Исход 23 глава

Исход, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды.
2 Не следуй за большинством на зло и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды;
3 и бедному не потворствуй в тяжбе его.
4 Если найдёшь вола врага твоего или осла его заблудившегося, приведи его к нему;
5 если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним.
6 Не суди превратно тяжбы бедного твоего.
7 Удаляйся от неправды и не умерщвляй невинного и правого, ибо Я не оправдаю беззаконника.
8 Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых.
9 Пришельца не обижай: вы знаете душу пришельца, потому что сами были пришельцами в земле Египетской.
10 Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения её,
11 а в седьмой оставляй её в покое, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые; так же поступай с виноградником твоим и с маслиною твоею.
12 Шесть дней делай дела твои, а в седьмой день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осёл твой, и успокоился сын рабы твоей и пришлец.
13 Соблюдайте всё, что Я сказал вам, и имени других богов не упоминайте; да не слышится оно из уст твоих.
14 Три раза в году празднуй Мне:
15 наблюдай праздник опресноков: семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива, ибо в оном ты вышел из Египта; и пусть не являются пред лицо Моё с пустыми руками;
16 наблюдай и праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле, и праздник собирания плодов в конце года, когда уберёшь с поля работу твою.
17 Три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лицо Владыки, Господа.
18 не изливай крови жертвы Моей на квасное, и тук от праздничной жертвы Моей не должен оставаться до утра.
19 Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего. Не вари козлёнка в молоке матери его.
20 Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил;
21 блюди себя пред лицом Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Моё в Нём.
22 Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять всё, что скажу, то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих.
23 Когда пойдёт пред тобою Ангел Мой и поведёт тебя к Аморреям, Хеттеям, Ферезеям, Хананеям, Евеям и Иевусеям, и истреблю их,
24 то не поклоняйся богам их, и не служи им, и не подражай делам их, но сокруши их и разрушь столбы их:
25 служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой и воду твою; и отвращу от вас болезни.
26 Не будет преждевременно рождающих и бесплодных в земле твоей; число дней твоих сделаю полным.
27 Ужас Мой пошлю пред тобою, и в смущение приведу всякий народ, к которому ты придёшь, и буду обращать к тебе тыл всех врагов твоих;
28 пошлю пред тобою шершней, и они погонят от лица твоего Евеев, Хананеев и Хеттеев;
29 не выгоню их от лица твоего в один год, чтобы земля не сделалась пуста и не умножились против тебя звери полевые:
30 мало-помалу буду прогонять их от тебя, доколе ты не размножишься и не возьмёшь во владение земли сей.
31 Проведу пределы твои от моря Чермного до моря Филистимского и от пустыни до реки, ибо предам в руки ваши жителей сей земли, и прогонишь их от лица твоего;
32 не заключай союза ни с ними, ни с богами их;
33 не должны они жить в земле твоей, чтобы они не ввели тебя в грех против Меня; ибо если ты будешь служить богам их, то это будет тебе сетью.

Толкование Далласской семинарии

Исх 23:1−9. Содержащиеся в этих стихах наставления и предостережения, развивающие 9-ую заповедь, были продиктованы потребностью в безусловной справедливости и беспристрастном суде. В судебных разбирательствах израильтянам полагалось давать правдивые показания. Они не должны были отступать от правды при решении тяжб, следуя примеру большинства, и даже сочувствие к бедным не должно было толкать их на это. Слова врага твоего в стихе 4 и 5, вероятно, означают «судящегося с тобой».

Несправедливый подход к бедным по причине их социального положения (стих 6; сравните стих 3), дача ложных показаний в суде, которая могла привести к гибели невинных людей (стих 7), принятие взяток (платы за благоприятное свидетельствование в суде, (в русском тексте дары), стих 8; сравните Втор 16:19 — это последнее было широко распространено в древности на Ближнем Востоке, и притеснение чужестранцев (пришельцев; сравните Исх 22:21; возможно, в 23:9 имеется в виду «притеснение» их при разборе судебных тяжб) — все это запрещалось.

п. Установление относительно субботы (23:10−13)

Исх 23:10−13. Далее Господь наставлял Израиль относительно так называемого «субботнего года» (стихи 10−11) и субботнего дня (стихи 12−13); эти наставления давались в развитие четвертой заповеди (20:8−11). Провозглашение «субботнего года» напоминало Израилю, что владеет землей Бог, а им она всего лишь доверена (Лев 25:23). Кроме того, «субботний год» устанавливался в интересах бедняков (убогих), которые могли бы подбирать колосья с поля.

Отдыхая на седьмой день, человек и животные освежат силы, необходимые им для работы в предстоящие шесть дней следующей недели. Этот раздел заканчивается (Исх 23:13) предупреждением общего характера о необходимости слушаться Бога и предостережением евреям, чтобы не чтили никаких других богов и даже имен их не упоминали.

р. Установления относительно ежегодных праздников (23:14−19)

Исх 23:14−19. Здесь Богом даются установления относительно трех сельскохозяйственных праздников, которые следовало справлять ежегодно: а) о празднике опресноков… в месяце Авиве (март — апрель), в то примерно время, когда собирают урожай ячменя; б) о празднике жатвы весной, когда начинают собирать урожай пшеницы (сравните 34:22) и когда первые плоды урожая следовало приносить Господу; и в) о празднике сбора плодов в начале осени (сентябрь-октябрь; таблицу «Календарь Израиля»).

Первый из этих трех больших сельскохозяйственных праздников был установлен в память о поспешном исходе из Египта (сравните 12:15−20). Второй праздник, на котором два хлеба, испеченных из зерна нового урожая, предлагались Господу (Лев 23:15−21), назывался также праздником седьмиц (недель; Исх 34:22), потому что справлялся через семь недель (50 дней) после праздника опресноков. В Новом Завете (Деян 2:1; 20:16; 1Кор 16:8) его называют днем Пятидесятницы. А третий праздник — сбора плодов — отмечавшийся в конце сельскохозяйственного или гражданского года, называли еще праздником кущей (Лев 23:33−36; Втор 16:13−15; 31:10).

Все эти праздники служили постоянным напоминанием Израилю о том, что Бог заботится о Своем народе.

Итак, три раза в году (Исх 23:14, 17; 34:23) все взрослые мужчины в Израиле обязаны были участвовать в богослужении, которое совершалось в шатре («кущах»), а позднее — в храме, приходя к Богу с хлебными приношениями и принося в жертву животных. Хлеб, приносимый на жертвенник, должен был быть испечен без закваски. Только лучшее из начатков урожая должно было приносить Господу.

Причиной запрещения варить козленка в молоке матери его (23:19 сравните с 34:26 и Втор 14:21), возможно, являлся соответствующий религиозный обычай у хананеян, которые, совершая так называемый ритуал плодородия, варили козлят в козьем же молоке. Бог не хотел, чтобы Его народ хоть в чем-то следовал практике языческих богослужений. Но не исключено, что запрещение это было направлено против бесчеловечного обращения с молодняком домашнего скота.

По-видимому, в дни праздника сбора плодов (Исх 23:16б) израильтяне подпадали под искушение делать то же самое, что обычно делали бедуины, а именно варить мясо молодых козлят в молоке их матери. Возможно, другими словами, этот запрет был для израильтян запретом использовать то, что предназначалось для поддержания жизни (козье молоко), в целях разрушения этой жизни. Наверное, именно это запрещение обусловило возникновение обычая, который и по сей день соблюдается евреями: не смешивать молочных продуктов с мясными.

с. Эпилог: обещание относительно завоевания земли (23:20−33)

Раздел, содержащий все перечисленные установления (он начинается с 20:22), заключал в себе и вселявшее радость обещание — о том, что Бог направит Свой народ в Обетованную землю, где вышеуказанные законы и надо будет исполнять. В этом разделе говорится как о проклятиях, которые постигнут за непослушание, так и о благословениях, которые будут даны в награду за повиновение; обещания эти аналогичны тем, которые содержатся в книгах Левит и Второзаконие.

Исх 23:20−26. Прежде всего, Господь подчеркивает необходимость послушания. Ангел (стих 20, 23), о котором здесь говорится, может быть, являлся особым ангелом-хранителем, данным Израилю (возможно, это был Михаил, Дан 12:1), или, что еще вероятнее, это был Сам Господь, либо Его, предшествовавшее Христу воплощение (сравните Быт 24:7 с Быт 24:27, а также толкование на Быт 16:9) — судя по тому, что Он имел власть прощать.

Бог обещал руководить Своим народом в предстоявшие ему дни: конкретно это руководство должно было, конечно, осуществляться через Моисея и Аарона. Когда они придут в Ханаан, Бог обещал им истребить их врагов, с которыми они там столкнутся (относительно названий народов в 23:23 толкование на 3:8). А израильтянам следовало разбить ханаанских идолов и их священные камни (в Русском тексте — столбы: сравните с 34:13; Втор 7:5; 12:3). Возможно, речь идет о каменных символах мужского плодородия. Если они станут служить Богу и слушаться Его, то будут здоровы, дни их будут долгими, а потомство — обильным.

Исх 23:27−30. Далее Бог обещал израильтянам отдавать им землю постепенно. Их враги, устрашенные Богом, будут приходить в смятение и отступать перед ними. В страхе и панике они побегут — словно от жалящих шершней (сравните 15:15; Чис 22:3; Нав 2:9−11, 24; 5:1; 9:24). Некоторые исследователи Библии понимают этих «шершней» (насекомые из семейства ос) буквально. Другие полагают, что под ними подразумевалась армия египтян.

Предполагалось, что завоевание Обетованной земли займет более года; на самом деле завоевательные войны, возглавленные Иисусом Навином, в результате которых не все еще враги израильтян были истреблены, растянулись на семь лет (1406−1399 гг. до Р. Х.). Если бы Бог не отдавал им эту землю мало-помалу (сравните Суд 1), а отдал всю сразу, то земля опустела бы, и прежде чем евреи сумели бы осесть на ней, дикие звери чрезмерно бы в ней размножились.

Исх 23:31−33. Затем Бог сказал им о границах Обетованной земли. Чермное море, в данном случае, означает ту часть его, которая известна как Акабское море (вероятно, оно должно было соответствовать юго-восточной границе страны). Филистимскому морю (подразумевается Средиземное море) предстояло обозначить западную границу, пустыне — южную границу, а реке Евфрат — северную (или северо-восточную) границу.

Эта территория была оккупирована в царствование Соломона (1Цар 4:21), хотя значительная ее часть не вполне покорилась Израилю. Вкрапления враждебно настроенных народов оставались на ней в качестве его вассалов (сравните Втор 11:24; толкование на Втор 1:7). Их присутствие в Обетованной земле служило постоянной угрозой Израилю, как и предсказывал Бог.

В книге Иисуса Навина (9:3−15) записано, как нарушили евреи повеление Бога не вступать в союз (сравните Исх 34:12) и не заключать договоров ни с одним из народов в земле Ханаанской. В случае, если Израиль не прогонит врагов от лица своего (23:31), те станут склонять его ко греху, в первую очередь, посредством идолопоклонства. Дальнейшая история Израиля определенно подтверждала это.

Примечания:

 
Синодальный перевод
21 блюди — следи за собой, будь внимателен, остерегай.
31 Чермное, не чёрное. Чермное — от церковно-книжного, устарелого — багровое, темнокрасное. Чермное море — современное Красное море.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.