Псалтирь 91 псалом

Псалтирь
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Псалом. Песнь на день субботний.
2 Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний,
3 возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи,
4 на десятиструнном и псалтири, с песнью на гуслях.
5 Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих.
6 Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои!
7 Человек несмысленный не знает, и невежда не разумеет того.
8 Тогда как нечестивые возникают, как трава, и делающие беззаконие цветут, чтобы исчезнуть навеки, —
9 Ты, Господи, высок вовеки!
10 Ибо вот, враги Твои, Господи, — вот, враги Твои гибнут, и рассыпаются все делающие беззаконие;
11 а мой рог Ты возносишь, как рог единорога, и я умащён свежим елеем;
12 и око моё смотрит на врагов моих, и уши мои слышат о восстающих на меня злодеях.
13 Праведник цветёт, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане.
14 Насаждённые в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего;
15 они и в старости плодовиты, сочны и свежи,
16 чтобы возвещать, что праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нём.

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 91

Автор, как и время написания псалма, не известны. Из надписи, соответствующей в русском тексте стиху 1, следует, что он предназначался для исполнения во время богослужения.

А. О радости славить Господа (91:2−8)

Пс 91:2−4. Псалмопевцу, исполненному глубокого религиозного чувства, доставляет искреннюю радость славить Господа. Для него это благо — возвещать о милости Творца и истине (по некоторым переводам — «верности») Его день и ночь (стих 3).

Пс 91:5−8. Восторг и восхищение вызывает у певца все, что делает Господь. Он не устает удивляться глубине помышлений Его, постигнуть которые человеку не под силу. Казалось бы, как не впасть в уныние праведникам, видя, что нечестивые возникают как трава, и процветают в ущерб им. Но в плане Господнем — конечные гибель и исчезновение нечестивых, как и прославление праведных (стихи 7−8).

Б. Ты, Господи, вознесен на веки (91:9−16)

Пс 91:9−10. Сказанным в стихе 9 объединяются первая и вторая части псалма. Именно потому, что Господь высок, т. е. превыше всего во вселенной (и так будет всегда!), гибнут нечестивые (стих 9) и — повторение, в сущности, той же мысли — гибнут, либо — знак лишения их силы — раскидываются в разные стороны, рассеиваются (в русском тексте — рассыпаются) делающие беззаконие.

Пс 91:11−16. Праведные же возвышаются Им. «Вознесение рога» (стих 11) значит укрепление мощи, силы. «Умащивание свежим елеем» подразумевает восстановление жизненной силы, праздничное настроение. В стихе 12 имеется, вероятно, в виду, что праведник «видит и слышит», как терпят поражение его враги. В стихах 13−14 процветание праведников как бы противопоставляется процветанию нечестивых.

Если у последних, которых великое множество, уподобляемое траве (стих 8), оно, как жизнь травы же, скоротечно, то первые цветут, как пальма, и уверенно возвышаются, подобно ливанскому кедру (многолетние деревья, из которых первое отличается плодовитостью, а второе — прочностью). В стихах 14−15 образ процветания, крепости и долголетия тех, которые веруют в Иегову и благословляемы Им. Ибо Он их твердыня — Господь, в Котором нет неправды.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.