Исаия 64 глава

Книга пророка Исаии
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 О, если бы Ты расторг небеса и сошёл! горы растаяли бы от лица Твоего,
2 как от плавящего огня, как от кипятящего воду, чтобы имя Твоё сделать известным врагам Твоим; от лица Твоего содрогнулись бы народы.
3 Когда Ты совершал страшные дела, нами неожиданные, и нисходил, — горы таяли от лица Твоего.
4 Ибо от века не слыхали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на него.
5 Ты милостиво встречал радующегося и делающего правду, поминающего Тебя на путях Твоих. Но вот, Ты прогневался, потому что мы издавна грешили; и как же мы будем спасены?
6 Все мы сделались — как нечистый, и вся праведность наша — как запачканная одежда; и все мы поблёкли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас.
7 И нет призывающего имя Твоё, который положил бы крепко держаться за Тебя; поэтому Ты сокрыл от нас лицо Твоё и оставил нас погибать от беззаконий наших.
8 Но ныне, Господи, Ты — Отец наш; мы — глина, а Ты — образователь наш, и все мы — дело руки Твоей.
9 Не гневайся, Господи, без меры, и не вечно помни беззаконие. Воззри же: мы все народ Твой.
10 Города святыни Твоей сделались пустынею; пустынею стал Сион; Иерусалим опустошён.
11 Дом освящения нашего и славы нашей, где отцы наши прославляли Тебя, сожжён огнём, и все драгоценности наши разграблены.
12 После этого будешь ли ещё удерживаться, Господи, будешь ли молчать и карать нас без меры?

Толкование Далласской семинарии

Ис 64:1−7. Тональность мольбы усиливается. Языком поэтических иносказаний («расторгшиеся небеса», огонь, от приближения которого «тают» горы) и гипербол говорит пророк о всемогуществе Бога, совершающего страшные дела (Втор 10:21; Пс 105:21−22), но милостивого к любящим правду и много делающего для надеющихся на Него. О, если бы этот Бог сошел, чтобы содрогнулись… от лица Его народы, Его не знающие, если бы Он смиловался над народом Своим! Однако, есть ли у Израиля, издавна и много грешившего, надежда на спасение?

Несмотря на многократные обещания Иеговы, что истинно верующий остаток народа Его будет спасен, нота отчаяния, звучащая в этом стихе, «объяснима» в свете последующего признания; оно исполнено ощущением вины и искреннего покаяния: вся праведность наша — как запачканная одежда… и беззакония наши сметают нас, подобно тому, как ветер уносит поблекший лист (стих 6). Замечательные слова, завершающие стих 7: кающиеся сознают, что нет наказания страшнее чем богооставленность, когда Господь предоставляет грешникам погибать от последствий беззаконий их.

Ис 64:8−12. Отчаяние сменяется надеждой, и надежда эта почти дерзновенна, но разве Господь не дал народу Своему оснований для подобного дерзновения? (Ис 43:25) Израиль, в лице своего «остатка», смирится, он от всего сердца признает в «образователе» своем Отца, поймет, что он лишь глина в руке Его. Не гневайся же, Господи, без меры… мы все народ Твой, восклицает Исаия, привлекая внимание Иеговы к бедственности нынешнего положения народа. То, что читаем в стихах 10−11, исполнено предельного чувства реальности.

Это картина разрушения, учиненного вавилонянами. Дом освящения нашего (стих 11) — это храм. Но разве он и город! святыни Господней (здесь в значении городов, принадлежащих народу, отделенному Господом для Себя, т. е. городов Иудеи) меньше пострадают столетия спустя от руки римлян, разве храм и тогда не будет сожжен огнем? После всего этого будет ли Господь по-прежнему молчать, т. е. лишать помощи народ Свой и тем продолжать карать его? — ноты мольбы и дерзновения достигают в окончании этой горячей молитвы высшей своей точки.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.