Исаия 59 глава

Книга пророка Исаии
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать.
2 Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас, чтобы не слышать.
3 Ибо руки ваши осквернены кровью и персты ваши — беззаконием; уста ваши говорят ложь, язык ваш произносит неправду.
4 Никто не возвышает голоса за правду, и никто не вступается за истину; надеются на пустое и говорят ложь, зачинают зло и рождают злодейство;
5 высиживают змеиные яйца и ткут паутину; кто поест яиц их, — умрёт, а если раздавит, — выползет ехидна.
6 Паутины их для одежды негодны, и они не покроются своим произведением; дела их — дела неправедные, и насилие в руках их.
7 Ноги их бегут ко злу, и они спешат на пролитие невинной крови; мысли их — мысли нечестивые; опустошение и гибель на стезях их.
8 Пути мира они не знают, и нет суда на стезях их; пути их искривлены, и никто, идущий по ним, не знает мира.
9 Потому-то и далёк от нас суд, и правосудие не достигает до нас; ждём света, и вот, тьма, — озарения, и ходим во мраке.
10 Осязаем, как слепые стену, и, как без глаз, ходим ощупью; спотыкаемся в полдень, как в сумерки, между живыми — как мёртвые.
11 Все мы ревём, как медведи, и стонем, как голуби; ожидаем суда, и нет его, — спасения, но оно далеко от нас.
12 Ибо преступления наши многочисленны пред Тобою, и грехи наши свидетельствуют против нас; ибо преступления наши с нами, и беззакония наши мы знаем.
13 Мы изменили и солгали пред Господом, и отступили от Бога нашего; говорили клевету и измену, зачинали и рождали из сердца лживые слова.
14 И суд отступил назад, и правда стала вдали, ибо истина преткнулась на площади, и честность не может войти.
15 И не стало истины, и удаляющийся от зла подвергается оскорблению. И Господь увидел это, и противно было очам Его, что нет суда.
16 И видел, что нет человека, и дивился, что нет заступника; и помогла Ему мышца Его, и правда Его поддержала Его.
17 И Он возложил на Себя правду, как броню, и шлем спасения на главу Свою; и облёкся в ризу мщения, как в одежду, и покрыл Себя ревностью, как плащом.
18 По мере возмездия, по этой мере Он воздаст противникам Своим — яростью, врагам Своим — местью, островам воздаст должное.
19 И убоятся имени Господа на западе и славы Его — на восходе солнца. Если враг придёт как река, дуновение Господа прогонит его.
20 И придёт Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия, говорит Господь.
21 И вот, завет Мой с ними, говорит Господь: Дух Мой, Который на тебе, и слова Мои, которые вложил Я в уста твои, не отступят от уст твоих и от уст потомства твоего, и от уст потомков потомства твоего, говорит Господь, отныне и до века.

Толкование Далласской семинарии

б. Спасение придет по Божией инициативе (глава 59)

1) Рука Господа не сократилась.

Ис 59:1. Прямым продожением сказанного в последнем стихе предыдущей главы звучит этот стих. Если бы народ слушал Иегову сердцем, то и сам был бы услышан Им. Ибо ухо Его не отяжелело… чтобы слышать, и рука Господа не сократилась… чтобы спасать.

2) Но беззакония народа разделили его с Его Господом (59:2−15а).

Ис 59:2−9. Однако грехи и беззакония иудеев произвели разделение между ними и их Богом. Горькое описание нравственной скверны, глубоко поразившей народ, увы! — приложимо и к далеким от Исаии временам. И пророк прозревал действие ее в будущей истории Израиля.

Осквернение рук кровию (стих 3) может подразумевать как готовность к убийствам (и совершение их!) ради своих низменных и корыстных целей, так и более «частный вид» кровопролития — принесение детей в жертву языческому богу Молоху (Иер 7:31). В том же стихе 3 (и в стихе 4) — обличение лжи, неправды, нежелания вступаться за истину — все это стало обыденным в иудейском сообществе, и безнравственность, укоренившаяся в нем, — источник всяческого зла и злодейства. в стихах 5−6 пророк говорит об этом, прибегая к сравнениям и аллегориям.

Творящие зло вынашивают свои планы, словно змеиные яйца — высиживают; они ткут паутину интриг. Но «высиженное» ими («произведение» их; стих 6) не принесет им в конечном счете пользы: иносказательно выражено во фразе Паутины их для одежды негодны. Они попирают правосудие (суд и правосудие звучат в этих стихах как синонимы) и следуют кривыми путями, миролюбие чуждо сердцам их (стихи 7−9).

Отсутствие правосудия есть следствие укоренившихся в народе неправды и духа насилия, и вместе с ними оно причина того, что тоскующие по свету и озарению люди все более погружаются во тьму и мрак. И это касается всего общества: говоря в стихе 9 и далее от первого лица, пророк ассоциирует с ним и себя.

Ис 59:10−15а. Все они, словно слепые, и, будучи живыми, подобны мертвым. В ожидании правосудия и спасения, которые далеки от них, они ревут, как встревоженные медведи, и глухо стонут, как голуби (стих 11). В стихах 12−15а пророк возвращается к «анализу причин» столь бедственной ситуации: они — в многочисленных преступлениях народа перед Богом, в его постоянных изменах Ему, во лжи и клевете, ставших для них привычными. Может ли истина «пробиться» к ним, когда и элементарная честность не может к ним войти? Естественно, что правосудия тщетно ждут они (И суд отступил назад) — ведь всяческую ложь (лживые слова) они зачинали и рождали из сердца, т. е. порочно самое направление их чувств и воли (сравните Мф 15:19).

3) Господь обещает помочь Израилю (59:15б−21).

Ис 59:15б−16. Начиная отсюда направление речи пророка меняется. В стихе 156 он как бы подводит итог сказанному: И Господь увидел, как глубоко зашло нравственное разложение общества, и противно было очам Его… Не было в этом обществе ни десяти праведников (сравните с Быт 18:32) ни даже одного — достойного в глазах Господа, чтобы вступиться за это общество (стих 16). Сам Израиль помочь себе не мог. Это мог сделать только Бог. (Что верно, заметим, применительно к любому времени, народу, человеку, ибо только Богу дано прощать грехи и преображать человеческие сердца.)

Итак, нет человека… заступника! От констатации этого факта мысль пророка естественно обращается к небесному Заступнику. Им станет, провидит Исаия, Сам Бог — на основании силы Своей и абсолютной праведности (помогла Ему мышца Его, и правда Его поддержала Его; стих 16).

Ис 59:17−20. Образами, употребленными Исаией в стихе 17, пользуется апостол Павел (Еф 6:14, 17; 1Фес 5:8), говоря о противостоянии христиан духовным силам зла. В этих стихах речь, однако, о конечном возмездии Бога (в лице Мессии) всем Его противникам — не только среди евреев, но и среди язычников (островам воздаст должное; стих 18), и о грядущем торжестве Его. Об этом всеобъемлющем торжестве говорится в стихе 19. В стихе 20 Исаия прямо возвещает приход Мессии. Столь же недвусмысленно сошлется на этот стих апостол Павел, предсказывая спасение Израиля в будущем (Рим 11:26). Но обратившихся к Нему от нечестия иудеев Мессии предстояло искупить еще раньше — в первое Свое пришествие.

Ис 59:21. К кому обращено это обещание Иеговы? Одни считают к Мессии, Который, вернувшись, чтобы судить мир, заключит завет (названный в Иер 31:31 «новым заветом»), «вложив дух Свой» в верующих израильтян (Иез 36:27а) или «излив» его на них (Иоиль 2:29), после чего слова Его станут проникать в их сердца (Иер 31:31−34; Иез 36:27б).

Другие, однако, видели в том, к кому обращается Иегова, самого Исаию, а третьи — верующий «остаток» Израиля, от которого в поколениях не отнимется пророческий (в значении и миссионерского) дар, присущий верным служителям Божиим (таким, как Исаия); в связи с последним мнением заметим, что даром этим действительно обладали выдающиеся иудеи первой Церкви (тот же апостол Павел).

Примечания:

 
Синодальный перевод
3 персты — пальцы.
5 ехидна — ядовитая змея.
7, 8 стезя — путь, дорога.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.