Исход 18 глава

Исход, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 И услышал Иофор, священник Мадиамский, тесть Моисеев, о всём, что сделал Бог для Моисея и для Израиля, народа Своего, когда вывел Господь Израиля из Египта,
2 и взял Иофор, тесть Моисеев, Сепфору, жену Моисееву, пред тем возвращённую,
3 и двух сынов её, из которых одному имя Гирсам, потому что говорил Моисей: я пришлец в земле чужой;
4 а другому имя Елиезер, потому что, говорил он, Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от меча фараонова.
5 И пришёл Иофор, тесть Моисея, с сыновьями его и женою его к Моисею в пустыню, где он расположился станом у горы Божией,
6 и дал знать Моисею: я, тесть твой Иофор, иду к тебе, и жена твоя, и два сына её с нею.
7 Моисей вышел навстречу тестю своему, и поклонился, и целовал его, и после взаимного приветствия они вошли в шатёр.
8 И рассказал Моисей тестю своему обо всём, что сделал Господь с фараоном и с Египтянами за Израиля, и о всех трудностях, какие встретили их на пути, и как избавил их Господь.
9 Иофор радовался о всех благодеяниях, которые Господь явил Израилю, когда избавил его из руки Египтян,
10 и сказал Иофор: благословен Господь, Который избавил вас из руки Египтян и из руки фараоновой, Который избавил народ сей из-под власти Египтян;
11 ныне узнал я, что Господь велик паче всех богов, в том самом, чем они превозносились над Израильтянами.
12 И принёс Иофор, тесть Моисеев, всесожжение и жертвы Богу; и пришёл Аарон и все старейшины Израилевы есть хлеба с тестем Моисеевым пред Богом.
13 На другой день сел Моисей судить народ, и стоял народ пред Моисеем с утра до вечера.
14 И видел тесть Моисеев всё, что он делает с народом, и сказал: что это такое делаешь ты с народом? для чего ты сидишь один, а весь народ стоит пред тобою с утра до вечера?
15 И сказал Моисей тестю своему: народ приходит ко мне просить суда у Бога;
16 когда случается у них какое дело, они приходят ко мне, и я сужу между тем и другим, и объявляю уставы Божии и законы Его.
17 Но тесть Моисеев сказал ему: не хорошо это ты делаешь:
18 ты измучишь и себя и народ сей, который с тобою, ибо слишком тяжело для тебя это дело: ты один не можешь исправлять его;
19 итак, послушай слов моих; я дам тебе совет, и будет Бог с тобою: будь ты для народа посредником пред Богом и представляй Богу дела его;
20 научай их уставам и законам Божиим, указывай им путь Его, по которому они должны идти, и дела, которые они должны делать;
21 ты же усмотри из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь их над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками;
22 пусть они судят народ во всякое время и о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами: и будет тебе легче, и они понесут с тобою бремя;
23 если ты сделаешь это, и Бог повелит тебе, то ты можешь устоять, и весь народ сей будет отходить в своё место с миром.
24 И послушал Моисей слов тестя своего и сделал всё, что он говорил;
25 и выбрал Моисей из всего Израиля способных людей и поставил их начальниками народа, тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками,
26 и судили они народ во всякое время; о делах важных доносили Моисею, а все малые дела судили сами.
27 И отпустил Моисей тестя своего, и он пошёл в землю свою.

Толкование Далласской семинарии

г. Моисей получает мудрый совет (глава 18)

Приход в стан евреев Иофора — событие, противоположное столкновению их с амаликитянами. Эти пришли сражаться, а тот — чтобы узнать, правильны ли полученные им добрые известия; с амаликитянами была война, а Иофор — искал мира; в битве с амаликитянами отяжелели руки Моисея, воздетые к Богу, — в глазах же Иофора весь его труд, взятый на себя одного, был чрезмерно тяжел.

Эта глава делится на три части: в первой как бы дается «фон», на котором происходит визит Иофора, описываются причины и характер его появления (стихи 1−6); во второй содержится хвала Иофора, вознесенная Господу (стихи 7−12), и в третьей — советы Иофора Моисею (стихи 13−27).

Исх 18:1−6. Услышав об исходе евреев из Египта, Иофор тесть Моисеев (сравните 4:18; известный также под именем Рагуила — 2:18), посетил Моисея, когда Израиль стоял лагерем у Рефидима, близ Синая (толкованиена 17:16 относительно Хорива и Синая), Божией горы (18:5; — сравните 3:1; 4:27; 24:13). Иофор, очевидно, с интересом следил за делами своего зятя, и вот, когда израильтяне расположились у Рефидима, Иофор принял решение посетить его.

Он пришел также и для того, чтобы вновь соединить с Моисеем своих внуков Гирсама («пришлец в земле чужой», сравните толкование на 2:22) и Елиезера («Бог… был мне помощником») и дочь Сепфору, которых Моисей отослал обратно к Иофору, по-видимому, после того, как они пришли в Египет. Хотя о причине этого его поступка нам не говорится, можно полагать, что Моисей хотел избавить их от бремени рабства в Египте.

Исх 18:7−12. Встретившись с Иофором, Моисей выразил ему почтение (поклонился) и благодарность (целовал его); они сердечно приветствовали друг друга. Моисей пересказал тестю множество волнующих событий, случившихся с тех пор, как он вернулся в Египет, особо подчеркивая то, как Господь освободил их. Обрадованный этими чудесными новостями, Иофор отвечал: благословен Господь. Ныне узнал я, засвидетельствовал он, что Господь, Бог израильский, велик паче всех богов.

Убедившись в превосходстве Яхве над другими богами, Иофор принес Ему жертвы в знак своего почтения. Всесожжение было почти полностью уничтожено огнем, но Иофором были принесены и другие жертвы, которые составили часть братской трапезы, — разделяя ее, Иофор и вожди Израиля, возможно, заключили между собой своего рода союзническое или мирное соглашение… Перед нами картина ликующих славословий и общения, однако, никаких уточнений относительно духовного состояния Иофора нам не дается.

Он вернулся в землю Мадиамскую (стих 27), либо, обратившись к истинному Богу, либо для того, чтобы продолжать свое священническое служение среди мадианитян — идолопоклонников. Во всяком случае, его последние слова, обращенные к Моисею, похоже, говорят о том, что теперь и он боялся Бога («и будет Бог с тобою», стих 19; «усмотри., людей… боящихся Бога», стих 21; «Если… Бог повелит тебе», стих 23).

Исх 18:13−23. Иофор стал свидетелем того, как много времени отнимали, у Моисея разбирательство, в качестве судьи, споров, возникавших в народе, и ответы на их вопросы — ведь народ стремился познавать через него (своего пророка — Втор 34:10) Божию волю.

Поскольку эта работа, которую Моисей пытался выполнять единолично, была чрезмерно тяжелой для одного человека (для чего ты сидишь один… это дело ты один не можешь исправлять… Исх 18:14, 18), Иофор предостерег своего зятя, что, действуя так, он лишь измучит и себя и народ сей (стих 18) — ведь людям приходится бесконечно дожидаться в очереди, чтобы изложить свои жалобы.

Иофор дал Моисею мудрый совет возложить часть своей ответственности на других. Самому Моисею надо продолжать учить народ Божиим уставам и законам (сравните стих 16) и «пути Его», по которому они должны идти (стих 20), т. е. тому, как жить угодно Богу; в то же время Моисею следует назначить в качестве судей людей духовно опытных и высоконравственных, чтобы они обеспечивали исполнение закона народом (стихи 20−21). Это должны быть «мудрые, разумные и испытанные» люди (Втор 1:13, 15).

Итак, Моисею следовало быть посредником …народа пред Богом (Исх 18:19) и его учителем, но большинство судебных разбирательств ему надо было возложить на других. Как начальникам над объединениями людей числом в тысячи, сотни, полусотни и десятки (здесь используются термины действительные для военных подразделений), этим другим предстояло взять на себя разбор гражданских дел и споров разной степени важности (что как бы соответствовало гражданским судам различных уровней).

Исх 18:24−27. Моисей принял совет своего тестя, однако, судебную систему, основанную на нем, он, видимо, учредил после того, как ему был дан закон на горе Синай (Втор 1:9−15 сравните с Втор 1:6, где, вместо «Синая», — «Хорив»). Если это так, то, возможно, стихи 24−26 относительно позднейшего осуществления этого плана — включены в 18-ую главу книги Исхода с той целью, чтобы завершить рассказ о совете, данном Иофором Моисею. Иногда авторы Ветхого Завета повествуют о том или ином предмете, руководствуясь не столько хронологическим, сколько тематическим принципом.

Примечания:

 
Синодальный перевод
11 паче — больше, сильнее; более чем.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.