Иеремия 13 глава

Книга пророка Иеремии
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Так сказал мне Господь: пойди, купи себе льняной пояс и положи его на чресла твои, но в воду не клади его.
2 И я купил пояс, по слову Господню, и положил его на чресла мои.
3 И было ко мне слово Господне в другой раз, и сказано:
4 возьми пояс, который ты купил, который на чреслах твоих, и встань, пойди к Евфрату и спрячь его там в расселине скалы.
5 Я пошёл и спрятал его у Евфрата, как повелел мне Господь.
6 По прошествии же многих дней сказал мне Господь: встань, пойди к Евфрату и возьми оттуда пояс, который Я велел тебе спрятать там.
7 И я пришёл к Евфрату, выкопал и взял пояс из того места, где спрятал его, и вот, пояс был испорчен, ни к чему стал не годен.
8 И было ко мне слово Господне:
9 так говорит Господь: так сокрушу Я гордость Иуды и великую гордость Иерусалима.
10 Этот негодный народ, который не хочет слушать слов Моих, живёт по упорству сердца своего и ходит вослед иных богов, чтобы служить им и поклоняться им, будет как этот пояс, который ни к чему не годен.
11 Ибо, как пояс близко лежит к чреслам человека, так Я приблизил к Себе весь дом Израилев и весь дом Иудин, говорит Господь, чтобы они были Моим народом и Моею славою, хвалою и украшением; но они не послушались.
12 Посему скажи им слово сие: так говорит Господь, Бог Израилев: всякий винный мех наполняется вином. Они скажут тебе: «разве мы не знаем, что всякий винный мех наполняется вином?»
13 А ты скажи им: так говорит Господь: вот, Я наполню вином до опьянения всех жителей сей земли и царей, сидящих на престоле Давида, и священников, и пророков и всех жителей Иерусалима,
14 и сокрушу их друг о друга, и отцов и сыновей вместе, говорит Господь; не пощажу и не помилую, и не пожалею истребить их.
15 Слушайте и внимайте; не будьте горды, ибо Господь говорит.
16 Воздайте славу Господу, Богу вашему, доколе Он ещё не навёл темноты и доколе ещё ноги ваши не спотыкаются на горах мрака: тогда вы будете ожидать света, а Он обратит его в тень смерти и сделает тьмою.
17 Если же вы не послушаете сего, то душа моя в сокровенных местах будет оплакивать гордость вашу, будет плакать горько, и глаза мои будут изливаться в слезах; потому что стадо Господне отведено будет в плен.
18 Скажи царю и царице: смиритесь, сядьте пониже, ибо упал с головы вашей венец славы вашей.
19 Южные города заперты, и некому отворять их; Иуда весь отводится в плен, отводится в плен весь совершенно.
20 Поднимите глаза ваши и посмотрите на идущих от севера: где стадо, которое дано было тебе, прекрасное стадо твоё?
21 Что скажешь, дочь Сиона, когда Он посетит тебя? Ты сама приучила их начальствовать над тобою; не схватят ли тебя боли, как рождающую женщину?
22 И если скажешь в сердце твоём: «за что постигло меня это?» — За множество беззаконий твоих открыт подол у тебя, обнажены пяты твои.
23 Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс — пятна свои? так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?
24 Поэтому развею их, как прах, разносимый ветром пустынным.
25 Вот жребий твой, отмеренная тебе от Меня часть, говорит Господь, потому что ты забыла Меня и надеялась на ложь.
26 За то будет поднят подол твой на лицо твоё, чтобы открылся срам твой.
27 Видел Я прелюбодейство твоё и неистовые похотения твои, твои непотребства и твои мерзости на холмах в поле. Горе тебе, Иерусалим! ты и после сего не очистишься. Доколе же?

Толкование Далласской семинарии

д. О льняном поясе и о мехах для вина (глава 13)

Народ не реагировал на страстные проповеди Иеремии, и тогда Бог повелел ему совершить символическое действие — чтобы привлечь к себе внимание иудеев (стихи 1−11). Заговорил пророк и на языке притчей — опять-таки для того, чтобы пробудить у сограждан интерес к тому, о чем он говорит (стихи 12−14). К столь необычным (на наш взгляд) «способам коммуникации», направленным на «пробуждение спящих», позднее велено будет прибегнуть и пророку Иезекиилю в процессе его служения в Вавилоне (Иез 4:1 — 5:4).

Иер 13:1−7. Итак, Бог повелел Иеремии купить льняной пояс и обернуть им чресла свои (сравните 4Цар 1:8; 5:27). В этом и последующих манипуляциях с поясом — символична каждая подробность. Сам по себе он, облегавший чресла пророка, являлся символом Израиля и Иуды, которых Господь чрезвычайно приблизил к Себе (стих 11). То обстоятельство, что пояс изготовлен был из льняной ткани, в которую одевались священники (Лев 16:4), должно было иметь особое значение в глазах тех, кто явились бы свидетелями действий пророка.

Предупреждение не погружать пояс в воду (стих 1), чтобы первоначально не испортить его, является, по мнению ряда толкователей, символом того, что Иегова с самого начала препятствовал «погружению» своего народа в «воды», точнее, в стихию окружавшего его язычества. (Заметим, что некоторые богословы склонны рассматривать стихи 1−7 как описание видения, которое посетило Иеремию, но ничто в тексте не подтверждает такого понимания.)

После того, как пророк — на протяжении некоторого времени — появлялся на улицах в льняном поясе, Господь заговорил к нему в другой раз и повелел пойти к Евфрату и… там спрятать пояс в расселине скалы. Что Иеремия и исполнил. Многие полагают, что пророк проделал для этого в оба конца около 1. ООО км. Это, однако, маловероятно.

Скорее не в далекую Месопотамию ходил он, а к речке Вади-фара, протекавшей вблизи его родного Анафофа; на берегу ее, на территории колена Вениаминова, находилась деревня Фара (Нав 18:21, 23), и место это действительно изобиловало скалами и расщелинами. Важно (потому что символично!) здесь то, что по-еврейски оба названия: месопотамской реки Евфрата и близкой речки Фара — писались (и звучали) идентично: ператах (такое же написание Евфрата в Иер 51:63). Это, в свою очередь, тоже должно было напомнить иудеям, откуда нагрянут на них вражеские полчища, и куда они сами будут уведены с родной земли.

По прошествии… многих дней… Господь повелел Иеремии принести назад пришедший в негодность пояс.

Иер 13:8−11. Интерпретация последнего символического действия с поясом дается Самим Господом. Пока евреи были близки к Нему, как близок был пояс к телу Иеремии, они были славою Его и украшением (стих 11). Но, «оторвавшись» от Него и погрузившись в «нечистые воды» язычества, сделались ни к чему негодны (стих 10).

Иер 13:12−14. И на образном языке притчи заговорил Иеремия. Он изрекает на нем самоочевидные вещи, опять-таки, однако, исполненные символического смысла. Заметим, что евр. небел, переданное здесь как винный мех, могло означать как кожаный сосуд для вина (1Цар 10:3 сравните с Лк 5:37), так и сосуд глиняный, или кувшин (сравните Иер 48:12). Судя по тому, что потом эти «сосуды» будут «сокрушены друг о друга» (стих 14), тут подразумевались глиняные кувшины.

Всякий сосуд наполняется тем, для чего предназначен. В этом контексте «мех» или сосуд (пустой) символизирует весь народ иудейский, включая его царей (множеств. число, вероятно, подразумевало всех членов царского дома), священников и пророков. В их нынешнем состоянии, хочет сказать Господь, они годны лишь на то, чтобы стать «вместилищем» (объектом) Божьего гнева; вино, опьянение часто символизируют в Библии ярость, суд, безумие, кровь (сравните Ис 49:26; Иер 25:15−25; 51:7, 39). Смысл стиха 14 в том, что, «лишившись рассудка» (потеряв, в частности, правильную политическую ориентацию по причине гордыни своей; сравните со стихом 9), вожди народа сами поведут его навстречу погибели, и Господь не остановит их (не пощадит, не помилует; допустит истребление их).

Иер 13:15−17. Пророк продолжает увещевать соплеменников: из его слов в стихах 15−16 следует, что покаяние еще возможно. Не упорствуйте в гордыне своей, ибо Господь еще медлит, Он еще не навел темноты… мрака (символ бедствия, обреченности; сравните Иез 30:3, 18; 32:7−8; 34:12; Иоиль 2:2; Ам 5:18−20; Соф 1:15).

Пока не поздно, воздайте славу Ему (здесь пророк, очевидно, подразумевает не только «воздаяние хвалы», но и принесение покаяния. Если же вы и на этот раз не послушаете меня, то мне ничего не остается, как, скрывшись от людей (в тайных, сокровенных, местах) оплакивать гордость вашу (сравните с 14:17), — горестно восклицает он, ибо все вы будете отведены в плен.

Иер 13:18−19. Иеремия обращается (исполняя повеление Божие) персонально к царю и царице. Напомним, что в древнееврейском обществе «царица» был официальный титул царицы-матери (3Цар 15:13), занимавшей второе после государя место в стране. При существовании многоженства такое положение было политически разумно. Тут, по всей вероятности, разумеются царь Иехония и его мать Нехушта (вдова Иоакима), разделившая печальную судьбу своего сына (29:2; 4Цар 24:8, 12, 15). Иеремия призывал их смириться в свете предстоявшего им пленения.

Навуходоносор увел их из Иерусалима в 597 году до Р. Х. — после всего лишь трехмесячного пребывания на троне 18-летнего Иехонии (4Цар 24:8). Надо думать, это пророчество и было написано Иеремией в упомянутые три месяца. О падении царского венца с их головы он говорит как о деле, уже совершившемся (пророческое прошедшее). Депортация в Вавилон Иехонии и Нехушты явилась как бы предзнаменованием последующего пленения всего Иуды (стих 19). Слова о «запертых южных городах» в стихе 19, очевидно, означают, что иудейские города, лежавшие к югу от Иерусалима, пали еще раньше столицы и были от нее отрезаны.

Иер 13:20−27. Тут Иеремия обращается к вождям народа: пусть посмотрят в сторону севера, откуда надвигаются враги, которые угонят в свои пределы прекрасное стадо (народ Иудеи), вверенное Богом этим горе-вождям (стих 20 сравните с 10:21; 13:17). Что скажешь, Иерусалим (дочь Сиона), когда Господь посетит тебя с бедствием? Вторая фраза стиха 21 подразумевает, что Иудея сама «навлекла на свою голову» новое «начальство», постоянно заключая неразумные и неугодные Богу военно-политические союзы.

Тут имеется в виду ее «дружба» с вавилонянами (4Цар 20; Ис 39:1−7; Иез 23:14−27), которые теперь идут, чтобы сокрушить ее. Скорбь, предстоящая ей, сравнивается с болями рожающей женщины. И пусть не спрашивает, за что это постигло ее? Ибо ответ один: За множество беззаконий ее подвергнется она разорению и сраму (оконч. Стих 22).

Глубокий смысл видят в стихе 23: здесь не просто образ полнейшей невозможности для людей, привыкших ко злу, делать доброе. С ним у Иеремии, твердо, тем не менее, верившего в реальность возрождения человека, связан еще один шаг от Ветхого завета к Новому. Больше чем кто-либо из его современников пророк сознавал, однако, что возрождение это невозможно без преобразования человеческого сердца, как сознавал (вслед за Исаией) и то, что это — не в человеческих силах.

Бог требует от людей подлинного внутреннего совершенства, образец которого являет Своему народу, хотя знает, что сами люди достичь его не смогут. В Иеремии, тем не менее, живет надежда, живет вера, что невозможное для людей возможно для Бога, Который Сам это и осуществит. Прозрения относительно этого яркими блестками разбросаны по Книге Пророка Иеремии (Иер 24:7; 31:31−33; 32:38−40).

В заключительных стихах главы — возвращение к теме суда, грядущего на Иудею в ближайшем будущем за то, что надеялась на лжебогов и предавалась духовным непотребствам.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.