Исаия 36 глава

Книга пророка Исаии
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 И было в четырнадцатый год царя Езекии, пошёл Сеннахирим, царь Ассирийский, против всех укреплённых городов Иудеи и взял их.
2 И послал царь Ассирийский из Лахиса в Иерусалим к царю Езекии Рабсака с большим войском; и он остановился у водопровода верхнего пруда на дороге поля белильничьего.
3 И вышел к нему Елиаким, сын Хелкиин, начальник дворца, и Севна писец, и Иоах, сын Асафов, дееписатель.
4 И сказал им Рабсак: скажите Езекии: так говорит царь великий, царь Ассирийский: что это за упование, на которое ты уповаешь?
5 Я думаю, что это одни пустые слова, а для войны нужны совет и сила: итак, на кого ты уповаешь, что отложился от меня?
6 Вот, ты думаешь опереться на Египет, на эту трость надломленную, которая, если кто опрётся на неё, войдёт тому в руку и проколет её! Таков фараон, царь Египетский, для всех уповающих на него.
7 А если скажешь мне: «на Господа, Бога нашего, мы уповаем», то на того ли, которого высоты и жертвенники отменил Езекия и сказал Иуде и Иерусалиму: «пред сим только жертвенником поклоняйтесь»?
8 Итак, вступи в союз с господином моим, царём Ассирийским; я дам тебе две тысячи коней; можешь ли достать себе всадников на них?
9 И как ты хочешь заставить отступить вождя, одного из малейших рабов господина моего, надеясь на Египет, ради колесниц и коней?
10 Да разве я без воли Господней пошёл на землю сию, чтобы разорить её? Господь сказал мне: «пойди на землю сию и разори её».
11 И сказал Елиаким и Севна и Иоах Рабсаку: говори рабам твоим по-арамейски, потому что мы понимаем, а не говори с нами по-иудейски, вслух народа, который на стене.
12 И сказал Рабсак: разве только к господину твоему и к тебе послал меня господин мой сказать слова сии? Нет, также и к людям, которые сидят на стене, чтобы есть помёт свой и пить мочу свою с вами.
13 И встал Рабсак, и возгласил громким голосом по-иудейски, и сказал: слушайте слово царя великого, царя Ассирийского!
14 Так говорит царь: пусть не обольщает вас Езекия, ибо он не может спасти вас;
15 и пусть не обнадёживает вас Езекия Господом, говоря: «спасёт нас Господь; не будет город сей отдан в руки царя Ассирийского».
16 Не слушайте Езекии, ибо так говорит царь Ассирийский: примиритесь со мною и выйдите ко мне, и пусть каждый ест плоды виноградной лозы своей и смоковницы своей, и пусть каждый пьёт воду из своего колодезя,
17 доколе я не приду и не возьму вас в землю такую же, как и ваша земля, в землю хлеба и вина, в землю плодов и виноградников.
18 Итак да не обольщает вас Езекия, говоря: «Господь спасёт нас». Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя Ассирийского?
19 Где боги Емафа и Арпада? Где боги Сепарваима? Спасли ли они Самарию от руки моей?
20 Который из всех богов земель сих спас землю свою от руки моей? Так неужели спасёт Господь Иерусалим от руки моей?
21 Но они молчали и не отвечали ему ни слова, потому что от царя дано было приказание: «не отвечайте ему».
22 И пришёл Елиаким, сын Хелкиин, начальник дворца, и Севна писец, и Иоах, сын Асафов, дееписатель, к Езекии в разодранных одеждах и пересказали ему слова Рабсака.

Толкование Далласской семинарии

Ж. Историческая вставка: Иуда обречен на пленение (главы 36−39)

В содержании этих глав отражены два действительных факта, которые имеют важное значение для правильного понимания богословского виденья Исаией исторических событий. Первый факт — это осада ассирийскими полчищами (701 г. до Р. Х.) Иерусалима, которая чудесным образом была «снята» Богом. Событие это образует кульминационный момент в повествовании Исаии с начала книги и по главу 35 включительно; главная мысль, выраженная им в этих главах, та, что Бог привел ассирийцев в Иудею — в наказание за грехи ее и с целью побудить евреев снова осознать их вечную нужду в Иегове и возвратиться к Нему. Предсказывая наказание, пророк, однако, возвестил согражданам, что Иерусалим не станет добычей ассирийцев, и что воинство их, одержимое гордыней, погублено будет Богом евреев.

Второй факт, или факты (главы 38−39) — это болезнь царя Езекии, угрожавшая ему смертью, от которой его (по горячей его молитве) спас Господь, и последовавший за тем неразумный поступок Езекии, который свидетельствовал, что гордыни своей царь, однако, не смирил, и подчиниться воле Божией по-прежнему не был готов (толкование на 39:1). (Здесь следует сказать о наличии некоей хронологической проблемы. Дело в том, что годы правления Езекии и, соответственно, правившего до него нечестивого отца его — Ахаза, принимаются богословами ориентировочно, не совпадая в справочной библейской литературе.

Автор данных толкований относит царствование Езекии к 715−686 гг.до Р. Х. Широкое распространение имеет и другая точка зрения, относящая его к 726−697 годам, — к примеру, «Библейский словарь» Э. Нюстрема. Если, однако, принять эту дату, то осада Сениахиримом Иерусалима падает не на 701 год (согласно ассирийским источникам; эта дата принимается большинством исследователей), а на 713-ый год. Пытаясь разрешить эту проблему, некоторые богословы высказывают предположение, что Сеннахирим приходил под стены Иерусалима не на 14-ом (Ис 36:1), а на 27-ом году правления Езекии, но это, как видим, не совпадает с «библейской хронологией». От ред.)

Итак, главы 38−39 (болезнь и исцеление Езекии, прибытие к нему вавилонских послов, которым он, возгордившись силой своей и богатством, в безудержном хвастовстве показал все чем был силен и богат) образуют переход к главам 40−66, где речь пойдет об освобождении иудеев из вавилонского плена, который Исаией был предсказан (39:5−8).

1. ПРЕВОСХОДСТВО БОГА НАД АССИРИЕЙ (главы 36−37)

События, описанные в этих главах, частично отражены во 2-ой книге Паралипоменон (2Пар 32:1−23) и почти дословно пересказаны в 4-й Царств (4Цар 18:13 — 20:19). Целью Исаии здесь было показать Езекию как царя, уповающего на Бога, и чудесным образом Богом избавленного (от ассирийской угрозы). Показать на этом примере, что Бог не только в состоянии исполнить слово, которое дает людям, верящим Ему, но и исполняет его.

Однако, какой же текст был составлен раньше — тот, что находим в исторических книгах Библии, или этот, в Книге Пророка Исаии? Богословы держатся на этот счет противоположных точек зрения. Те, которые полагают, что раньше появился текст включенный в 4-й Царств, исходят в своих рассуждениях из того, что позднее к нему обращается Исаия — именно в целях показать, как его пророчество об Ассуре исполнилось; они ссылаются при этом на неразрывность всего повествования в книге Царств и на более подробное изложение в ней всех обстоятельств, связанных с осадой Иерусалима. Возражающие им полагают, что, напротив, автор 4-й Царств ставил целью показать истинность пророчества Исаии, помещая на страницах своей книги описание событий, им предсказанных, почти в тех же, что у него, словах.

а. Сеннахирим угрожает Иерусалиму (36:1 — 37:4)

Ассирийцы не сомневались в своей непобедимости, как и в том, что Бог Израиля ничем не отличается от других богов, которых они неизменно «побеждали» в своих походах на запад. Отсюда главное смысловое ударение в 36:1 — 37:4 Исаия делает на дерзкой гордыне Ассура и на том, что результатом ее станет суд Божий над ним (сравните 10:15−19).

1) Историческая обстановка.

Ис 36:1−3. о царе Езекии в 4Цар 18:13. Высказывается предположение, что Сеннахирим (705−681 гг. до Р. Х.) осаждал иудейскую столицу не один, а несколько раз, но подтвердить его на основании внебиблейских данных не представляется возможным. Обнаружены ассирийские клинописи того времени, в которых в присущих восточным владыкам хвастливом тоне говорится, что Сеннахирим овладел сорока шестью укрепленными поселениями Иудеи (что, впрочем, соответствует, по-видимому, сказанному в стихе 1). Ассирийский царь шел с севера, по побережью Средиземного моря, и среди взятых им городов были Афек, Фимна, Екрон и Лахис.

Последний стал опорным пунктом для Сеннахирима, откуда он нападал на другие города (стих 2). Рабсак (что значит «начальник евнухов», у ассирийцев — лицо особо приближенное к царю) остановился… с большим войском… у водопровода верхнего пруда на дороге поля белильничьего (толкование на Ис 7:3). И туда, для ведения переговоров, были посланы к нему представители иудейской знати (стих 3).

2) Издевательские речи Рабсака (36:420).

Ис 36:4−7. В глумливом тоне разглагольствовал ассирийский вельможа об «уповании» иудеев на Египет (который по слабосильности его сравнивал с «надломленной тростью», на которую, если обопрешься, только руку проколешь) и на Господа, Которого, как он полагал, царь Езекия… обидел. Ассирийцы, несомненно, знали о частичной религиозной реформе, проведенной Езекией (4Цар 18; 2Пар 31), но в их глазах разрушение высот направлено было на уничижение Иеговы, Которого «лишили» многих жертвенников, оставив всего один — в Иерусалимском храме. Здесь и далее комментарии на главы 18−20 в 4-й Царств.

Ис 36:8−10. Единственно разумное, что остается евреям, продолжал Рабсак, это сдаться на милость победителя. Ведь для ведения войны нужны разумная стратегия («совет» — стих 5) и «сила» (там же), а все, чем «располагают» иерусалимляне, — это «пустые слова» (стих 5). Они надеялись получить колесницы и коней из Египта? Так он, Рабсак, даст им две тысячи коней — только найдется ли у них равное число всадников? А если найдется, то неужели они думают одолеть самого ничтожного из военных командиров (так именует Рабсак себя (стих 9) в характерном для Востока тоне лицемерного уничижения) великого ассирийского царя?

Главным «аргументом» ассирийца прозвучало заявление, что он пришел разорить… землю сию по воле Господней (стих 10). В принципе это могло устрашить иудеев — ведь они сознавали, что своими отступлениями от Иеговы могли «восстановить» Его против себя. Характерной, в этой связи, была и реакция царя Езекии, который, узнав о провале переговоров у «верхнего пруда», «разодрал одежды свои» (37:1), и успокоил его лишь Исаия (37:5−6), которого до этого царь слушать отказался.

Ис 36:11−12. Между тем, иудейские сановники, не желая «вводить в курс» своих переговоров с ассирийцами иерусалимлян, сидевших на городской стене, стали просить Рабсака говорить по-арамейски. Этот язык служил, очевидно, при дипломатических переговорах и, хотя походил на еврейский, но не настолько, чтобы простой люд, слыша его, разобрался в подробностях. Рабсак отказал иудеям в их просьбе: пусть, мол, народ знает, какую незавидную участь уготовили ему его «начальники».

Ис 36:13−20. И он нарочито громко обратился к сидевшим на стене по-иудейски, призывая их не верить Езекии, уповающему на Господа, но довериться великому царю Ассирии, который теперь не причинит им вреда, а вскоре переселит туда, где им будет ничуть не хуже чем в Иудее. Характерна убежденность Рабсака в том, что если боги других народов не спасли своих почитателей от… царя Ассирийского, то не по силам это будет и Господу. Емаф и Арпад были сирийскими городами. Сепарваим, вероятно, находился поблизости от них.

Жители Сепарваима и Емафа были переселены в Самарию после ее падения в 722 году до Р. Х. (4Цар 17:24). Рабсак напоминает иудеям, что и Самарии (столице Израиля), наряду с другими городами, не помогли «боги», на которых они полагались. Между тем, Богом Самарии был, как и Богом Иерусалима, Иегова, так что, надо думать, последнее замечание Рабсака особенно обескуражило иерусалимлян! Более подробное объяснение к этому тексту в комментариях на 4Цар 18:17−37.

3) Реакция осажденных.

Ис 36:21−22. Иудеи отвечали подавленным молчанием, следуя приказу Езекии «не отвечать» ассирийцам. Сановники же царя явились к нему от «верхнего пруда» в разодранных — в знак скорби — одеждах.

4) Изекия уповает на Господа.

Ис 37:1−4. В знак сокрушения и скорби разодрал одежды свои и царь. Покрывшись вретищем, отправился он в дом Господень, а доверенных своих сановников послал… к пророку Исаии, признав тем самым, что именно его устами говорит Иегова. они пришли к нему обескураженные и смирившиеся, называя день сей, вслед за Езекией, днем скорби и наказания и посрамления, жалуясь на богохульства ассирийцев в адрес Бога живого, прося у Исаии молитвы Господу.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.