Исаия 15 глава

Книга пророка Исаии
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Пророчество о Моаве. Так! ночью будет разорён Ар-Моав и уничтожен; так! ночью будет разорён Кир-Моав и уничтожен!
2 Он восходит к Баиту и Дивону, восходит на высоты, чтобы плакать; Моав рыдает над Нево и Медевою; у всех их острижены головы, у всех обриты бороды.
3 На улицах его препоясываются вретищем; на кровлях его и площадях его всё рыдает, утопает в слезах.
4 И вопит Есевон и Елеала; голос их слышится до самой Иаацы; за ними и воины Моава рыдают; душа его возмущена в нём.
5 Рыдает сердце моё о Моаве; бегут из него к Сигору, до третьей Эглы; восходят на Лухит с плачем; по дороге Хоронаимской поднимают страшный крик;
6 потому что воды Нимрима иссякли, луга засохли, трава выгорела, не стало зелени.
7 Поэтому они остатки стяжания и что сбережено ими переносят за реку Аравийскую.
8 Ибо вопль по всем пределам Моава, до Эглаима плач его и до Беэр-Елима плач его;
9 потому что воды Димона наполнились кровью, и Я наведу на Димон ещё новое — львов на убежавших из Моава и на оставшихся в стране.

Толкование Далласской семинарии

3. О МОАВЕ главы 15−16)

Главный вопрос, возникающий в связи с этим пророчеством, — время, когда оно было произнесено. В последнем параграфе раздела (16:13−14) Господь говорит, что суд над Моавом совершится «через три года», но решению упомянутого вопроса это не помогает.

Моавитяне и израильтяне находились между собой в кровном родстве (Быт 19:30−38), но на протяжении столетий воевали друг с другом. Внешний повод к этой вражде «подавала» смежность их территорий: жившие восточнее Мертвого моря, моавитяне на севере граничили с землями колена Гадова, а на юге — с коленом Рувимовым. После прихода евреев в Палестину моавитяне не только долгое время отстаивали свою независимость от них, но порой даже брали верх над ними. Так, в книге Судей (Суд 3:12−14) читаем, что на протяжении восемнадцати лет Израиль был у моавитяи в подчинении.

Задолго до этого, когда евреи еще скитались по пустыне, моавитские женщины соблазнили израильских воинов (Чис 31:15−17). Царь Саул вел с моавитянами войну (1Цар 14:47), но только Давиду удалось одолеть их и сделать своими данниками (2Цар 8:2, 12). Во второй половине своего царствования Соломон, под воздействием своих языческих жен, воздвиг алтарь моавитскому богу Хамосу (3Цар 11:7−8).

Из 4Цар 3:4 узнаем, что Меша, царь моавитский, вынужден был платить дань израильскому царю Ахаву. После смерти Ахава (в 853 г. до Р. Х.) Меша «отложился» от его преемника Иорама, но потерпел от него поражение (4Цар 3:5−27). Виновниками того разорения Моава, которое описано Исаией в главах 15−16, явятся ассирийцы: от них-то и бежали моавитяне на юг, в Едом.

а. Поражение Моава (глава 15)

1) Плач по Моаву.

Ис 15:1−4. Моавитяне не могли не радоваться победам ассирийцев над израильтянами и переселению последних при Тиглат-Палассаре II и Саргоне; это сулило им облегчение, но Исаия предупреждает их о бедствиях, которые грядут на них самих от тех же ассирийцев. Так означает здесь «Воистину так и будет!» Ар-Моав значит «город Моав» (расположенный на р. Арнон, он был главным городом моавитян).

Кир-Моав, в переводе — «Стена Моава»; так называлась самая неприступная крепость моавитская, построенная на высокой, почти отвесной горе Керак. И укрепленный город и сильная крепость будут разорены и уничтожены ночью (этим уточнением пророк подчеркивал, что нападение будет неожиданным и тем более ужасным, что ассирийцы обрушатся на спящих людей, не готовых к сопротивлению).

«Он» в стихе 2 — это Моав. Охваченный великой скорбью (знаки ее — остриженные головы и обритые бороды), он рыдает по городам своим. На основании лингвистического анализа высказывают предположение, что «Байт» может означать «дом», и тут, возможно, подразумевается «место жительства», или капище бога Хамоса, к которому восходит (как и на высоты, или возвышенные места, где сооружались языческие капища) Моав, чтобы плакать. Дивон — город, в котором родился царь Меша, был расположен севернее реки Арнон (Чис 21:30; 32:3). В городе Нево, расположенном на горе с тем же названием (место кончины Моисея), находился один из моавитских храмов. Медева находилась на юго-восток от Нево.

Вретищем препоясывались в знак скорби (стих 3). Плоские кровли восточных жилищ служили местом, где принимали пищу, отдыхали, общались и… плакали в дни бедствий.

Следует перечисление городов моавитских. Есевон упоминается в Чис 21:25, а Яаца (как полагают, приграничное моавитское поселение на востоке) — во Втор 2:32. Даже и воины Моава станут рыдать, видится Исаии, — от бессилия защитить свою землю (стих 4).

2) Бегство Моава.

Ис 15:5−9. Бедствие, открывающееся духовному взору пророка, так велико, что даже его сердце сжимается, рыдает… о Моаве. Он слышит страшный крик, слышит плач людей, бегущих в надежде спасти свою жизнь, и внутренне вторит ему. Он «переводит взгляд» от поверженных северных городов к городам юга, куда направляются беженцы. Бедствие, однако, надвигается и на эти города. Сигор находился на юго-восточном берегу Мертвого моря; это он назван «третьей Эглой», при более точном прочтении «трехлетней телицей» (подразумевается: город Сигор-крепкий, сильный, как телка, еще не знавшая тягловой работы).

Дорога Хоронаимская вела к Мертвому морю. Прекрасные луга и пастбища окружали город Бет Нимру (принадлежавший колену Гадову, он находился вблизи моавитской территории). Эти луга питали источники вод, названные пророком «водами Нимрома»; все там разорено, вытоптано, засохло, иссякли и сами источники, горестно восклицает Исаия.

Все, что удалось беженцам сохранить и спасти, они спешат унести за реку Аравийскую (так названа река, впадающая в Мертвое море на юго-востоке; стих 7).

Полагают, что «Димоном» пророк нарочито называет здесь уже упоминавшийся Дивон, родину царя Меши. При таком изменении слова оно становится по-еврейски созвучным слову «кровь»; под «водами» в стихе 9 понимается р. Арнон. на которой стоял Дивон. В городе прольется кровь, и река «наполнилась» ею, «видит» пророк. Но бедствиям Моава еще не конец, говорит Господь устами Исаии, ибо и на убежавших из него и на оставшихся Я наведу… львов (под последними, скорее всего, подразумеваются все еще не насытившиеся кровью враги Моава).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.