Псалтирь 18 псалом

Псалтирь
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передаёт речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:
7 от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни — истина, все праведны;
11 они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще мёда и капель сота;
12 и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 18

Псалом воспевает величие Творца в природе и величие закона Его, который действует в человеке, очищая, укрепляя и умудряя его. Ничто в содержании псалма не подсказывает времени и обстоятельств написания его. Представляется, что, вот, охваченный восхищением, царь наблюдает небеса, эту усеянную бесчисленными яркими светилами «твердь».

Ночная картина неба сменяется, может быть, в воображении Давида, дневной: солнце, величайшее из светил, выходит из «чертога» своего. Царь мыслит о славе Божией, которую «проповедует природа», и по аналогии в сознании его возникает мысль о совершенстве нравственного закона Творца. В сердце его рождается торжественный гимн, песнь восхищения и хвалы.

«Надпись» соответствует стиху 1.

А. Небеса проповедуют славу Божию (18:2−7)

Пс 18:2−5б. Они вещают о делах рук Его. Изо дня в день они как бы «держат речь» к людям, донося до них знание о Творце. Простираясь «из конца в конец земли», небеса проповедуют повсюду, и нет языка и… наречия, т. е. нет народа и племени, которым была бы недоступна их бессловесная речь (которые не слышали бы голос их); сравните Рим 1:18−20.

Пс 18:5в−7. В небесах «поставлено» жилище солнцу. Оно сравнивается с сияющим красотою женихом и с могучим атлетом, радостно пробегающим поприще свое (т. е. обходящим землю, чтобы согреть ее, не обделив своей теплотой ни одного уголка ее; стих 7).

Б. О совершенстве Божиего закона (18:8−12)

Пс 18:8−10. Размышления псалмопевца переключаются на духовную, нравственную сферу. Закон… Повеления… Страх… Суды, исходящие от Господа, — здесь понятия более или менее идентичные. Все они соответствуют откровениям Его человеку для блага его, так как затрагивают лучшие струны его души, порождают в нем стремление к идеальному, формируют и направляют это стремление. «Закон» в стихе 8 (который включает в себя и все последующие идентичные понятия в стихе 9 и 10) направлен на нравственное укрепление людей, их воспитание (умудрение и просвещение). Он «веселит» им сердце — при мысли, что Господь, суды Которого праведны, царит надо всем.

Страх, т. е. благоговение перед Собой, внушает людям Сам Бог, потому-то он, который есть «начало мудрости», не иссякнет вовек.

Пс 18:11−12. В глазах Давида откровение Господне — желаннее золота и слаще меда. Он, раб Божий, храним им, и в том, что Бог дает ему соблюдать закон Его, видит великую для себя награду.

В. Молитва об очищении (18:13−15)

Пс 18:13−15. Понимая, что человек рождается с наклонностью ко греху и потому нередко грешит, не сознавая того (как бы втайне от самого себя), Давид просит, чтобы Господь, видящий его (как и каждого человека) подноготную, вовремя дал бы ему осознать опасность того или иного шага, удержал от него и тем очистил от последствий тайных греховных влечений (стих 13).

Однако и сознавая, что то или иное делать не следует, человек далеко не всегда в состоянии не сделать этого. Чтобы удержаться от совершения грехов умышленных и не дать им «возобладать» над собою, он тем более нуждается в Божией помощи. Горячо желая быть «непорочным» и спастись от великого развращения, действующего в этом мире, Давид просит Бога помочь ему в этом (стих 14). Дай, чтобы и слова и мысли, и чувства мои были угодны Тебе, Господи, твердыня моя и Избавитель мой! — заключает псалмопевец гимн Всевышнему.

Примечания:

 
Синодальный перевод
6 поприще — путь, дистанция.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.