Исход 33 глава

Исход, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 И сказал Господь Моисею: пойди, иди отсюда ты и народ, который ты вывел из земли Египетской, в землю, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: «потомству твоему дам её»;
2 и пошлю пред тобою Ангела, и прогоню Хананеев, Аморреев, Хеттеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев,
3 и введёт он вас в землю, где течёт молоко и мёд; ибо Сам не пойду среди вас, чтобы не погубить Мне вас на пути, потому что вы народ жестоковыйный.
4 Народ, услышав грозное слово сие, возрыдал, и никто не возложил на себя украшений своих.
5 Ибо Господь сказал Моисею: скажи сынам Израилевым: вы народ жестоковыйный; если Я пойду среди вас, то в одну минуту истреблю вас; итак, снимите с себя украшения свои; Я посмотрю, что Мне делать с вами.
6 Сыны Израилевы сняли с себя украшения свои у горы Хорива.
7 Моисей же взял и поставил себе шатёр вне стана, вдали от стана, и назвал его скиниею собрания; и каждый, ищущий Господа, приходил в скинию собрания, находившуюся вне стана.
8 И когда Моисей выходил к скинии, весь народ вставал, и становился каждый у входа в свой шатёр и смотрел вслед Моисею, доколе он не входил в скинию.
9 Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный и становился у входа в скинию, и Господь говорил с Моисеем.
10 И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатёр свой.
11 И говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим; и он возвращался в стан; а служитель его Иисус, сын Навин, юноша, не отлучался от скинии.
12 Моисей сказал Господу: вот, Ты говоришь мне: «веди народ сей», а не открыл мне, кого пошлёшь со мною, хотя Ты сказал: «Я знаю тебя по имени, и ты приобрел благоволение в очах Моих»;
13 итак, если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих; и помысли, что сии люди Твой народ.
14 Господь сказал: Сам Я пойду и введу тебя в покой.
15 Моисей сказал Ему: если не пойдёшь Ты Сам с нами, то и не выводи нас отсюда,
16 ибо по чему узнать, что я и народ Твой обрели благоволение в очах Твоих? не по тому ли, когда Ты пойдёшь с нами? тогда я и народ Твой будем славнее всякого народа на земле.
17 И сказал Господь Моисею: и то, о чём ты говорил, Я сделаю, потому что ты приобрел благоволение в очах Моих, и Я знаю тебя по имени.
18 Моисей сказал: покажи мне славу Твою.
19 И сказал Господь: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать — помилую, кого пожалеть — пожалею.
20 И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых.
21 И сказал Господь: вот, место у Меня, стань на этой скале;
22 когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду;
23 и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лицо Моё не будет видимо.

Толкование Далласской семинарии

д. Уничижение народа (33:1−6)

Исх 33:1−6. Затем Бог повторил Моисею, чтобы он и народ продолжали идти к земле Обетованной. Это и было Его ответом на молитву Моисея (32:13). Действуя через Ангела (сравните 32:34 и толкование на 23:23), Бог поразит их врагов (толкование относительно этих этнических групп в 3:8), и они будут продолжать свой путь к земле, где течет молоко и мед (толкование на 3:8).

Народ был огорчен словами Бога: Сам не пойду среди вас. Им были обещаны Его защита и водительство через Ангела, но не личное Его присутствие. Ибо в этом случае, сказал Бог, Он мог бы погубить их по причине их «жестоковыйности». Однако в ответ на молитву Моисея (33:12−16) Бог в конце-концов согласился идти среди них (стих 17). Охваченные раскаянием, люди не пожелали надевать на себя свои украшения (кольца, ожерелья, ручные и ножные браслеты и т. п.).

2. ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ЗАВЕТА БОГОМ (33:7 — 34:35)

а. Привилегированное положение Моисея (33:7−23).

В отличие от Израиля, чьи отношения с Господом были натянутыми, Моисей пребывал в близких взаимоотношениях с Ним. Стихи 7−23 свидетельствуют об уникальности этих взаимоотношений, проявлявшихся в двух связанных друг с другом аспектах.

Исх 33:7−11. Моисей был связан с Богом узами дружбы, и это явствовало из происходившего в шатре, который вождь еврейского народа поставил себе вне стана. Люди могли приходить туда, чтобы вопрошать Господа, искать Его духовного руководства. Этот шатер, хоть и не являлся собственно скинией, тоже назывался скиниею собрания. Когда…

Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный (сравните 3:21) и становился у входа в нее. О размерах этого шатра и о том, что в нем находилось, нам не говорится, но Моисеев шатер напоминал народу, что его грех — это фактор отчуждения, действующий в его взаимоотношениях с Богом. Евреям можно было поклоняться Богу, но только на расстоянии (33:10); Он находился вне их общества.

И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим (стих 11), что означает, что Он говорил с ним ясно и откровенно. А то, что Моисей соответственно говорил «лицом к лицу» с Богом, не противоречит тому факту, что ему не позволено было видеть Божиего лица (стих 20): «лицом к лицу» употреблено здесь в переносном смысле для обозначения упомянутых откровенных, дружеских отношений (сравните Чис 12:8; Втор 34:10 и толкование на Ин 1:18). Иисус Навин оставался в шатре. Возможно, чтобы так или иначе охранять его, когда Моисей уходил в стан.

Исх 33:12−23. Близкие отношения Моисея с Богом подтверждаются и занимавшими Господа заботами (о людях) духовного порядка. Этот текст может быть поделен на три части, каждая из которых начинается словами Моисей сказал (стихи 12, 15, 18). Вначале Моисей хотел узнать, каковы намерения Господа относительно Его народа. Бог повелел Моисею вести народ, но вне Его присутствия тот ощущал беспокойство.

Бог знал Моисея по имени, и это означает, что он принадлежал Богу. Итак, Моисей хотел и впредь познавать пути Божии и пользоваться Божиим благоволением. Моисей ходатайствовал перед Ним от имени всего народа, напоминая Богу, что они — Его народ (сравните стихи 13, 16; 32:11). И вот — ради того, чтоб не беспокоился Моисей (стих 14), — Бог отказался от своей угрозы не идти с ними (сравните 33:3, 5).

Вторая просьба Моисея как раз и касалась подтверждения Господом Его намерения действительно идти со Своим народом (стихи 15−17). Если бы Бог не сопровождал их в пути к земле Обетованной, то у них возникло бы немало серьезных проблем, и под угрозой оказалась бы репутация как народа, — так и Самого Бога. И снова Господь согласился удовлетворить просьбу Моисея, заверив его, что он приобрел благоволение Его (стих 17; сравните стих 16).

В-третьих, Моисей выразил желание увидеть славу Божию (стих 18). И эта его просьба была выполнена: Бог дал Ему более глубокое видение величия Своего и благости (33:19−23); провозглашая перед Моисеем имя Божие (стих 19, т. е. открывая перед ним Свою природу), Бог позволил ему лицезреть славу Его (стих 19) и увидеть Себя сзади, но не в лицо (сравните 3:6 и толкование на 33:11; Ин 1:18). Данный текст свидетельствует о том, что, хотя людям дано познавать Бога, познать Его до конца они не могут.

Примечания:

 
Синодальный перевод
3, 5 жестоковыйный — непослушный, непокорный, своевольный; буквально: с жестокой шеей.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.