающий тебе. И к кому из святых обратишься ты?
2 Так, глупца убивает гневливость, и несмысленного губит раздражительность.
3 Видел я, как глупец укореняется, и тотчас проклял дом его.
4 Дети его далеки от счастья, их будут бить у ворот, и не будет заступника.
5 Жатву его съест голодный и из-за тёрна возьмёт её, и жаждущие поглотят имущество его.
6 Так, не из праха выходит горе, и не из земли вырастает беда;
7 но человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх.
8 Но я к Богу обратился бы, предал бы дело моё Богу,
9 Который творит дела великие и неисследимые, чудные без числа,
10 даёт дождь на лицо земли и посылает воды на лицо полей;
11 униженных поставляет на высоту, и сетующие возносятся во спасение.
12 Он разрушает замыслы коварных, и руки их не довершают предприятия.
13 Он уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным:
14 днём они встречают тьму и в полдень ходят ощупью, как ночью.
15 Он спасает бедного от меча, от уст их и от руки сильного.
16 И есть несчастному надежда, и неправда затворяет уста свои.
17 Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай,
18 ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют.
19 В шести бедах спасёт тебя, и в седьмой не коснётся тебя зло.
20 Во время голода избавит тебя от смерти, и на войне — от руки меча.
21 От бича языка укроешь себя и не убоишься опустошения, когда оно придёт.
22 Опустошению и голоду посмеёшься и зверей земли не убоишься,
23 ибо с камнями полевыми у тебя союз, и звери полевые в мире с тобою.
24 И узнаешь, что шатёр твой в безопасности, и будешь смотреть за домом твоим, и не согрешишь.
25 И увидишь, что семя твоё многочисленно, и отрасли твои, как трава на земле.
26 Войдёшь во гроб в зрелости, как укладываются снопы пшеницы в своё время.
27 Вот, что мы дознали; так оно и есть: выслушай это и заметь для себя.

Толкование Далласской семинарии

г. Совет Елифаза Иову (5:1−16)

Иов 5:1−7. Продолжая свою речь, Елифаз отметает целесообразность обращения к ангелам («святым»): они не помогут Иову, ибо и сами не совершенны (4:18); как же поручиться им перед Богом за безгрешность человека, низшего, по сравнению с ними, создания! Итак, нет у Иова защитников ни среди людей ни среди небожителей.

Сетования Иова (глава 3) Елифаз расценивает как гневливость и раздражительность… глупца.

Начиная со стихом 3, Елифаз, снова ссылаясь на свой жизненный опыт, говорит о том, как гибнут «глупцы»: конечную судьбу их («проклятие дома их») можно предсказать заранее, когда они только «укореняются», т. е. в начальной поре их процветания (сравните 4:9, 19).

Прозрачно и, значит, безжалостно намекая на бедствия, постигшие Иова, Елифаз говорит о гибели детей «глупца» (стих 4), его урожая (который расхищен будет и через терновую ограду, стих 5), о разграблении всего его имущества (стих 5). Из сказанного Елифаз делает вывод, что не из земли вырастает беда, которая приходит к человеку, но в нем самом обитает она, ибо такова его природа. Человек рождается на страдание. Ибо он совершает преступления, за которые следует возмездие, и это так же закономерно, как то, что искры устремляются вверх.

Иов 5:8−16. Но если человек (а, значит, и Иов) грешен от природы, То почему бы ему не признаться в этом и не обратиться к Богу, Который благостен и всемогущ (стихи 9−10) и сострадает униженным (стих 11), гордых же, которые противятся Ему, напротив, наказывает (стихи 12−14). В стихе 15 подразумевается, что Бог спасает бедного от клеветы (от меча, исходящего из уст) и от руки сильного. Хотя в принципе совет Елифаза, обращенный к Иову, нельзя назвать неверным, он, исходя из того, что бедствия постигли Иова как кара за грехи его, ошибался.

д. Елифаз напоминает о благословениях Божиих (5:17−27)

Иов 5:17−27. В стихе 17 Елифаз снова выражает главную свою мысль: через наказание Бог… вразумляет человека, и поэтому наказанию надо радоваться, а не отвергать его. Целью же вразумления как раз и является привести человека к осознанию его греха, к смирению перед Богом. После чего последуют «возвышение и спасение» смирившегося. Елифаз подробно перечисляет и описывает благодеяния Божии: нанося раны. Он… Сам и обвязывает их, поражает, но и врачует.

Если Иов примет совет Елифаза, то сколько бы бед ни постигло его («шесть и семь»), Бог спасет его от них. В стихе 19 за числом «шесть» следует другое — то, что на порядок выше его, — это характерный для Библии литературный прием, выражающий идею полноты; сравните Притч 30:15, 18, 21, 29; Ам 1:3, 6, 9, 11, 13; 2:1, 4, 6.

Из возможных бед Елифаз упоминает смерть от голода, гибель на войне, страдания от клеветы и опустошения (связанного, возможно, с вражеским нашествием; стих 21). Дикие звери не будут опасны смиренному (а, значит, и Иову, если смирится), и даже камни будут в союзе с ним (т. е. не повредят урожаю его полей); стихи 22−23. Дом твой будет в безопасности, говорит Елифаз, и, осматривая его, ты не найдешь недостатки в нем (именно так следует читать окончание стих 24). У тебя будет многочисленное потомство, и ты умрешь, достигнув зрелости (сравните 42:17). Во всем этом и состоит мудрость, которой они владеют, и Иову необходимо задуматься над этим; таков итог сказанному им, который Елифаз подводит в стихе 27.

Примечания:

 
Синодальный перевод
11 сетовать — роптать, жаловаться.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.