Исход 29 глава

Исход, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Вот что должен ты совершить над ними, чтобы посвятить их во священники Мне: возьми одного тельца из волов, и двух овнов без порока,
2 и хлебов пресных, и опресноков, смешанных с елеем, и лепёшек пресных, помазанных елеем: из муки пшеничной сделай их,
3 и положи их в одну корзину, и принеси их в корзине, и вместе тельца и двух овнов.
4 Аарона же и сынов его приведи ко входу в скинию собрания и омой их водою.
5 И возьми одежды, и облеки Аарона в хитон и в верхнюю ризу, в ефод и в наперсник, и опояшь его по ефоду;
6 и возложи ему на голову кидар и укрепи диадиму святыни на кидаре;
7 и возьми елей помазания, и возлей ему на голову, и помажь его.
8 И приведи также сынов его и облеки их в хитоны;
9 и опояшь их поясом, Аарона и сынов его, и возложи на них повязки, и будет им принадлежать священство по уставу навеки; и наполни руки Аарона и сынов его.
10 И приведи тельца пред скинию собрания, и возложат Аарон и сыны его руки свои на голову тельца;
11 и заколи тельца пред лицом Господним при входе в скинию собрания;
12 возьми крови тельца и возложи перстом твоим на роги жертвенника, а всю кровь остальную вылей у основания жертвенника;
13 возьми весь тук, покрывающий внутренности, и сальник с печени, и обе почки и тук, который на них, и воскури на жертвеннике;
14 а мясо тельца и кожу его и нечистоты его сожги на огне вне стана: это — жертва за грех.
15 И возьми одного овна, и возложат Аарон и сыны его руки свои на голову овна;
16 и заколи овна, и возьми крови его, и покропи на жертвенник со всех сторон;
17 рассеки овна на части, вымой внутренности его и голени его, и положи их на рассечённые части его и на голову его;
18 и сожги всего овна на жертвеннике. Это всесожжение Господу, благоухание приятное, жертва Господу.
19 Возьми и другого овна, и возложат Аарон и сыны его руки свои на голову овна;
20 и заколи овна, и возьми крови его, и возложи на край правого уха Ааронова и на край правого уха сынов его, и на большой палец правой руки их, и на большой палец правой ноги их; и покропи кровью на жертвенник со всех сторон;
21 и возьми крови, которая на жертвеннике, и елея помазания, и покропи на Аарона и на одежды его, и на сынов его, и на одежды сынов его с ним, — и будут освящены, он и одежды его, и сыны его и одежды их с ним.
22 И возьми от овна тук и курдюк, и тук, покрывающий внутренности, и сальник с печени, и обе почки и тук, который на них, правое плечо, (потому что это овен вручения священства,)
23 и один круглый хлеб, одну лепёшку на елее и один опреснок из корзины, которая пред Господом,
24 и положи всё на руки Аарону и на руки сынам его, и принеси это, потрясая пред лицом Господним;
25 и возьми это с рук их и сожги на жертвеннике со всесожжением, в благоухание пред Господом: это жертва Господу.
26 И возьми грудь от овна вручения, который для Аарона, и принеси её, потрясая пред лицом Господним, — и это будет твоя доля;
27 и освяти грудь приношения, которая потрясаема была, и плечо возношения, которое было возносимо, от овна вручения, который для Аарона и для сынов его, —
28 и будет это Аарону и сынам его в участок вечный от сынов Израилевых, ибо это — возношение; возношение должно быть от сынов Израилевых при мирных жертвах, возношение их Господу.
29 А священные одежды, которые для Аарона, перейдут после него к сынам его, чтобы в них помазывать их и вручать им священство;
30 семь дней должен облачаться в них священник из сынов его, заступающий его место, который будет входить в скинию собрания для служения во святилище.
31 Овна же вручения возьми и свари мясо его на месте святом;
32 и пусть съедят Аарон и сыны его мясо овна сего из корзины, у дверей скинии собрания,
33 ибо через это совершено очищение для вручения им священства и для посвящения их; посторонний не должен есть сего, ибо это святыня;
34 если останется от мяса вручения и от хлеба до утра, то сожги остаток на огне: не должно есть его, ибо это святыня.
35 И поступи с Аароном и с сынами его во всём так, как Я повелел тебе; в семь дней наполняй руки их.
36 И тельца за грех приноси каждый день для очищения, и жертву за грех совершай на жертвеннике для очищения его, и помажь его для освящения его;
37 семь дней очищай жертвенник, и освяти его, и будет жертвенник святыня великая: всё, прикасающееся к жертвеннику, освятится.
38 Вот что будешь ты приносить на жертвеннике: двух агнцев однолетних каждый день постоянно;
39 одного агнца приноси поутру, а другого агнца приноси вечером,
40 и десятую часть ефы пшеничной муки, смешанной с четвертью гина битого елея, а для возлияния четверть гина вина, для одного агнца;
41 другого агнца приноси вечером: с мучным даром, подобным утреннему, и с таким же возлиянием приноси его в благоухание приятное, в жертву Господу.
42 Это — всесожжение постоянное в роды ваши пред дверями скинии собрания пред Господом, где буду открываться вам, чтобы говорить с тобою;
43 там буду открываться сынам Израилевым, и освятится место сие славою Моею.
44 И освящу скинию собрания и жертвенник; и Аарона и сынов его освящу, чтобы они священнодействовали Мне;
45 и буду обитать среди сынов Израилевых, и буду им Богом,
46 и узнают, что Я Господь, Бог их, Который вывел их из земли Египетской, чтобы Мне обитать среди них. Я Господь, Бог их.

Толкование Далласской семинарии

2) Посвящение в священнический сан (глава 29). Стихи 1−37 этой главы повторяются в 8-ой главе Левит, включая повеления Моисею относительно посвящения им на служение священников.

Исх 29:1−9. Бог повелел Моисею взять тельца из волов, и двух овнов, а также хлебов пресных и опресноков, смешанных с елеем, и лепешек пресных, помазанных елеем, и прийти во двор скинии вместе с Аароном и его четырьмя сынами. После церемониального омовения священников (стих 4) Моисей должен был облечь Аарона в первосвященнические одежды (описанные в 28 гл.).

Кроме того, Аарону следовало возлить на голову елей (сравните 30:22−23) и помазать его им — в знак того, что он назначается Богом для несения особой службы. Сыновья Аарона не подлежали помазанию елеем, но должны были быть облачены в священнические одежды, которые включали хитоны… головные повязки и пояса (сравните 28:40).

Русской фразе: «и наполни руки Аарона и сынов его» в англ. переводе Библии соответствует: «Так ты посвятишь Аарона и его сыновей».

Исх 29:10−14. После посвящения Аарона и его сыновей предстояли разнообразные жертвоприношения, включая приношение всего, что велено было Моисею приготовить с этой целью (стихи 1−2). С каждым из трех животных предназначенных в жертву, поступали по-разному. Первым подлежал закланию телец (стих 10) как жертва за грех (стих 14).

Тот, кто возлагал руки …на головы жертвенных животных (стих 10, сравните стихи 15, 19), отождествлял себя с ними. Священники таким образом отождествляли себя с животными, которые умирали, вместо них. Значит, они признавали собственную греховность и свою нужду в очищении кровью (сравните Лев 17:11; Евр 9:22).

Часть крови тельца возлагалась на роги жертвенника всесожжения, а остальная выливалась у основания его. Внутренности тельца должно было сжечь на жертвеннике, а мясо и кожу его — сжечь на огне вне стана.

Исх 29:15−21. Вторая жертва, один из двух овнов (баранов), была предназначена во всесожжение (стих 18). В отличии от других жертв, которые шли в пищу как предлагавшему их, так и священникам, жертва всесожжения должна была быть полностью уничтожена на жертвеннике. Кровью первого овна кропили жертвенник со всех сторон, а самого овна перед сожжением на жертвеннике следовало рассечь на части и вымыть.

Третьим жертвенным животным был второй овн. Его кровь «возлагалась» на правое ухо как Аарону, так и сынам его, на большие пальцы правой руки и правой ноги Аарона и его сыновей; это означало, что они очищены и посвящены Богу.

Кровь, нанесенная на ухо, могла символизировать способность слышать Божие слово; кровь на большом пальце руки могла служить знаком святости при исполнении Божиего дела, а кровь на большом пальце ноги, возможно, говорила об «осторожном хождении» на службе у Бога. Остальной кровью второго барана должно было покропить жертвенник со всех сторон, и этой кровью с жертвенника, смешанной с елеем помазания, — покропить на священников и их одежды.

Исх 29:22−28. Некоторые органы и части туши второго барана вместе с круглым хлебом, одной лепешкой на елее и одним опресноком надо было дать Аарону и его сыновьям, чтобы они, потрясая ими, принесли все это Господу. Потрясать приношением следовало не справа налево, а назад и вперед — по направлению к жертвеннику и священнику, что служило символом приношения дара Богу. Затем все это следовало сжечь на жертвеннике. Грудь барана должна была стать «приношением потрясения», которое потом съедалось Аароном и его сыновьями (стих 26). Из приносимой кем-либо мирной жертвы грудинка и бедренная часть всегда предназначались в пищу священникам. Таким образом израильтяне становились соучастниками дела Господнего.

Исх 29:29−30. В первую очередь говорится о том, что одеяния Аарона, которые он носил при вступлении в первосвященство на протяжении семи дней, должны были перейти к тому из сынов его, который унаследует от него сан первосвященника; и впоследствии их следовало передавать из поколения в поколение. Лишь первосвященнику надо было проходить через эту тщательно разработанную церемонию.

Исх 29:31−34. Затем повторяются наставления относительно того, как именно съедать предназначенные для церемонии части туши второго овна (т. е. мясо вручения; стих 22) у входа в скинию. Овн и хлеб в этом случае «представляли» общинную пищу, которая, однако, была святыней, а потому все, что оставалось от нее, подлежало сожжению.

Исх 29:35−37. В-третьих, говорится, что служба посвящения должна была продолжаться семь дней (в семь дней наполняй руки их), и при этом за вновь назначаемых священников каждый день следовало приносить тельца в жертву за грех. (Ничего не сказано о том, следовало ли вновь и вновь приносить в жертву баранов.)

На протяжении семи дней надо было очищать жертвенник и освящать его посредством жертв, чтобы можно было совершать на нем то святое служение, для которого он предназначался.

Исх 29:38−41. В-четвертых, вкратце говорится о жертвоприношениях, не связанных с посвящением на служение священников: речь идет о ежедневных жертвах всесожжения, приносимых во дворе скинии. Изо дня в день следовало приносить в жертву двух агнцев… одного… утром, а другого — вечером, причем каждый раз — в сопровождении хлебного приношения (муки и елея) и возлияния (вина). Таким образом ежедневные приношения состояли из того, чем, в основном, питался народ: мяса, муки, растительного масла и вина.

Эти повседневные приношения (так же, как и посвятительское жертвоприношение двух овнов, стих 18, 25) были приятны Господу (в благоухание приятное… Господу). Подобным же образом принесение Иисусом в жертву на кресте Самого Себя тоже было жертвоприношением для Бога, «в благоухание приятное» для Него (Евр 5:2).

Исх 29:42−46. В-пятых, эта глава кончается заявлением о той важной роли, которую будут играть в повседневной жизни Израиля ежедневные приношения жертв всесожжения. Именно там, где они будут приноситься, Бог обещал встречаться со Своим народом. Общение с Богом происходит на основе крови, пролитой за грех. Когда священники будут посвящены, чтобы служить Господу, тогда Бог станет обитать среди сынов Израилевых, и они узнают, что Он есть Господь, Бог их. Тот факт, что Бог снизошел до решения обитать в скинии, говорит о глубине Его любви к Его народу.

Примечания:

 
Синодальный перевод
5 наперсник — четырёхугольный нагрудник в одежде первосвященника с 12 различными драгоценными камнями, образующими четыре ряда по три камня в каждом, на которых были выгравированы названия двенадцати колен Израилевых.
12 перст — палец.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.