Притчи 5 глава

Притчи Соломона
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Сын мой! внимай мудрости моей, и приклони ухо твоё к разуму моему,
2 чтобы соблюсти рассудительность и чтобы уста твои сохранили знание.
3 ибо мёд источают уста чужой жены, и мягче елея речь её;
4 но последствия от неё горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый;
5 ноги её нисходят к смерти, стопы её достигают преисподней.
6 Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни её, то пути её непостоянны, и ты не узнаешь их.
7 Итак, дети, слушайте меня и не отступайте от слов уст моих.
8 Держи дальше от неё путь твой и не подходи близко к дверям дома её,
9 чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю;
10 чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для чужого дома.
11 И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твоё будут истощены, —
12 и скажешь: «зачем я ненавидел наставление, и сердце моё пренебрегало обличением,
13 и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим:
14 едва не впал я во всякое зло среди собрания и общества!»
15 Пей воду из твоего водоёма и текущую из твоего колодезя.
16 Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод — по площадям;
17 пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою.
18 Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей,
19 любезною ланью и прекрасною серною: груди её да упоявают тебя во всякое время, любовью её услаждайся постоянно.
20 И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой?
21 Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его.
22 Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится:
23 он умирает без наставления и от множества безумия своего теряется.

Толкование Далласской семинарии

3. Мудрость спасает от греха прелюбодеяния (глава 5)

В этой притче наставления отца имеют конкретную направленность: это настойчивое предостережение против прелюбодейных связей, красочное описание горьких их последствий и противопоставление им преимуществ супружеской верности. Притча завершается напоминанием о том, что грех прелюбодеяния, как и всякий другой, «не скрыт» от глаз Господа.

Притч 5:1−6. Как и другие, Притча 5 начинается с призыва слушать внимательно и затем, прислушавшись к наставлению старшего, — блюсти рассудительность и хранить знание.

Уста сына, как бы защищенные полученным знанием, противопоставляются «устам чужой жены, источающим мед» (стих 3). Сын предостерегается против ее сладких льстивых речей, льющихся, как елей. Ибо тому, кто поверил им, не избежать горьких, как полынь, последствий — болезненных, словно раны, нанесенные острым мечом (стихи 3−4). Нечистая женщина гибнет духовно, ее ждет преисподняя, да и физически она быстро «сгорает» по причине развратного образа жизни (Ноги ее нисходят к смерти; стих 5). В стихе 6 речь о том, что глупо было бы верить в постоянную привязанность такой женщины.

Притч 5:7−14. Сознавая, как быстро могут вспыхнуть чувства неопытного юноши, Соломон советует ему — во избежание соблазна — и близко не подходить к дверям дома блудницы. «Здоровье» в стихе 9 и «сила» в стихе 10, возможно, включают и понятие богатства, самоуважения, чести; в разных переводах эти места передаются неодинаково. Что касается смысла стихов 10−11, то относительно этого высказываются следующие соображения: юношу, уличенного в прелюбодейной связи с чужой женой, муж этой женщины мог — из чувства злобы и мести — заставить работать на себя, либо потребовать от него платы деньгами (сравните с Притч 6:34−35). Но это только догадка, и в Библии свидетельств или «прецедентов», подтверждающих ее, не находим. Горькое раскаяние, которым стал мучиться после юноша, прельстившийся чужой женой, предсказывается в стихах 11−14. Причем в стихе 14 имеется, вероятно, в виду предельное падение его в глазах общества.

Притч 5:15−20. В стихах 15−17 образ супружеской верности, который приобретает особое звучание в свете того, что на Ближнем Востоке, не богатом водными источниками, собственный водоем или колодезь был особенно ценен в глазах каждого хозяина. В стихах 16−17 речь может идти о детях (сравните с Чис 24:7, где потомство уподобляется потокам вод) — да не будут они рассеяны тобой «по свету» (по улице… по площадям), но да рождаются лишь от твоей жены (чтобы не принадлежать им, наряду с тобою, — чужим). Описание прелестей жены, с которой человек сошелся еще в юности, схоже с таковым в книге Песни Песней (П. Песн 4:5; образ «серны» и «лани» характерен для древневосточной любовной поэзии).

Притч 5:21−23. В стихе 21 — указание на главную причину, почему следует блюсти целомудрие: предпочитающие ему распутный образ жизни ведут его пред очами Господа, Которому известны все пути каждого человека. В стихах 22−23 подразумеваются как естественные последствия его беззакония, так и кары, посылаемые на него свыше.

Примечания:

 
Синодальный перевод
6, 21 стезя — путь, дорога.
19 упоявают — утоляют.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.