Притчи 4 глава

Притчи Соломона
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму,
2 потому что я преподал вам доброе учение. Не оставляйте заповеди моей.
3 Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери моей,
4 и он учил меня и говорил мне: да удержит сердце твоё слова мои; храни заповеди мои, и живи.
5 Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих.
6 Не оставляй её, и она будет охранять тебя; люби её, и она будет оберегать тебя.
7 Главное — мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум.
8 Высоко цени её, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней;
9 возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец.
10 Слушай, сын мой, и прими слова мои, — и умножатся тебе лета жизни.
11 Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым.
12 Когда пойдёшь, не будет стеснён ход твой, и когда побежишь, не споткнёшься.
13 Крепко держись наставления, не оставляй, храни его, потому что оно — жизнь твоя.
14 Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых;
15 оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо;
16 потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадает сон у них, если они не доведут кого до падения;
17 ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения.
18 Стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня.
19 Путь же беззаконных — как тьма; они не знают, обо что споткнутся.
20 Сын мой! словам моим внимай, и к речам моим приклони ухо твоё;
21 да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего:
22 потому что они жизнь для того, кто нашёл их, и здравие для всего тела его.
23 Больше всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него источники жизни.
24 Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя.
25 Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да направлены будут прямо пред тобою.
26 Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды.
27 Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла.

Толкование Далласской семинарии

Ж. Призыв «приобретать мудрость» и любить ее (4:1−27)

Он часто повторяется в главах 1−9, обращает на себя внимание сходство составляющих его слов и выражений (сравните 1:8−9; 2:1−6; 3:1−2, 21−26; 4:10, 20−22; 5:1−2; 6:20−22; 7:1−3, 24; 8:32−36).

Притч 4:1−5. Здесь первоначальное обращение Соломона адресовано не к сыну (как в первых трех главах), а к детям. Подразумевается, что то отцовское наставление (стих 4), которое они слышат теперь от него, они впоследствии передадут собственным детям.

Слову учение в стихе 2 соответствует еврейское тора, т. е. тут подразумевается наставление в Моисеевом законе, которое передается от отца к сыну, а от него — к его сыновьям; это наставление в трех поколениях служит своеобразной иллюстрацией к сказанному во Втор 6:2. Внимать заповедям отца значит учиться разуму (стих 1) и приобретать мудрость (стих 5), которыми необходимо пользоваться в практической повседневности, ибо в них источник жизни (окончание стиха 4), защиты (стих 6) и чести (стихи 8−9).

В стихе 3 Соломон ссылается на своего отца, т. е. на царя Давида, и на свою мать — Вирсавию. Однако у Вирсавии было от Давида четыре сына, включая Соломона (1Пар 3:5). Это «несоответствие» во многих древнееврейских источниках устраняется изменением 2-ой фразы стиха 3, который звучит в том смысле, что Соломон был «единственным нежнолюбимым» у Вирсавии среди братьев своих.

Притч 4:6−9. В этих стихах мудрость (хокма) снова выступает в облике женщины, скорее даже жены, которую следует любить и не оставлять (сравните с фразой в стихе 7: всем имением твоим (т. е. не жалея для этого ничего) приобретай разум). Как любящая жена, станет мудрость заботиться о том, кто дорожит ею (она будет охранять… оберегать тебя; она возвысит тебя и прославит… если ты прилепишься к ней; стихи 6, 8). «Прославление мудростью» в стихе 9 есть образ всевозможных благих последствий ее.

Притч 4:10−19. Последствия эти конкретизируются в стихах 10−12. Мудрость сулит долгую жизнь (стих 10) в согласии с законом (имеющий ее пойдет «стезями прямыми»; стих 11) и потому свободную от тяжелых препятствий и переживаний (стих 12). В стихах 14−19 — предостережения от соблазна вступить на стезю нечестивых, ибо это «стезя» зла и нечистых страстей, сопряженная с постоянными опасностями и не сулящая душевного мира. В стихе 18 — образ неуклонного возрастания праведного в мудрости, ибо в мудрости и благочестии невозможно остановиться, «застыть», «не восходить (на протяжении жизни) выше и выше»; отсюда сравнение с солнцем, достигающим в движении своем зенита. В стихе 19 — противопоставление светозарной стези праведных пути беззаконных, который есть тьма и опасность.

Притч 4:20−27. Вновь следует призыв (на этот раз к «сыну») внимать мудрым речам отца, потому что, в этом залог здоровой (как в физическом, так и в нравственном отношении) жизни (стих 20, 22). Первая фраза стиха 21 может быть понята как «имей (их) постоянно в виду». Храни речи отца внутри сердца, призывает Соломон в стихе 21 и продолжает в стихе 23: Больше всего хранимого храни сердце твое; потому что из него источники жизни. «Сердце» здесь понимается сугубо по-библейски, и в таком именно понимании «термин» этот часто употребляется на страницах Священного Писания. к примеру, Лк 6:45. Речь идет о сердце, которое не только является необходимейшим органом человеческого тела (без которого тело не живет); оно и средоточие, источник эмоциональной, нравственной и духовной жизни. Оно «ответственно» за слова, сходящие с уст человека (стих 24), за то, видит ли он вещи в истинном, правдивом свете (стих 25), и за поведение его и поступки (символизируются понятиями «стези» и пути; стихи 26−27).

Примечания:

 
Синодальный перевод
11 + ст. 14, 18, 26, стезя — путь, дорога.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.