Екклесиаст 3 глава

Книга Екклезиаста, или Проповедника
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Всему своё время, и время всякой вещи под небом:
2 время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное;
3 время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;
4 время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;
5 время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий;
6 время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать;
7 время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить;
8 время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.
9 Что пользы работающему от того, над чем он трудится?
10 Видел я эту заботу, которую дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в том.
11 Всё соделал Он прекрасным в своё время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца.
12 Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей.
13 И если какой человек ест и пьёт, и видит доброе во всяком труде своём, то это — дар Божий.
14 Познал я, что всё, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить, — и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицом Его.
15 Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было, — и Бог воззовёт прошедшее.
16 Ещё видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда.
17 И сказал я в сердце своём: «праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там».
18 Сказал я в сердце своём о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные;
19 потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что всё — суета!
20 Всё идёт в одно место: всё произошло из праха и всё возвратится в прах.
21 Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
22 Итак, увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это — доля его; ибо кто приведёт его посмотреть на то, что будет после него?

Толкование Далласской семинарии

2. ЛЮДИ БЕССИЛЬНЫ ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ СВОИМ ТРУДОМ НА НЕПРЕЛОЖНЫЙ И НЕПОСТИЖИМЫЙ ХОД ВЕЩЕЙ В МИРЕ, НАПРАВЛЯЕМОМ БОГОМ (3:1 — 4:3)

Ключевыми для этого раздела являются многократно повторяющееся слово «время» (3:1−8, 11, 17) и несколько повторяющихся фраз типа «Видел я», «Еще видел я» (3:10, 16; 4:1), «Познал я» (3:12, 14) и «Сказал я в сердце своем» (3:17−18). Ими определяется характер раздела, так как автор утверждает, что Богом назначено время для всего сущего и происходящего на земле, даже для совершающихся на ней несправедливости (3:16−17) и угнетения (4:1−3). Ибо все это часть Его вековечной деятельности, не нуждающейся «ни в прибавлении ни в убавлении» (3:14), деятельности непостижимой (3:11) для человека, всякий труд которого становится таким образом «бесполезным» (3:9).

а. Тезис: всему свое время (3:1−8)

1) Тезис.

Еккл 3:1. Всему свое время… всякой вещи под небом. Как «вещь» передано по-русски еврейское слово, означающее «склонность», «намерение», «осуществление цели». Здесь подразумеваются «вещи», происходящие в жизни человека, человеческая деятельность. Екклесиаст развивает тут «положение», сформулированное в предыдущей главе: если и хлеб, полученный человеком ценой, казалось бы, его трудов, в сущности, дается ему (или отнимается у него) Богом, то «закон» этот, несомненно, распространяется на всю сферу человеческой жизни; между стремлением человека к чему бы то ни было и осуществлением его стоит Бог, установленная Им зависимость всего происходящего на земле от времени и обстоятельств.

2) Подтверждение тезиса (3:2−8). Тезис, или «общее положение» Екклесиаст иллюстрирует противопоставлением друг другу в тонком лирическом ключе — 14 «противоположностей», каждая из которых совершается «в свое время». Не случайно употребление им числа, кратного семи (семь — выражение полноты) как и то, что «перечисление» он начинает с рождения и смерти. Идея здесь та, что любая человеческая деятельность — как созидательная, так и разрушительная, — и любой «ответ» свыше — на нее ли, на события ли, вызванные ею, как и «реакция» на людей, осуществляющих все виды земной деятельности, наступает в свое время.

Еккл 3:2−7. Эти стихи, как и завершающий раздел стих 8, — философские и вместе глубоко лирические; они действительно «вмещают» в себя все виды человеческой деятельности, частной и общественной. Фраза Время разбрасывать камни, и время собирать камни в стихе 5 может означать то же, что разрушать… и строить в стихе 3, т. е. иметь «конкретный смысл», но может подразумевать и то общефилософское положение, которое в стихе 6 сформулировано как время сберегать, и время бросать.

Время раздирать и время сшивать в стихе 7 может пониматься как фраза о времени скорби (в знак которой принято было раздирать на себе одежды; Иов 2:12−13) и времени окончания ее, т. е. соответствовать по смыслу стиху 4.

Еккл 3:8. Екклесиаст завершает «перечисление», называя два основных, противостоящих друг другу чувства, которыми направляются все события на земле: любовь и ненависть, и два крайних проявления их, обусловливающих благополучие человеческого сообщества или бедственное состояние его: войну и мир; и у них свое время, и в сущности наступление и прекращение их мало зависит от человека.

б. Вывод: нет пользы работающему (3:9)

Еккл 3:9. Проиллюстрировав свой тезис о том, что все на земле совершается в свое время, Екклесиаст в форме риторического вопроса, предполагающего отрицательный ответ, вновь заявляет о том, что в свете сказанного (стихи 1−8) нет смысла работающему трудиться.

е. Обоснование: непостижимость дел Божиих (3:10−11)

Еккл 3:10−11. Обоснованием служат, по Екклесиасту, четыре его наблюдения, связанные с его размышлениями о «трудах человеческих». 1) Поскольку Самим Богом вложена в человека жажда активности и «постижения непостижимого», то и остановиться в этих извечных своих «упражнениях», сбросить с себя эту заботу, которую дал ему Бог (стих 10), человек не может.

Другими словами: бессмысленным (с точки зрения непостижимости и недостижимости конечной цели — полного счастья «разгадки» дел Божиих) трудам человеческим предстоит продолжаться вечно. 2) Все соделал Бог прекрасным (стих 11), т. е. в обшей системе мироздания все сотворенное Богом прекрасно (оправданно, гармонично, совершенно) в свое время и в своем месте. 3) Бог вложил вечность в сердце людей. Еврейское олам, переведенное на русский язык как, «мир», имеет несколько значений, но чаще означает вечность, и в данном контексте правильнее понимать его именно так.

Екклесиаст подразумевает богоподобие человека, несущего на себе отпечаток вечности, что выражается в неугасимом стремлении людей познавать самих себя и смысл своих «трудов» вне пределов времени. 4) Четвертое наблюдение Екклесиаста (перекликаясь с первым) подводит, однако, печальный итог двум предыдущим: человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца. То есть изначальный (и конечный) план Божий сокрыт от людей.

Они не понимают, чем руководится Творец, устанавливая «время для каждой вещи», а, значит, не понимают и конечного смысла собственной деятельности. Это-то неведение порождает в людях (подразумевает Екклесиаст) ощущение неопределенности, видимой преходящности всех их дел, лишает их ценности в их глазах.

г. Совет: наслаждайся жизнью так, как это дает Бог (3:12−13)

Еккл 3:12−13. Итак, причина вечной неудовлетворенности человека и постоянных его разочарований кроется в противоречии между присущим ему стремлением к вечности и пределами его возможностей. Отсюда, заключает Екклесиаст людям не остается ничего лучшего, как примириться с возможностью для них лишь относительного повседневного счастья (тов, противопоставляемое итрон — «счастью совершенному»). Понятие тов расшифровывается автором: да веселятся люди (в значении «наслаждаются всеми доступными им благами земной жизни») и делают доброе, не забывая благодарить Бога, — в сознании, что и самая возможность есть и пить и видеть нечто доброе во всяком труде своем есть дар Божий.

Еккл 3:14−15. Дабы у людей, не понимающих Божиих планов и дел, не возникло искушения помыслить о Творце как о деспоте, действующем лишь по Своему произволу, Екклесиаст говорит об этих планах и делах как о не подлежащих изменению в вечности потому, что они совершенны: к ним нечего прибавлять, и от них нечего убавить (сравните с 7:13).

Именно поэтому Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было, замечает Екклесиаст в стихе 15 (сравните с 1:9, где им выражена та же мысль). И добавляет: и Бог воззовет прошедшее. Вот что писал по поводу этой фразы в своих толкованиях на книгу Екклесиаста известный богослов прошлого Франц Делич:

«Руководство, осуществляемое Богом… не меняется. Его управление миром — выражается ли оно в продолжающихся процессах творения, или в контроле за моральным состоянием мира, — происходит по одним и тем же законам, вызывающим к жизни одни и те же явления… Оно остается неизменным и призывает вновь и вновь (окончание стиха 15) то, что уже было»

По отношению к людям такой порядок вещей преследует вполне определенную цель: показать им их полную зависимость от Творца, чтобы они благоговели пред лицем Его (оконч. Стих 14).

д. Суд над всяким делом у Бога (3:16 — 4:3)

Наиболее явное исключение из «общего правила», провозглашающего «уместность» и своевременность всякого Божиего дела и совершенство Его планов, составляют, казалось бы, царящие в мире несправедливость и угнетение.

Еккл 3:16−17. Заметим, что к проблеме несправедливости Екклесиаст возвращается неоднократно (4:1; 8:14). Еще видел я, провозглашает он, что место суда, которому должно быть «местом правды», есть «место беззакония и неправды» (поэтическим повтором в стихе 16 мысль эта усиливается). Но это «исключение из правила» (выше) устраняется именно сознанием Божиего присутствия в мире Его суда, которым Он будет судить… праведного и нечестивого.

Ибо там (на суде Божием, противопоставляемом суду человеческому; сравните с «там» в стихе 16) наступит время для всякой вещи и всякого дела. Время это автору Екклесиаста неизвестно и к посмертию он его не относит. Едва ли приходится сомневаться в том, что исторический Соломон, как и все, вообще, создатели древневосточной «литературы мудрости», полагали, что суд Божий совершается на земле (к примеру, Иов 27:13−23; Пс 36:2, 6, 9, 11, 13, 15, 17−40; 72:18−20, 27; Притч 22:22−23).

Еккл 3:18−21. Начало стиха 18 неточно передано по-русски. Его следует читать так: Сказал я в сердце своем, что это для сынов человеческих… Из такого прочтения этой фразы и текста, следующего за ней, явствует, что Бог попускает несправедливостям совершаться в сообществе людей с той же целью, которая прежде была сформулирована в стихе 14: чтобы они благоговели перед лицом Его, увидев и осознав, что… сами по себе, вне Бога, они подобны животным. Тут не утверждается, будто люди идентичны животным, и, подобно им, не имеют бессмертной души.

Скорее, место это надо понимать так: если люди живут в отрыве от Бога, то что они могут знать о себе, кроме естественных процессов, совершающихся у них на глазах, того, в частности, что у них и у животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти. Во всяком случае не знающим Бога неоткуда почерпнуть и знание о бессмертии своей души.

Как и о том, восходит ли вверх… дух сынов человеческих после смерти, тогда как дух животных сходит ли вниз, в землю, или нет? (стих 21) в стихах 19−20 «суммируется» сходство между людьми и скотом: вместе с дыханием и те и другие теряют жизнь; и те и другие «произошли» из праха… и в прах возвратятся (сравните Иов 34:14−15; Пс 103:29). Суета в стихе 19 подразумевает не бессмысленность и «погоню за ветром», а преходящность (жизни) — как животных, так и человека. Одно место в стихе 20 означает именно прах, землю, а не шеол, как полагали некоторые исследователи Библии.

Итак, несмотря на то, что люди наделены разумом и ощущением вечности (3:11), несправедливость, царящая в их сообществе, свидетельствует о бренности их и непонимании ими Божиих планов; но она же заставляет их сознавать свою неспособность «жить без Бога».

Еккл 3:22. На основании всего сказанного повторяется мысль, выраженная прежде (стихи 12−13): нет ничего лучше для людей, как наслаждаться малыми делами своими по милости Божией, делами сегодняшнего дня; ибо кто приведет человека посмотреть… что будет после него?

Примечания:

 
Синодальный перевод
4 сетовать — роптать, жаловаться.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.