Исход 24 глава

Исход, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 И Моисею сказал Он: взойди к Господу ты и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых, и поклонитесь издали;
2 Моисей один пусть приблизится к Господу, а они пусть не приближаются, и народ пусть не восходит с ним.
3 И пришёл Моисей и пересказал народу все слова Господни и все законы. И отвечал весь народ в один голос, и сказали: всё, что сказал Господь, сделаем.
4 И написал Моисей все слова Господни, и, встав рано поутру, поставил под горою жертвенник и двенадцать камней, по числу двенадцати колен Израилевых;
5 и послал юношей из сынов Израилевых, и принесли они всесожжения, и заклали тельцов в мирную жертву Господу.
6 Моисей, взяв половину крови, влил в чаши, а другою половиною окропил жертвенник;
7 и взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: всё, что сказал Господь, сделаем и будем послушны.
8 И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих.
9 Потом взошёл Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых,
10 и видели Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное.
11 И Он не простёр руки Своей на избранных из сынов Израилевых: они видели Бога, и ели и пили.
12 И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их.
13 И встал Моисей с Иисусом, служителем своим, и пошёл Моисей на гору Божию,
14 а старейшинам сказал: оставайтесь здесь, доколе мы не возвратимся к вам; вот, Аарон и Ор с вами; кто будет иметь дело, пусть приходит к ним.
15 И взошёл Моисей на гору, и покрыло облако гору,
16 и слава Господня осенила гору Синай; и покрывало её облако шесть дней, а в седьмой день воззвал Господь к Моисею из среды облака.
17 Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий.
18 Моисей вступил в средину облака и взошёл на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей.

Толкование Далласской семинарии

т. Подтверждение завета (24:1:11)

Завет со всеми его условиями — включая 10 заповедей и установления — посредством которого должно было совершаться отныне управление израильским народом, как народом истинного Бога, был дан. Народу оставалось утвердить заключение союза.

Исх 24:1−4а. Бог призвал Моисея пред лицо Свое вместе с Аароном, двумя старшими сыновьями Аарона, Надавом и Авиудом (сравните Лев 10) и семидесятью старейшинами (вождями) народа; при этом мужчины, все 73 человека, за исключением Моисея, должны были держаться на расстоянии (сравните Исх 19:12−13, 24) от Господа — из почтения к Его величию и святости. Моисей пошел на вершину горы, а 73 вождя, хоть и были на горе, но не приближались к ее вершине; весь же народ ожидал у подножия горы.

Теперь Бог был готов утвердить Завет (получивший название Моисеева завета) со Своим народом. Моисей пересказал им все слова, сказанные Господом, и данные Им законы (20:22 — 23:33), которые стали называться «книгой завета» (24:7). Выслушав эти законы, люди от сердца согласились подчиняться им (сравните 19:8), и Моисей записал Божии заповеди.

Исх 24:4б−8. Потом Моисей стал готовить народ к церемонии утверждения закона. Прежде всего он поставил… жертвенник у подножия горы Синай и двенадцать камней, представлявших двенадцать колен Израилевых. Поскольку священства из племени Левитов еще не существовало, израильские юноши (возможно, из числа посвященных Богу перворожденных, 13:1−16) и сам Моисей служили в качестве священников: они… принесли всесожжения и мирную жертву Господу.

В процессе церемонии утверждения закона Моисей… окропил кровью жертвенник (24:6), окропил ею и народ (стих 8), который слушал, как читал Моисей книгу завета, и вновь обязался исполнять его (стих 7, сравните стих 3). Это единственный случай в Ветхом Завете, когда люди были окроплены кровью. Возможно, это было сделано в том же смысле, в каком были окроплены камни, представлявшие их (стих 4). (По поводу послушания и кропления кровью толкование на 1Пет 1:2).

Кровь, которой кропили, служила символом юридического оформления делового контракта между Богом (представляемым жертвенником, Исх 24:6), и народом (представляемым камнями), Израиль таким образом был официально отделен посредством крови (крови завета), чтобы быть народом истинного Бога. Позднее Новый Завет, установленный Иисусом Христом, тоже был утвержден посредством крови, Его собственной (Лк 22:20; 1Кор 25−26).

Исх 24:9−11. Моисей… Аарон, два старших сына Аарона и семьдесят из старейшин взошли на гору с целью подтверждения завета перед лицом Бога. Поскольку никто не мог, увидев Бога, остаться в живых (толкование на 33:11, 20; Ин 1:18), они видели Бога Израилева в том, вероятно, смысле, что им дано было видение Господа, позволившее им понять, каков Он. Зрелище это было несомненно столь грандиозным и внушавшим такой благоговейный ужас, что глаза их могли видеть лишь подножие трона Его, которое показалось им подобным работе из… сапфира; (сравните с «престолом из сапфира» в книге Иезекииля 1:26).

Сказано, что это лицезрение Господа не убило их (Он не простер руки Своей на избранных… Они… ели и пили; т. е. остались в живых).

4. РИТУАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА И УСТАНОВЛЕНИЯ (24:12 — 31:18)

Итак, Моисеев завет был утвержден. (24:1−11), и Израиль стал теократическим государством, т. е. таким, управление которым осуществлялось под контролем Бога. Будучи искуплен Богом из рабства и вступив затем с Ним в завет — на основании данных Им законов, Божий народ был теперь наставлен относительно того, как правильно совершать Богослужения.

Моисей был призван в Божие присутствие, чтобы получить, наряду с 10 заповедями, написанными на каменных скрижалях, и другие уставы и постановления (24:12); назад он вернулся через 40 дней (31:18; 34:28). Все это время Бог говорил Моисею о форме служения Ему, которой должен следовать Израиль. Центром его средоточения должна была стать скиния.

В этом большом разделе (24:12 — 31:18) трактуются уставы и правила, касающиеся святилища и священнического служения, — то есть законы отправления обрядов, которые лежат в основе завета и сопутствуют ему от начала до конца.

а. Обстановка, в которой был дан церемониальный закон (24:12−18)

Исх 24:12−18. Моисей был призван на гору, пред лицо Божие, чтобы получить скрижали каменные с текстом закона (Десяти заповедей; 20:2−17, сравните 34:28) на них и указания относительно Богослужений Израиля. Десять заповедей Бог дал Моисею раньше, но теперь они были начертаны на камне.

Руководство народом было временно передано Аарону и Ору (сравните 17:10, 12), Моисей же с Иисусом Навином отправились на Синай, гору Божию (сравните 3:1; 4:27; 18:5). Иисус Навин, впервые упоминаемый в 17:9, все более выделялся среди израильтян (сравните 33:1). Возможно, он поднимался вместе с Моисеем лишь часть пути.

Облако, представлявшее Божию славу (сравните 19:16), возвестило о том, что Бог приближается к Моисею. ... слава Господня осенила гору Синай, и там по прошествии шести дней Бог вступил в контакт с Моисеем, говоря с ним из… облака. Снизу, от подножия горы, люди видели славу Божию, как огонь поядающий (сравните 19:18). Оставаясь на горе сорок дней… Моисей все это время ничего не ел и не пил (сравните Втор 9:9).

План скинии



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.