Притчи 3 глава

Притчи Соломона
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твоё;
2 ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе.
3 Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего,
4 и обретёшь милость и благоволение в очах Бога и людей.
5 Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой.
6 Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои.
7 Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла:
8 это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих.
9 Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих,
10 и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином.
11 Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его;
12 ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему.
13 Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, —
14 потому что приобретение её лучше приобретения серебра, и прибыли от неё больше, нежели от золота:
15 она дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею.
16 Долгоденствие — в правой руке её, а в левой у неё — богатство и слава;
17 пути её — пути приятные, и все стези её — мирные.
18 Она — древо жизни для тех, которые приобретают её, — и блаженны, которые сохраняют её!
19 Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом;
20 Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою.
21 Сын мой! не упускай их из глаз твоих; храни здравомыслие и рассудительность,
22 и они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей.
23 Тогда безопасно пойдёшь по пути твоему, и нога твоя не споткнётся.
24 Когда ляжешь спать, — не будешь бояться; и когда уснёшь, — сон твой приятен будет.
25 Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придёт;
26 потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления.
27 Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его.
28 Не говори другу твоему: «пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при себе.
29 Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живёт с тобою.
30 Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе.
31 Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его;
32 потому что мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение.
33 Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет.
34 Если над кощунниками Он посмевается, то смиренным даёт благодать.
35 Мудрые наследуют славу, а глупые — бесславие.

Толкование Далласской семинарии

1. ПРИЗЫВ СОБЛЮДАТЬ НАСТАВЛЕНИЯ ОТЦА (3:1−4)

Притч 3:1−2. Слову наставления здесь соответствует евр. торах, означавшее как Моисеев закон, так и обучение ему. Человек, который почитает отца и учителя, и то, чему он «наставляет его», т. е. заповеди закона, хранит в сердце, другими словами, постоянно руководствуется ими в жизни, будет награжден долголетием, миром и покоем.

Награда эта понималась и как знак Божьего благоволения и как следствие воздержанной, благоразумной жизни. Еврейское шалом, обычно (и тут) переводимое как «мир», включает в себя более чем наши понятия мира и процветания, предполагая и жизнь, чуждую раздвоенности, в здоровьи и гармонии. В сущности шалом — это пожелание полноты бытия.

Притч 3:3−4. Фраза Милость и истина нередко употребляется на страницах Библии как «устойчивое словосочетание», причем евр. ве-эмет, переводимое на русский язык как «истина», означает и неизменную правдивость и вытекающую из нее «верность» (обычно верность Господа Его завету с людьми). Вообще же это словосочетание может относиться и к людям, подтверждением чему служит стих 3: прибегая к этому выражению, Соломон наставляет сына всегда быть милосердным (милостивым), правдивым и верным — своему слову и обязательствам, как и людям, доверившимся ему.

Во второй части стих 3 образно выражен призыв к сыну запечатлеть отцовские наставления в сердце. Не следует видеть здесь «параллели» с ношением филактерии (толкование на Втор 6:8−9). Милостивый и правдивый по отношению к людям обретет ответную милость и доброе отношение не только у них, но и у Бога (стих 4).

2. ПРИЗЫВ (ЗАПОВЕДЬ) НАДЕЯТЬСЯ НА ГОСПОДА, БОЯТЬСЯ ЕГО И НЕ ПОЛАГАТЬСЯ НА СВОЙ РАЗУМ (3:5−8)

Притч 3:5−6. Вторая фраза стиха 5 вытекает из первой его фразы. Мудрость сказывается и в признании человеком малости и недостаточности своего разума перед разумом и всезнанием Господа, масштабы которых остаются за пределами человеческого познания (Ис 55:8−9; Рим 11:33−34). Однако на собственном опыте люди многократно убеждались в том, что вполне могут довериться Господу, хотя во многом Он остается для них непостижимым.

Познавай в стихе 6 предполагает не простое признание того факта, что Бог существует, а познание Его как Того, Кто близок каждому человеку, открывающему Ему сердце, Кто, невидимый, всегда рядом с таким человеком («соучаствуя» во всей жизни его — Во всех путях твоих познавай Его). Самонадеянный (полагающийся на разум свой) сам отдаляет от себя Бога; к смиренному же Он близок. К смирению и призывает Соломон сына в стихе 5, обещая ему, что в награду Господь направит стези его (стих 6). Это означает более чем руководство, но предполагает и удаление излишних препятствий, помощь в достижении цели, облегчении жизни как таковой (сравните 3:10, 16, 24−25).

Притч 3:7−8. Первая фраза стиха 7 повторяет в иных словах мысль, выраженную во второй фразе стиха 5 «Боязнь» Господа, т. е. благоговейное отношение к Нему, несовместимо с тяготением ко злу. А «удаление от зла», в свою очередь, есть залог крепкого здоровья как физического, так и душевного.

3. ЧТИ ГОСПОДА ОТ ИМЕНИЯ ТВОЕГО (3:9−10)

Притч 3:9−10. В Израиле «почтить» Господа от имения своего (т. е. ежегодно посвящать Ему десятину от своих стад и всех произведений земли) и от начатков всех прибытков своих (т. е. приносить Ему первые плоды от всякого урожая и первородных от скота своего; Втор 26:1−3, 9−11; сравните Притч 3:6) означало выразить Ему благодарность за попечение Его о людях. «Чтущему Господа» Соломон напоминает, что «взамен» житницы его наполнятся зерном, и в точилах его не будет недостатка в новом вине (стих 10 сравнитесо стихом 4). В принципе это верно, что благочестие и смирение благословляются свыше (стих 2; Втор 28:1−14; Мф 6:33).

Но обобщение такого рода, характерное для книги Притчей, не означает, что Богу «не позволительны исключения». Ведь если бы это было так, то пришлось бы вести речь о людях, которые приходят к Господу не с тем, чтобы «почтить» Его, а стем, чтобы «с выгодой вложить свой капитал». Может быть, не случайно стих 10 «уравновешивается» в этом смысле стихами 11−12.

4. НАКАЗАНИЯ ГОСПОДНЯ… НЕ ОТВЕРГАЙ (3:11−12)

Притч 3:11−12. Бог, на Которого мы можем полагаться как на Того, Кто облегчает или устраняет препятствия на нашем пути и ведет нас к осуществлению благих целей (стихи 5−6), Кто заботится об удовлетворении наших материальных нужд, Свою любовь к нам являет и в наказании (евр. мусор, употребленное здесь, подразумевает и физическое воздействие на наказуемого).

Наказанием и обличением Божиими Соломон называет здесь любые страдания, несчастья, которые попускаются в жизни человека свыше — с педагогической целью; на основании других мест в Притчах (к примеру, 19:18; 23:13) можно говорить о сопоставлении Соломоном наказания Господня с тем, которое строгая система древнеизраильского воспитания предусматривала в семье; выразительное подтверждение этому находим (помимо 2-ой части стих 12) во Втор 8:5, где сказано: «И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего».

Отсюда призыв Соломона к разумному и терпеливому восприятию жизненных бедствий. потому что порой они служат знаком особой Божией любви к наказуемому, которого Господь посредством их вразумляет еще более и укрепляет в осознании им своей нужды в Господе, в любви к Нему. Да не озлобится он! «Тяготиться» подобными испытаниями, думать, может быть, что они посылаются Богом потому, что Ему доставляет удовольствие причинять людям боль, возможно лишь в случае упорного непонимания (и неприятия!) благих последствий этих Божиих «обличений». Мысль Соломона, выраженная в этих стихах, более подробно развивается автором послания к Евреям (Евр 12:7−8).

Д. Высокая цена мудрости (3:13−20)

Притч 3:13−15. Можно видеть смысловую связь между стих 13 и двумя предыдущими стихами, ибо в мудрости человек черпает терпение и смирение, с которыми переносит испытания, принимая их как волю Господню. Счастлив (блажен) такой человек, мудрость (хокма) и разум (в значении «благоразумия») которого основаны на его опыте — как житейском, так и духовном: приобретение его дороже серебра и потому, что обретший богатство далеко не всегда обретает с ним и счастье (стих 14 сравните с Еккл 5:10−12). Мудрость дороже драгоценных камней (стих 15), которые служат внешним украшением, тогда как она украшает интеллект человека и содействует его духовному возрастанию.

Притч 3:16−18. Мудрость выступает в роли женщины, обеими руками раздающей дары тем, которые стремились к ней и, вот, обрели и хранят. В правой руке ее главный дар — долгоденствие, а в левой — дары «вторичные» (по сравнению с главным): богатство и слава. Вспомним, что, вступив на царство, Соломон и сам в первую очередь просил у Бога мудрости и, радуясь этой просьбе его, Господь дал ему и то, чего он не просил: богатство и славу (3Цар 3:6−13).

Пути жизни, определяемые мудростью, приятны и в том, вероятно, смысле, что ведут к успехам и к достижению поставленных целей; они мирны, потому что мудрому человеку свойственно умение разрешать возникающие разногласия и противоречия мирным путем, не вступая в конфликты. Древо жизни, впервые упоминаемое в книге Бытия (Быт 2:9; 3:22), являлось источником здоровья и бессмертия. Мудрость-источник здоровой полноценной жизни в страхе Божием. Отсюда сравнение, к которому Соломон прибегает в стихе 18.

Притч 3:19−21. Здесь еврейское бехокма — «премудрость». Она была движущей силой всего процесса творения, говорит Соломон, облекая свою речь в красочные образы. Их в стихе 21 относится к «здравомыслию рассудительности», являющимся атрибутами той же мудрости. Соломон призывает сына постоянно руководиться ими.

Е. О значении мудрости во взаимоотношениях с другими людьми (3:22−35)

Притч 3:22−26. В иносказательно-образной речи перечисляются блага, которые ожидают «здравомыслящего и рассудительного» на его жизненном пути: это безопасность, чувство покоя и защищенности (стихи 24−25), свобода от страха. Они — достояние всех уповающих на Господа (стих 26).

Притч 3:27−35. В стихах 27−31 содержится пять лаконичных сентенций, начинающихся с Не; все они касаются взаимоотношений «мудрого» с другими людьми и определяют характер его действий, поступков и поведения в целом на тех «направлениях», которым в древнеизраильском обществе придавалось особое значение. Это милосердие, благотворительность, доброжелательность к ближним, отвращение к насилию и своеволию.

В смысловом отношении стихи 27−32 связаны «попарно»: стихи 27−28; стихи 29−30 и стихи 31−32. Благотворительность как моральная добродетель ставилась древними евреями настолько высоко, что «нуждающийся» выступал в глазах «благотворящего» как тот, кому милостыня принадлежит по праву (это отражено в евр. слове баал, которое переведено как «нуждающийся» (не отказывай… нуждающемуся), если только ты в состоянии помочь ему (смысл второй фразы в стихе 27). Звучание этого наставления усиливается в следующем стихе: подай ему милостыню тотчас, не откладывай исполнения этого своего долга (подразумевается) до следующего дня (стих 28).

Не делай зла ближнему своему, который доверяет тебе (это могло быть и предостережением против нарушения 9-ой заповеди; Исх 20:16), не ссорься с человеком, не сделавшим зла тебе. Сказанное в стихах 29−30 можно резюмировать в трех словах: будь доброжелателен к ближнему. Соблазном, особенно для неокрепшей юной души, могло служить видимое преуспевание всякого рода злодеев. Не соревнуй (т. е. не завидуй) таковым, предостерегает Соломон.

Не соблазняйся ни одним из путей их (сравните 23:17; 24:1, 19), ибо это мерзость пред Господом, Который поддерживает общение только с праведными. В трех последних стихах этой главы как бы сформулирован неизменно действующий нравственный закон: Проклятие Господне тяготеет над нечестивым, благословения Его — удел благочестивых; эта мысль весьма созвучна словам Иакова и Петра (частично она цитируется обоими): Иак 4:6; 1Пет 5:5.

Примечания:

 
Синодальный перевод
6, 17 стезя — путь, дорога.
31 соревновать — ревновать, завидовать, раздражаться до ревности, возбуждать ревность.
34 кощунник — тот кто насмехается над священными предметами, отзывается пошло и с презрением об истине, осквернитель святынь.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.