Исход 12 глава

Исход, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря:
2 месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года.
3 Скажите всему обществу сынов Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство;
4 а если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмёт с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца.
5 Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз,
6 и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его всё собрание общества Израильского вечером,
7 и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его;
8 пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испечённое на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его;
9 не ешьте от него недопечённого или сваренного в воде, но ешьте испечённое на огне, голову с ногами и внутренностями;
10 не оставляйте от него до утра, но оставшееся от него до утра сожгите на огне.
11 Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня.
12 А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь.
13 И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую.
14 И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его.
15 Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля.
16 И в первый день да будет у вас священное собрание, и в седьмой день священное собрание: никакой работы не должно делать в них; только что есть каждому, одно то можно делать вам.
17 Наблюдайте опресноки, ибо в сей самый день Я вывел ополчения ваши из земли Египетской, и наблюдайте день сей в роды ваши, как установление вечное.
18 С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца;
19 семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из общества сынов Израилевых, пришлец ли то, или природный житель земли той.
20 Ничего квасного не ешьте; во всяком местопребывании вашем ешьте пресный хлеб.
21 И созвал Моисей всех старейшин Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху;
22 и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра.
23 И пойдёт Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдёт Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения.
24 Храните сие, как закон для себя и для сынов своих навеки.
25 Когда войдёте в землю, которую Господь даст вам, как Он говорил, соблюдайте сие служение.
26 И когда скажут вам дети ваши: «что это за служение?»
27 скажите: «это пасхальная жертва Господу, Который прошёл мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил». И преклонился народ, и поклонился.
28 И пошли сыны Израилевы, и сделали: как повелел Господь Моисею и Аарону, так и сделали.
29 В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своём, до первенца узника, находившегося в темнице, и всё первородное из скота.
30 И встал фараон ночью сам и все рабы его и весь Египет; и сделался великий вопль в земле Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца.
31 И призвал фараон Моисея и Аарона ночью и сказал: встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы, и пойдите, совершите служение Господу, как говорили вы;
32 и мелкий и крупный скот ваш возьмите, как вы говорили; и пойдите и благословите меня.
33 И понуждали Египтяне народ, чтобы скорее выслать его из земли той; ибо говорили они: мы все помрём.
34 И понёс народ тесто своё, прежде нежели оно вскисло; квашни их, завязанные в одеждах их, были на плечах их.
35 И сделали сыны Израилевы по слову Моисея и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд.
36 Господь же дал милость народу Своему в глазах Египтян: и они давали ему, и обобрал он Египтян.
37 И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф, до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей;
38 и множество разноплемённых людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое.
39 И испекли они из теста, которое вынесли из Египта, пресные лепёшки, ибо оно ещё не вскисло, потому что они выгнаны были из Египта и не могли медлить, и даже пищи не приготовили себе на дорогу.
40 Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте, было четыреста тридцать лет.
41 По прошествии четырёхсот тридцати лет, в этот самый день, вышло всё ополчение Господне из земли Египетской ночью.
42 Это — ночь бдения Господу за изведение их из земли Египетской; эта самая ночь — бдение Господу у всех сынов Израилевых в роды их.
43 И сказал Господь Моисею и Аарону: вот устав Пасхи: никакой иноплеменник не должен есть её;
44 а всякий раб, купленный за серебро, когда обрежешь его, может есть её;
45 поселенец и наёмник не должен есть её.
46 В одном доме должно есть её, не выносите мяса вон из дома и костей её не сокрушайте.
47 Всё общество сынов Израиля должно совершать её.
48 Если же поселится у тебя пришлец и захочет совершить Пасху Господню, то обрежь у него всех мужеского пола, и тогда пусть он приступит к совершению её и будет как природный житель земли; а никакой необрезанный не должен есть её;
49 один закон да будет и для природного жителя и для пришельца, поселившегося между вами.
50 И сделали все сыны Израилевы: как повелел Господь Моисею и Аарону, так и сделали.
51 В этот самый день Господь вывел сынов Израилевых из земли Египетской по ополчениям их.

Толкование Далласской семинарии

2) Празднование первой Пасхи (12:1−28). От споров Моисея с фараоном центр повествования смещается теперь к Моисею и израильскому народу. Этот текст делится на две части: наставления Господа Моисею относительно праздника (стихи 1−20) и соблюдение празднования Пасхи (стихи 21−28)

Исх 12:1−2. Вначале Бог сказал… Моисею и Аарону о времени празднования Пасхи, которой надлежало отметить наступление новой эры в истории Израиля. (Месяц сей да будет у вас началом месяцев; первым между месяцами года). Хотя события, описываемые в этой главе, происходили в седьмом месяце установленного гражданского года (который начинался в сентябре-октябре), месяц Пасхи делался первым месяцем в израильском религиозном календаре. Название его — Абиб (буквально «новые молодые колосья», того же, к примеру ячменя). Именно в это время собирали урожай ячменя (март-апрель). С введением нового календаря евреи получали и новое удостоверение — как избранный народ истинного Бога.

После того, как Израиль будет уведен в плен, названия 4-х месяцев из 12 будут изменены на вавилонские, и апрель станет называться месяцем «нисаном» (сравните Неем 2:1; Иез 3:7), что означает «ранний» или «начало» (табл. «Календарь в Израиле»).

Исх 12:3−6. Словосочетание «все общество Израильтян» (сравните стих 6) употребляется здесь в Ветхом Завете впервые — по отношению к народу. Оно знаменует начало нового.

Празднование Пасхи производилось по домам. В десятый день сего месяца (март-апрель) каждая еврейская семья должна была отобрать себе агнца или козленка (Шех — слово это, переводимое как «агнец», могло означать как ягненка, так и козленка; сравните стих 5). Если семья, будучи небольшой, не в состоянии была съесть все животное целиком, то ей надо было разделить эту пасхальную пищу с другим семейством.

Животное должно было быть однолетним, (мужеского пола), без порока. Через четыре дня (14-го числа) каждое такое животное следовало заколоть с наступлением вечера. Это означало — или между заходом солнца и наступлением темноты, или между 3 и 5 часами пополудни. Скорее всего между 3 и 5 пополудни, потому что в этом случае оставалось бы больше времени для заклания и приготовления животного, которое понадобилось бы позднее в числе многих других жертв, приносимых к алтарю.

Исх 12:7−11. В этих стихах даются наставления, как именно соблюдать Пасху. Хотя этот праздник справлялся в каждом израильском доме, ритуал поклонения, совершаемый одновременно и сообща, должен был способствовать сплочению евреев в единое общество (сравните стих 3). Кровь животных следовало нанести на дверные косяки и перекладины, а мясо их — испечь, и люди должны были есть его с пресным хлебом и с горькими травами.

Заклание животных (вместо убийства в домах израильтян перворожденных сыновей, стих 13) и кропление дверей кровью служили прообразом заместительной смерти Христа. Он — «наш Пасхальный Агнец» (1Кор 5:7), «непорочный и чистый Агнец» (1Пет 19:19; сравните Ин 1:29). Принесение Им Себя в жертву есть то средство, прибегая к которому, верующие в Иисуса Христа спасаются от ужаса духовной смерти.

Горькие травы (вероятно, эндивий, цикорий, одуванчики) символизировали печаль и горе (сравните Плач 3:15) по причине прошлой греховности, либо горькие воспоминания о пребывании израильтян в египетском рабстве. Хлеб, испеченный без закваски, символизировал их поспешный уход (Исх 2:11, 39; Втор 16:3). Мясо следовало печь, а не есть его сырым, как делали некоторые язычники.

Всю пасхальную пищу люди должны были есть поспешно, будучи одеты в дорогу (пусть будут чресла ваши препоясаны, толкование на «препояшь ныне чресла твои, как муж», Иов 38:3; 40:2).

Таким образом под защитой пролитой крови все общество должно было вспоминать об очищении от греха (сравните Евр 9:22) и о том, что они были пришельцами в чужой земле. То есть Пасха Господня означает, что Пасхальный агнец предназначался для Господа (сравните с «праздником Господу», Исх 12:14).

Исх 12:12−14. Бог сказал, что в ту самую ночь (в полночь, 11:4; 12:29), после того, как израильтяне съедят Пасхальных агнцев с травами и хлебом, Он поразит всякого первенца (сыновей и животных) в каждой египетской семье (сравните 11:5; 12:29−30). Эта последняя казнь преследовала ту же цель, что и все предыдущие: совершить суд… над всеми богами Египетскими (сравните Чис 33:4), продемонстрировав таким образом, что Бог есть Господь. Старшему сыну фараона и его наследнику, по-видимому, приписывались свойства божества.

Мин, египетский бог воспроизведения рода, и Изида, богиня любви, посещавшая женщин во время родов, были в процессе этой завершающей казни, обернувшейся катастрофой, — разоблачены и осуждены как бессильные боги.

Окропление кровью израильских домов давало защиту от смерти, когда Бог губил египетских первенцев. От «проходить мимо» (евр. пасах происходит существительное, сделавшееся названием праздника — Песах (русская «Пасха» происходит от этого еврейского слова).

Как кровь животного служила средством избежать смерти, так кровь, пролитая Иисусом Христом, сделалась средством оправдания и искупления верующих (Рим 5:9; Еф 1:7).

Пасху надлежало отмечать ежегодно (день сей …празднуйте …во все роды ваши; как установление вечное… сравните Исх 12:17, 24; 13:10). Другие ежегодные праздники по случаю тех или иных событий, а также левитские правила и положения тоже назывались «уставами вечными» (например, 27:21; 28:43; 29:9; 30:21; Лев 16:29, 31, 34; 23:14, 21, 41). Пасха была праздником Господу (сравните Исх 5:1; 10:9).

Календарь в Израиле:

Григорианский календарь Еврейский календарь Земледельческий год Особые дни
Март-апрель Месяц 1: Нисан (первоначальное название Авив) Последние дожди. Сбор ячменя. Сбор льна. Нисан 14: Пасха (Исх 12:1−11; Лев 23:5)
Нисан 15−21: Опресноки (Лев 23:6−8)
Нисан 21: Первый сноп жатвы (Лев 23:9−14)
Апрель-май Месяц 2: Лийяр (первоначальное название Зив) Начало сухого сезона
Май-июнь Месяц 3: Сиван Первые фиги (инжир); наливается виноградная лоза Сиван 6: Пятидесятница (через 50 дней после дня Первого снопа) (Лев 23:15−22)
Июнь-нюль Месяц 4: Таммуз Сбор пшеницы Первый виноград
Июль-август Месяц 5: Аб Сбор винограда
Август-сентябрь Месяц 6: Элул Поспевают финики и летние фиги (инжир)
Сентябрь-октябрь Месяц 7: Тишри (первоначальное назв. Этаним) Первые дожди Тишри 1: Праздник труб (Лев 23:23−25)
Тишри 10: День очищения (Лев 16; 23:26−32)
Тишри 15−21: Праздник кущей (Лев 23:33−36)
Октябрь-ноябрь Месяц 8: Марчесван (первоначальное название Бал) Вспашка земли. Сбор оливок (маслин)
Ноябрь-декабрь Месяц 9: Кислев Сеяние зерновых Кислев 25: Праздник обновления (Ханука) (Ин 10:22)
Декабрь-январь Месяц 10: Гебет Последние дожди
Январь-февраль Месяц 11: Шебат Цветение миндаля
Февраль-март Месяц 12: Адар Сбор цитрусовых Адар 13−14: Пурим (Есф 9:26−28)

Исх 12:15−20. Затем Бог дал Израильтянам наставления относительно праздника опресноков как торжества всего народа по поводу избавления Израиля из Египта. Праздники Пасхи и опресноков были так тесно связаны между собой, что зачастую их воспринимали как один праздник (сравните Лк 2:41; 22:1; Деян 21:3−4). Праздник опресноков должен был продолжаться семь дней (Исх 13:6−7), от 14 до 21 числа месяца (Лев 23:6; Чис 28:17). Квасной (дрожжевой) хлеб, конечно, нельзя было есть и на Пасху (Исх 12:8).

В домах квасное (закваска) — стихи 15−16 — как символ греха (1Кор 5:8) подлежало уничтожению. Отсутствие закваски означало, что те, кто пребывали под защитой пролитой крови, не развращались грехом перед лицом Божиим. А кто стал бы есть квасное в те праздничные дни, душа та была бы истреблена …из общества Израильтян (Исх 12:19), другими словами, исключена из сообщества, лишена прав и привилегий, предусмотренных Заветом, а, возможно, и умерщвлена.

Кроме того, на первый и на седьмой день празднества народу следовало собираться для проведения особой религиозной службы. И ничего нельзя было делать всю неделю, кроме как приготовлять пищу. Как и Пасхе, празднику опресноков надлежало стать установлением вечным (стих 17; сравните стих 14) во благо грядущим поколениям.

Оба эти праздника вместе объявлялись «установлением «, которое следовало «хранить», т. е. держаться его (стихи 14, 17, 24) и «церемонией» (служением), которую следовало соблюдать (стихи 25−26). Служение это Израилю завещено было рассматривать как пасхальную жертву Господу (стих 27). Наставления, высказанные в стихах 15−16, повторяются в стихах 19−20, возможно, чтобы подчеркнуть их значение.

Исх 12:21−28. В этих стихах Моисей дает старейшинам наставления (стихи 21−23) относительно Пасхи, идентичные тем, которые Господь дал ему (стихи 3−11). Кровь должна быть нанесена на перекладины и… косяки… дверей (стих 7), и нанести ее надо было пучком иссопа (кусты, повсеместно растущие на склонах гор). Израильтяне обычно пользовались этим растением для совершения ритуалов очищения (сравните Лев 14:4, 6, 49, 51−52; Чис 19:6, 18).

Губитель (сравните с «истребителем» в Евр 11:28), уничтоживший первенцев, мог быть Ангелом Господним (воплощением, предшествовавшим воплощению Христа; сравните толкование на Быт 16:9), либо просто одним из ангелов.

Затем Божиему народу было сказано, чтоб он обязательно отмечал Пасху в земле, которую Бог обещал дать ему. А также объяснял значение ее своим детям (Исх 12:26−27; сравните 13:14−15). Народ, благодарный за свое наступавшее освобождение из рабства, которое длилось веками, совершил поклонение Господу. А затем выполнил Его распоряжение.

3) Поражение казнью (12:29−36). Подробные наставления относительно праздников Пасхи и опресноков следуют за выражением томительной тревоги, которая достигает высшей точки, когда совершается казнь над египетскими первенцами мужского пола (стихи 29−30), вслед за чем израильтяне получают освобождение (стихи 31−36).

Исх 12:29−30. Указывается время совершения 10-ой казни (полночь), масштабы ее (поражен был каждый перворожденный; сравните 4:22−23) и впечатление, произведенное ею (и сделался великий вопль; сравните 11:6). Страшное горе охватило народ Египта, когда Бог уничтожил возлюбленных сыновей его в каждой семье, к какому бы слою общества она ни принадлежала: от семьи фараона до семьи узника, сидевшего в темнице (сравните 11:5). Это служит живым напоминанием о гневе Божием, обращаемом против грешников и об ужасной плате за грех. Совершенно очевидно, что «могучая мышца» Божия принудила фараона отпустить Его народ! (3:19).

Исх 12:31−33. Фараон отпустил израильтян той же самой ночью и без всяких условий; это было ответом на разыгравшуюся трагедию. Он даже потребовал, чтоб евреи ушли. Бог предсказал это: «он отпустит вас» (3:20; 6:1). Не удивительно ли, что фараон, которого почитали как бога, унизился теперь до того, что просил Моисея и Аарона: благословите меня (сравните 8:28). Да и народ египетский побуждал израильтян поскорее уйти — из страха, что в противном случае весь он вымрет.

Исх 12:34−36. Исход совершился столь стремительно, что народ понес с собой невскисшее тесто: у них не было времени испечь из него хлеб (стих 39).

Казни, свидетельствовавшие о Божием могуществе, пробудили в египтянах уважение к евреям, но и желание посодействовать их скорейшему уходу, — потому они и отдали им драгоценности и одежду (сравните 3:21−22; 11:3). Так исполнилось обещание, данное Богом Аврааму, относительно пленения его потомков (Быт 15:13−14) Евреи получили от египтян своего рода «компенсацию» за 400 лет рабского труда на них.

Г Избавление Израиля из Египта (12:37 — 18:27)

В этом разделе описывается исход евреев — от того момента, как они оставили Раамсес, до появления их у подножия горы Синай три месяца спустя. Через кропление кровью израильтяне были избавлены от смерти (12:13); теперь они избавлялись из рабства — с тем, чтобы вели жизнь, исполненную святости и Богопочитания.

I. БЫСТРЫЙ ПЕРЕХОД ПО ТЕРРИТОРИИ ЕГИПТА В СТОРОНУ МОРЯ (12:37 — 13:22)

Исх 12:37−42. Из Раамсеса, где, по-видимому, был сконцентрирован народ (сравните 1:1!), они отправились… в Сокхоф (сегодняшнее название этого места, расположенного у озера Тимсах, — Тел-эль-Мас-кутах). Число израильтян-мужчин составляло примерно 600 тысяч (в 38:26 и в Чис 1:46 дается более точная цифра — 603. 550). С женщинами и детьми израильтян, вышедших из Египта, было около 2 млн. С ними шло и не указанное число не — израильтян, по-видимому, разноплеменная группа «пришельцев» (Чис 11:4). Когда они окажутся в пустыне, то «пришельцы» станут побуждать израильтян к ропоту против Моисея.

По дороге они испекли… пресные лепешки (сравните Исх 12:34).

Этот раздел, содержащий описание начала исхода, Моисей завершил исторической «заметкой» — напоминанием о Божией верности и призывом помнить о ней. Здесь говорится, что время пребывания Израиля в Египте составило четыреста тридцать лет (сравните Гал 3:17), тогда как в других местах называются 400 лет (Быт 15:13, 16; Деян 7:6) и «около 450 лет» (Деян 13:20; сравните с толкование на эти стихи). Скорее всего время пребывания в Египте равнялось 430 годам (с 1876 г. до Р. Х. по 1446 г. до Р. Х.; сравните с толкование на Деян 7:6; Гал 3:17).

То обстоятельство, что Бог позаботился о Своем народе в ночь исхода, следует держать в памяти. Поскольку Он бдел над ними, и они должны почтить Его бдением.

Исх 12:43−51. В Сокхофе Моисею и Аарону даны были Господом правила празднования Пасхи (стихи 43−51) и наставления относительно посвящения первенцев (13:1−6). Необходимость установить некоторые правила в отношении Пасхи вызывалась, по-видимому, тем, что к исходу примкнули и не евреи, которые, однако, приняли религию евреев. Если человек не принимал обетований завета, совершив ритуал обрезания, он не мог принимать участия в праздновании Пасхи (12:44, 48−49). Празднование это должно было совершаться по домам всем обществом (сравните стихи 3, 6, 19).

Примечания:

 
Синодальный перевод
22 иссоп — растение, пучки которого использовались для кропления.
42 бдение — воздержание от сна.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.