Исаия 40 глава

Книга пророка Исаии
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш;
2 говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои.
3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему;
4 всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся, и неровные пути сделаются гладкими;
5 и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]; ибо уста Господни изрекли это.
6 Голос говорит: возвещай! И сказал: что мне возвещать? Всякая плоть — трава, и вся красота её — как цвет полевой.
7 Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа: так и народ — трава.
8 Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно.
9 Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш!
10 Вот, Господь Бог грядёт с силою, и мышца Его со властью. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицом Его.
11 Как пастырь Он будет пасти стадо Своё; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных.
12 Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы?
13 Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его?
14 С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости?
15 Вот народы — как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах. Вот, острова как порошинку поднимает Он.
16 И Ливана недостаточно для жертвенного огня, и животных на нём — для всесожжения.
17 Все народы пред Ним как ничто, — менее ничтожества и пустоты считаются у Него.
18 Итак, кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдёте Ему?
19 Идола выливает художник, и золотильщик покрывает его золотом и приделывает серебряные цепочки.
20 А кто беден для такого приношения, выбирает негниющее дерево, приискивает себе искусного художника, чтобы сделать идола, который стоял бы твёрдо.
21 Разве не знаете? разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли?
22 Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней — как саранча пред Ним; Он распростёр небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатёр для жилья.
23 Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли.
24 Едва они посажены, едва посеяны, едва укоренился в земле ствол их, и как только Он дохнул на них, они высохли, и вихрь унёс их, как солому.
25 Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святой.
26 Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счётом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает.
27 Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: «путь мой сокрыт от Господа, и дело моё забыто у Бога моего»?
28 Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим.
29 Он даёт утомлённому силу, и изнемогшему дарует крепость.
30 Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают,
31 а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся.

Толкование Далласской семинарии

д. Восстановление — от Бога (главы 40−66)

Если первая часть книги (главы 1−39) «насыщена» предвестиями суда, то лейтмотивом этой части является «восстановление» и избавление Богом Его народа. Весь этот раздел может быть поделен на три «подраздела» — по 9 глав в каждом (главы 40−48; 49−57; 58−66). Первый завершается фразой «Нечестивым же нет мира, говорит Господь» (48:22), а второй (57:21) — фразой, звучащей почти идентично ей. Пророчества об «избавлении» сосредоточены вокруг трех событий — одного «ближнего» и двух «дальних» (два последних мы называем «событиями» условно).

1) Избавление евреев из вавилонского плена (уже предсказанное Исаией прежде; 39:7). Это ведущая тема глав 40−48, «избавителем» явится Кир (упоминаемый примерно в середине подраздела; 44:28 — 45:1). 2) Отвержение страдющего Раба и Его торжество (52:13 — 53:12). 3) Завершение Богом дела восстановления Израиля и мира. В центре третьего подраздела (главы 58−66) — пришествие Мессии (главы 61−63).

В дни, когда Исаия писал эти пророчества о восстановлении Иудеи, перед ней лежали еще 100 нелегких лет, после которых последует ее вавилонское пленение и 70 лет пребывания в плену. В предвидении этих событий пророк и писал — чтобы вселить в иудеев мужество и терпение и побудить их жить праведно в настоящее время несмотря на предстоящее испытание.

А. Избавление Божиего народа (главы 40−48)

1. О БОЖИЕМ ВЕЛИЧИИ (глава 40)

В этих главах пророк напоминал народу о грядущем избавлении по причине как величия и всемогущества Господа, так и особых взаимоотношений с Ним иудеев. Господь, Который безгранично велик (глава 40), защищает Израиль, а не языческие народы (глава 41). Он, несмотря на недостоинство Израиля (глава 42), обещал вновь собрать его в его земле (43:1 — 44:5).

Будучи сильнее Вавилона, Он, единственный истинный Бог, поразит Вавилон, который падет (главы 46−47). На основании всего вышесказанного Исаия призывал Израиль жить праведно, в согласии с Божиим законом и, когда настанет час, выйти из Вавилона (глава 48). Пророк обращается к иудеям как к живущим теперь в Вавилоне (43:14; 47:1; 48:20), а Иерусалим он видит как уже лежащий в развалинах (44:26).

а. Слова утешения: избавление грядет (40:1−11)

Ис 40:1−2. Показательно дважды повторенное Утешайте в начале главы 40, которое определяет преимущественно утешительный, ободряющий характер всего раздела. Народу, с которым Иегову связывают узы завета, Он говорит (через Своего пророка), что время тяжелых испытаний его (русское «борьба» как бы подразумевает тягости и скорби военного времени) подходит к концу. (Говорить о будущем в грамматической категории настоящего или даже прошедшего времени — характерный прием пророческой речи, свидетельствовавший об уверенности говорившего в осуществлении того, о чем он пророчествовал.)

Ибо Иерусалим за все грехи свои… принял вдвое… от руки Господней. Как записано было в Моисеевом завете, Бог станет благословлять народ Свой за послушание слову Его, а за неповиновение ему будет вновь и вновь наказывать его и в конце-концов изгонит Израиля из земли, данной ему (Втор 28:15−68; особенно стихи 49−52, 64). Наказание (проклятие) грядущего времени видится Исаии почти завершенным, перед Израилем — новая возможность «начать сначала». Слова «принял вдвое» надо понимать не в том смысле, что Израиль был наказан более чем того заслужил, а лишь в смысле полноты полученного им наказания (сравните с Ис 61:7).

Ис 40:3−5. Глас вопиющего в пустыне, призывающий народ приготовить путь Господу, может быть голосом самого Исаии (во всяком случае это не тот же «голос», что в стихе 6). Каждый из четырех евангелистов «прилагает» этот стих (40:3) к Иоанну Крестителю (Мф 3:1−4; Мк 1:1−4; Лк 1:76−78; Ин 1:23). Иоанн проповедовал в дикой пустыне Иорданской, близ Мертвого моря; призывая иудеев к покаянию, он предуготовлял путь Господу Иисусу Христу.

Полагают, что сам Исаия произносил эти слова с несколько иным смысловым акцентом, а именно: «в пустыне приготовьте путь Господу» (точнее, «в пустыне очищайте путь Иеговы»), уподобляя дикой пустыне духовное и нравственное состояние своих современников и подразумевая, что перед лицом пришествия Господня каждый иудей должен подготовиться, очиститься духовно.

Некоторые богословы склонны читать эти слова и в том расширительном смысле, что приходу Христа и распространению учения Его на земле должны были предшествовать такие события социально-политического, религиозного и интеллектуально-нравственного характера, которые постепенно «готовили» бы путь явлению славы Господней и света Христова в степи, или «в пустыне», дохристианского мира.

На древнем Востоке существовал обычай «расчищать и уравнивать» дорогу (путь) перед шествующим тем или иным маршрутом царем (для чего впереди шли по этому маршруту толпы рабов); в известном смысле обычай этот имеет эквивалент в современной жизни, когда перед уважаемой персоной или почетным гостем расстилают ковровую дорожку. В свете этого и надо понимать иносказание в первых двух фразах стиха 4: Всякий дол да наполнится (да выравнено будет всякое углубление, ухаб), и всякая гора и холм да понизятся (чтобы не препятствовать продвижению важной персоны).

Но опять-таки следует подчеркнуть второй (и главный!) смысл всемерного «выпрямления кривизн» перед Господом — выпрямления их в сердцах человеческих, чтобы Господь мог действовать в них. Эта мысль, или этическое положение, провозглашалась прежде всего применительно к израильскому народу, всеми пророками.

В стихе 5 могли подразумеваться три исторические перспективы: ближайшая, когда слава Господня явит себя в освобождении евреев из вавилонского плена, и слух об этом дойдет до всех народов Востока (узрит всякая плоть спасение Божие); отстоящая от нее во времени: явление на землю Господа во плоти человеческой и, наконец, второе пришествие Христа, когда Он, в славе Своей, «видимой всякой плотн», станет управлять Своим Тысячелетним царством. Интервалы между указанными «перспективами» были от пророка сокрыты. И если через 700 лет после Исаии ученики Христа узрят славу Господню (Ин 1:14), то всему человечеству это предстоит лишь во второе Его пришествие. Однако все это произойдет непременно, ибо уста Господни изрекли это.

Ис 40:6−8. Голос в стихе 6, вероятно, принадлежит Богу. Это Он приказывает Исаии «возвестить» о принципиальной разнице между смертными людьми и вечным Богом, слово Которого непреложно. Последнее должно было послужить к утешению пребывавших в плену иудеев.

Ис 40:9−11. Возможно, в стихе 9 содержится продолжение ответа свыше на вопрос пророка в стихе 6 «что мне возвещать?» Дело в том, что слова Сион и Иерусалим (стих 9) не во всех текстах стоят в именительном падеже, но во многих они поставлены в дательном: благовествующий Сиону… Иерусалиму. То есть это обращение к Исаии, повеление благовествовать, данное ему.

Назначение этого «благовествования» видят в поддержке и утешении тех, кто долгие десятилетия спустя, пережив изгнание, будут возвращаться из него. «Всходить на высокую гору» с тем, чтобы оттуда обращаться к толпам слушателей, было в обычае у древних ораторов Востока (Суд 9:7; сравните с Мф 5:1). В стихах 10−11 благовествующий Исаия подчеркивает два аспекта личности Иеговы (это характерно для второй половины его книги в целом): Он всемогущий Бог-победитель, справедливо воздающий за добро и зло (к этому, первому, «аспекту» пророк привлекает внимание читателя на протяжении всей книги; к примеру, 51:5, 9; 52:10; 59:1; 62:8; 63:12); и Он же — «Пастырь добрый», пекущийся о стаде Своем (сравните с Пс 22; Мих 5:4; Ин 10:11, 14; 1Пет 2:25).

б. Вновь слова утешения (40:12−31)

Ни с чем не сопоставимо веденье Божие.

Ис 40:12−17. В осознании этого — источник утешения иудеев, ибо всеведенье Его предполагает и премудрость и величие, и силу Иеговы. Мысль об этом как о некоей объективной данности развивается Исаией — на языке красочных библейских метафор и иносказаний — в стихах 12−17 и далее; в стихах 18−26 он продолжает развивать ее по принципу противопоставления всемогущества Господа бессилию языческих богов.

Творец настолько неизмеримо велик, по сравнению с творением, что и горы и холмы, какими бы впечатляюще высокими и могущественными ни представлялись они людям, Он мог бы взвесить на весах. А все воды этого мира — исчерпать горстию своею (стих 12). Не существует у Бога наставника или учителя мудрости и праведности. Ибо Он Сам — мудрость и праведность. От мира природы пророк переключается для иллюстрации своей мысли на мир человеческого сообщества.

И каждый из народов, даже и самых могучих (вспомним Ассирию!), перед лицом Бога, что капли в ведре воды, и «вес» их на весах Божиих, что вес пылинки. Напомним, что острова на библейском языке — синоним «народов»: жителям приморской страны — Палестины все, кто жили за ее пределами, представлялись жителями «островов» (сравните Быт 10:5; Ис 41:1). В стихе 16 мысль о величии Бога выражена в недостаточности для Него жертвоприношений — даже и таких, для которых были бы употреблены все кедры Ливана и все животные, обитающие в его лесах.

Если все сказанное попытаться вкратце выразить в философских категориях, то прозвучит это примерно так: таинство бытия Божия — безгранично и бездонно; любая величина (небеса, горы, большие и малые народы земли) доступна постижению; другими словами, трудность их постижения ничтожно мала, по сравнению с этим таинством.

2) Боги языческие не сопоставимы с Господом Богом.

Ис 40:18−20. Ироническое противопоставление идолов истинному Богу. В стихах, предшествующих этим, пророк воспел безмерные величие и могущество Иеговы. Не смехотворно ли выглядят перед Ним, Творцом всего сущего, божки, «сотворенные» людьми из металла или дерева!

3) Бог царит над всем (40:21−26).

Ис 40:21−22. Следуют горькие укоры в адрес иудеев, которым, в отличие от язычников, было от начала (в значении «начала начал» их истории как народа) открыто и неоднократно говорено о единственном истинном Боге, они же и по сей день грешат идолопоклонством! Последняя фраза в стихе 21 может соответствовать мысли апостола Павла в Рим 1:20. Земля и Бог, царящий над нею, описаны у Исаии в согласии с представлениями того времени (сравните Иов 22:14; Пс 103:2).

Ис 40:23−24. Люди в духовной немощи своей, вместо того, чтобы поклоняться Иегове, поклоняются не только идолам, но и подобным себе людям, наделенным властью. Между тем, и эти последние — бессильны и ничтожны перед Ним. От одного дыхания Его они «высыхают», и вихрь уносит их, как солому (стих 24). Исследователи Библии улавливают здесь намек на «всесильного» современника Исаии — Сеинахирима, конец которого действительно оказался бесславным и жалким.

Ис 40:25−26. Решительно некому уподобить Иегову (одно из имен Которого — Святый). Стих 26 по мысли продолжает стих 22. Величественная картина неба и мириадов звезд на нем не может (как: бы говорит пророк) не вызывать у иудеев благоговейного отношения к тому, кто сотворил его; они не могут не осознать как собственную бесконечную малость перед Ним, так и тех (идолов, «князей»), кому они поклоняются.

Ис 40:27−31. Если Господь и каждую из бессчетных звезд, сотворенных Им, называет по имени (свидетельство «личного знакомства» Его с каждой их них! сравните с Пс 146:4), то не безумие ли думать, будто дела и обстоятельства (путь) народа Его «сокрыты» от Него, Ему не известны, что Он «забыл» об Израиле и Иакове! Мотив утешения звучит в этих стихах с особенной поэтической силой. Мелодия, «перебиваемая» звучанием укора (Разве ты не знаешь? разве ты не слышал? …; стих 28) лишь подчеркивает «тему утешения».

Евреям, по причине их духовной незрелости, свойственно было мерить Господа теми же мерками, что и себя и своих идолов, которым, в их представлении, присущи были все человеческие слабости. Но Богу, с Его безграничным и непостижимым для человека разумом, они не присущи! — восклицает Исаия. Он не только не утомляется и не изнемогает (иудеи могли бы понять это на опыте своей истории, отмеченной многими чудесными «вхождениями» в нее Господа!), но дает силу и крепость уставшим и изнемогшим людям.

В стихе 31, в подтверждение предыдущих мыслей, истощению физической силы даже у юношей противопоставляется вечное обновление в силе тех, кто надеются на Господа.

Примечания:

 
Синодальный перевод
3 стезя — путь, дорога.
10 грядёт — идёт; (от ст.-слав. грясти — приближаться, приходить, неожиданно появляться).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.