Исход 34 глава

Исход, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 И сказал Господь Моисею: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил;
2 и будь готов к утру, и взойди утром на гору Синай, и предстань предо Мною там на вершине горы;
3 но никто не должен восходить с тобою, и никто не должен показываться на всей горе; даже скот, мелкий и крупный, не должен пастись близ горы сей.
4 И вытесал Моисей две скрижали каменные, подобные прежним, и, встав рано поутру, взошёл на гору Синай, как повелел ему Господь; и взял в руки свои две скрижали каменные.
5 И сошёл Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы.
6 И прошёл Господь пред лицом его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный,
7 сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвёртого рода.
8 Моисей тотчас пал на землю и поклонился Богу
9 и сказал: если я приобрел благоволение в очах Твоих, Владыка, то да пойдёт Владыка посреди нас; ибо народ сей жестоковыен; прости беззакония наши и грехи наши и сделай нас наследием Твоим.
10 И сказал Господь: вот, Я заключаю завет: пред всем народом твоим соделаю чудеса, каких не было по всей земле и ни у каких народов; и увидит весь народ, среди которого ты находишься, дело Господа; ибо страшно будет то, что Я сделаю для тебя;
11 Сохрани то, что повелеваю тебе ныне: вот, Я изгоняю от лица твоего Аморреев, Хананеев, Хеттеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев;
12 смотри, не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдёшь, дабы они не сделались сетью среди вас.
13 Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите священные рощи их,
14 ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа, потому что имя Его — «ревнитель»; Он Бог ревнитель.
15 Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их;
16 и не бери из дочерей их жён сынам своим, дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих.
17 Не делай себе богов литых.
18 Праздник опресноков соблюдай: семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива, ибо в месяце Авиве вышел ты из Египта.
19 Все, разверзающее ложесна, Мне, как и весь скот твой мужеского пола, разверзающий ложесна, из волов и овец;
20 первородное из ослов заменяй агнцем, а если не заменишь, то выкупи его; всех первенцев из сынов твоих выкупай; пусть не являются пред лицо Моё с пустыми руками.
21 Шесть дней работай, а в седьмой день покойся; покойся и во время посева и жатвы.
22 И праздник седмиц совершай, праздник начатков жатвы пшеницы и праздник собирания плодов в конце года;
23 три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лицо Владыки, Господа, Бога Израилева,
24 ибо Я прогоню народы от лица твоего и распространю пределы твои, и никто не пожелает земли твоей, если ты будешь являться пред лицо Господа, Бога твоего, три раза в году.
25 Не изливай крови жертвы Моей на квасное, и жертва праздника Пасхи не должна переночевать до утра.
26 Самые первые плоды земли твоей принеси в дом Господа, Бога твоего. Не вари козлёнка в молоке матери его.
27 И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем.
28 И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие.
29 Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним.
30 И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лицо его сияет, и боялись подойти к нему.
31 И призвал их Моисей, и пришли к нему Аарон и все начальники общества, и разговаривал Моисей с ними.
32 После сего приблизились все сыны Израилевы, и он заповедал им всё, что говорил ему Господь на горе Синае.
33 И когда Моисей перестал разговаривать с ними, то положил на лицо своё покрывало.
34 Когда же входил Моисей пред лицо Господа, чтобы говорить с Ним, тогда снимал покрывало, доколе не выходил; а выйдя, пересказывал сынам Израилевым всё, что заповедано было.
35 И видели сыны Израилевы, что сияет лицо Моисеево, и Моисей опять полагал покрывало на лицо своё, доколе не входил говорить с Ним.

Толкование Далласской семинарии

б. Возобновление завета (глава 34)

Господь дал Моисею новые каменные скрижали (таблицы) с текстом Десятисловия на них; Он провел перед ним как перед зачинателем завета, получившего название Моисеева, всю славу Свою, и перечислил все требования к народу, которые вытекали из заключения с ним завета. О возобновлении некоторых положений завета и дополнениях к нему записано во Втор 5:2−3; 29:1; Иис Н. 24:25; 4Цар 23:21−27.

1) Вторая пара каменных скрижалей.

Исх 34:1−4. Материально ощутимым символом совершенно особых отношений Бога с Израилем были те две скрижали каменные с текстом десяти заповедей, которые Моисей разбил (32:19). Снова призван, был Моисей подняться на гору Синай с двумя скрижалями, вытесанными наподобие прежних. Это явно указывает на то, что Бог намеревался возобновить Свой завет с Израилем. Как и в первый раз Моисей должен был идти один.

2) Откровение Бога Моисею.

Исх 34:5−9. На горе Моисей пережил новое видение славы Господа как Того, Кто заключает завет с Израилем. Во исполнение Своего обещания (33:19) Бог открыл Моисею Свое имя (Свою природу, характер). Имя Его — Иегова (Господь) означает, что Он — Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный… прощающий вину.

Все это, перечисленное Им, служит добавлением к тому, что было сказано об имени Его ранее (сравните толкование на 3:13−14). Само это имя — Иегова — говорит о связи Бога с Его народом. Все или некоторые из вышеупомянутых атрибутов Божиих встречаются в Ветхом Завете еще в семи местах (Чис 14:18; Неем 9:17, Пс 85:15; 102:8; 144:8; Иоиль 2:13; Иои. 4:2).

Он, Которому присущи великие благожелательность и добросердечие, обладает и чувством абсолютной справедливости, и она-то вынуждает Его наказывать всякого, кто бросает вызов Его праведной природе (Он не оставляет без наказания, Исх 34:7). Относительно того, что Бог наказывает вину отцов в детях… до третьего и четвертого рода, толкование на 20:5.

В ответ на это откровение о Божием характере Моисей… поклонился Богу, а затем стал молить Его о милости к Его жестоковыйному народу, как назвал его Сам Бог (32:9; 33:3, 5). Моисей, кроме того, просил, чтобы Бог вновь обещал идти с ними (сравните 33:3, 12, 14), то есть возобновил обещание поселиться среди Своего народа и владеть им как Своим «наследием» (сравните Втор 4:20).

3) Возобновление завета (34:10−28).

Исх 34:10−11. Эти стихи служат преамбулой (введением) к условиям завета, которые изложены в стихах 12−28. Бог дал обещание возобновить Моисеев завет и совершить через еврейский народ могучие дела, явить им такие чудеса (сравните с «чудесами» в 3:20), что другие народы проникнутся благоговейным ужасом перед Богом и Его делами. В числе этих чудес будет и изгнание Им с территории Палестины языческих племен (относительно этих этнических групп толкование на 3:8). Однако условием победы, обещанной Им, было послушание Израиля, его покорность Богу.

Исх 34:12−17. Бог открыл Свой характер (стихи 5−7) и обещал народу присутствие Свое и явление силы Своей (стихи 10−11). Об обязательстве послушания, налагаемом заветом, которое подробно расшифровывается в главах 21−23, здесь (34:12−18) говорится вкратце. Предупреждения, перечисляемые здесь, в сущности, соответствуют тому, о чем было сказано прежде в «книге завета» (24:7), хотя в 34:12−28 все это звучит более строго — по причине недавнего согрешения Израиля (глава 32).

Предупреждения эти прежде всего были направлены на то, чтобы удержать Израиль от поклонения идолам, немыслимого, казалось бы, дела в условиях теократии. Израиль, между тем уже впал в этот грех. Заключение политического или военного союза (сравните 23:32) с каким-либо народом предполагало и «доброжелательное» отношение к его богам, а этого-то и надо было избегать израильтянам. Против идолов следовало предпринимать самые беспощадные действия.

Жертвенники их разрушать, столбы (сравните Втор 7:5; 12:3), которые: видимо, являлись символами мужского плодородия, — разбивать, священные рощи их — вырубать. Последние состояли из вбитых в землю древесных стволов с вырезанными на них изображениями языческой богини Астарты, супруги Ваала, которой поклонялись хананеяне (толкование на 2Пар 14:3). Поскольку Израиль уже впал в грех идолопоклонства (Исх 32), наставлениями здесь (34:12−13) предусмотрено больше чем в тех, которые даны в 23:24.

Моисеев завет лежал в основе осуществлявшегося Богом теократического управления Его народом. И поскольку лишь Он — Бог, то никаких соперников Он не терпит (сравните 20:3). Именно в этом смысле надо понимать слова, что Он — Бог ревнитель (сравните 20:5).

Вступая в союзы с идолопоклонниками, израильтяне стали бы принимать участие в их пиршествах, во время которых они поедали то, что приносили в жертву своим идолам (34:15); они стали бы жениться на их дочерях (многие из которых занимались ритуальной проституцией при храмах языческих богов; сравните Ос 4:13−14) и даже отливать изображения «чужих» богов (Исх 34:17; сравните 20:4), как они уже поступили, отлив золотого тельца (32:4). К несчастью, Израиль не внял всем этим предостережениям, и народ действительно стал «во след хананеянам» поклоняться как их, так и другим лжебогам. В конце-концов именно за это был уведен Израиль в плен.

Исх 34:18−26. Объяснив Израилю, каких видов поклонения ему надо избегать (стихи 12−17), Бог затем напомнил, что Ему народ должен поклоняться рьяно, особенно в предназначенные для этого священные праздники. Перечисляются три главных праздника (стихи 18, 22), с обещанием, что, если будут праздновать их, как положено, то Господь даст им обещанную землю и сохранит ее для них (стих 24).

Семидневный праздник опресноков должно было отмечать (сравните 12:15−20; 23:15) в месяце Авиве (марте-апреле), т. е. в месяце исхода из Египта, а всех перворожденных мужского пола следовало посвящать Господу (34:19−20; сравните 13:12−13; 22:29−30). Праздник опресноков ассоциировался с посвящением перворожденных потому, что 10-ая казнь (гибель египетских первенцев) ассоциировалась с Исходом.

Прежде чем упомянуть о втором и третьем праздниках (34:22), Бог напомнил израильтянам о том, что в субботу они должны отдыхать (сравните 20:8), даже в те субботы, которые придутся на самое горячее время в году — на время посева и жатвы. Сезон жатвы упомянут здесь потому, что он «связан был» с двумя другими ежегодными «праздниками урожая «. С праздником седьмиц, т. е. недель, называемым также праздником жатвы (23:16), и с праздником Пятидесятницы, который должен был праздноваться через 50 дней после праздника опресноков. Этот второй праздник приходился на начало жатвы пшеницы.

Праздник собирания плодов, тоже связанный с сельским трудом, должен был отмечаться в дни сбора урожая в конце года (толкование на 23:16). Всем израильтянам-мужчинам полагалось являться пред лице Господа (34:23) в дни упомянутых трех праздников; впоследствии это вылилось в паломничество в Иерусалим — в скинию или в храм. Таким образом эти праздники связывали народ воедино — посредством религиозного паломничества и поклонения Господу. Бог обещал, что пока мужчины будут отсутствовать, уходя из домов своих, чтоб поклониться Ему, Он будет хранить их землю.

Этот отрывок включает и другие наставления: правила относительно праздника опресноков — чтоб избегали квасного и не оставляли пасхальной еды до утра (34:25; сравните 23:18) — дополняются еще двумя уставами — законом о первых плодах (связанным с праздником седьмиц) и запрещением варить козленка в молоке матери его (толкование на 23:19).

Исх 34:27−28. Так же, как в первый раз, когда давалась ему Книга завета, Моисею надо было написать заповеди (сравните 24:4). По прошествии сорока дней, т е. такого же отрезка времени, какое провел он на горе Синай в первый раз (24:18), Моисей получил каменные скрижали с текстом десяти заповедей — символом завета. Десять заповедей (34:28) явились дополнением к «словам сиим» (стих 27). В отличие от тех первых 40 дней, на этот раз народ не стал предаваться безумию идолопоклонства.

4) Слава Божия на Моисее.

Исх 34:29−35. Когда Моисей в первый раз возвратился со скрижалями, лицо его пылало святым гневом (32:19), а теперь оно излучало славу Божию (сравните 2Кор 3:7), однако, он не сознавал этого. Народ же, увидев это, испугался его, но Моисей ободрил их и призвал выслушать его, и рассказал им об условиях обновленного завета.

По-видимому, люди сказали Моисею, что от него исходит сияние, почему и набросил он на лицо покрывало. Заметим, однако, что в присутствии Господа Моисей снимал покрывало с лица (сравните 2Кор 3:18).

Примечания:

 
Синодальный перевод
9 жестоковыен — непослушен, непокорен, своеволен; буквально: с жестокой шеей.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.