Иеремия 16 глава

Книга пророка Иеремии
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 И было ко мне слово Господне:
2 не бери себе жены, и пусть не будет у тебя ни сыновей, ни дочерей на месте сём.
3 Ибо так говорит Господь о сыновьях и дочерях, которые родятся на месте сём, и о матерях их, которые родят их, и об отцах их, которые произведут их на сей земле:
4 тяжкими смертями умрут они и не будут ни оплаканы, ни похоронены; будут навозом на поверхности земли; мечом и голодом будут истреблены, и трупы их будут пищею птицам небесным и зверям земным.
5 Ибо так говорит Господь: не входи в дом сетующих и не ходи плакать и жалеть с ними; ибо Я отнял от этого народа, говорит Господь, мир Мой и милость и сожаление.
6 И умрут великие и малые на земле сей; и не будут погребены, и не будут оплакивать их, ни терзать себя, ни стричься ради них.
7 И не будут преломлять для них хлеб в печали, в утешение об умершем; и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отце их и матери их.
8 Не ходи также и в дом пиршества, чтобы сидеть с ними, есть и пить;
9 ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я прекращу на месте сём в глазах ваших и во дни ваши голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты.
10 Когда ты перескажешь народу сему все эти слова, и они скажут тебе: «за что изрёк на нас Господь всё это великое бедствие, и какая наша неправда, и какой наш грех, которым согрешили мы пред Господом Богом нашим?» —
11 тогда скажи им: за то, что отцы ваши оставили Меня, говорит Господь, и пошли вослед иных богов, и служили им, и поклонялись им, а Меня оставили и закона Моего не хранили.
12 А вы поступаете ещё хуже отцов ваших и живёте каждый по упорству злого сердца своего, чтобы не слушать Меня.
13 За это выброшу вас из земли сей в землю, которой не знали ни вы, ни отцы ваши, и там будете служить иным богам день и ночь; ибо Я не окажу вам милосердия.
14 Посему вот, приходят дни, говорит Господь, когда не будут уже говорить: «жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли Египетской»;
15 но: «жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли северной и из всех земель, в которые изгнал их»: ибо возвращу их в землю их, которую Я дал отцам их.
16 Вот, Я пошлю множество рыболовов, говорит Господь, и будут ловить их; а потом пошлю множество охотников, и они погонят их со всякой горы, и со всякого холма, и из ущелий скал.
17 Ибо очи Мои на всех путях их; они не скрыты от лица Моего, и неправда их не сокрыта от очей Моих.
18 И воздам им прежде всего за неправду их и за сугубый грех их, потому что осквернили землю Мою, трупами гнусных своих и мерзостями своими наполнили наследие Моё.
19 Господи, сила моя и крепость моя и прибежище моё в день скорби! к Тебе придут народы от краёв земли и скажут: «только ложь наследовали наши отцы, пустоту и то, в чём никакой нет пользы».
20 Может ли человек сделать себе богов, которые, впрочем, не боги?
21 Посему, вот Я покажу им ныне, покажу им руку Мою и могущество Моё, и узнают, что имя Моё — Господь.

Толкование Далласской семинарии

ж. Об ограничениях, наложенных на Иеремию, и о грехе Иуды (16:1 — 17:18)

1) Об ограничениях, наложенных на Иеремию (16:1−9).

Иер 16:1−4. Первое ограничение касалось личной жизни пророка, но должно было стать предупреждающим знаком для его сограждан. Лишенный нормальной семейной жизни, Иеремия страдал от одиночества, но да станет он живым и постоянным напоминанием иудеям о том, что в грядущей катастрофе те семейные узы, которым они теперь радуются, будут жестоко разорваны.

Иер 16:5−7. Второе ограничение выразилось в запрещении Иеремии принимать участие в принятых у евреев ритуалах погребения и соболезнованиях — как по той причине, что Сам Господь отнял от этого народа… милость и сожаление, так и в знак приближения национальной трагедии, когда убитых будет слишком много, чтобы их нормально хоронить и оплакивать, и чтобы утешать выживших, которые будут терзаться по своим умершим.

Великие и малые в стихе 6 — это знатные и простолюдины. Словом стричься в русском тексте (стих 6) передана еврейская фраза, означавшая делать нарезы на теле (сравните 41:5), а потом наголо стричь голову (сравните 47:5; 48:37). Надо сказать, что изначально, Моисеевым законом, евреям было запрещено и то и другое (Втор 14:1) как подражание языческим нормам (сравните 3Цар 18:28), но тем не менее, евреями практиковалось. В стихе 7 подразумевается обычай присылать в семью, потерявшую кормильца, хлеб и вино — в знак сострадания и утешения.

Иер 16:8−9. Третье ограничение касалось участия в пиршествах; оно запрещалось Иеремии с тем, чтобы показать иудеям, что скоро всякая радость на месте сем прекратится (сравните 25:10).

2) О грехе Иуды (16:10 — 17:18).

Иер 16:10−13. Вновь говорится о причине грядущего суда: современники Иеремии поступают еще хуже отцов своих, которые оставили Господа и стали поклоняться иным богам.

Иер 16:14−15. Господь, говорящий к Иеремии, внезапно «меняет тему» — в этих стихах Он возвещает о помиловании, которое последует после «исполнения наказания». Вероятно, Он хочет напомнить Своему народу, что грядущий суд не означает окончательного Его разрыва с ним (сравните с 4:27 и с 5:18). Сынов Израилевых ожидает новый «исход»: когда-то Господь… вывел их из земли Египетской, но придут дни, и Он выведет их из земли северной (т. е. из Вавилона) и из всех земель, в которые изгнал их (эта часть фразы может относиться к окончанию эпохи рассеяния, когда все евреи будут собраны в Тысячелетнее царство Христа).

Поскольку 16:14−15 звучат почти идентично с 23:7−8, некоторые толкователи полагают, что стихи 14−15 попали сюда по ошибке. Но это совсем не обязательно. Иеремия не только здесь, но и в нескольких других местах употребляет одинаковые или очень схожие слова и выражения (сравните 1:18−19 с 15:20; 6:13−15 с 8:10б−12; 7:31−32 с 19:5−6; 15:13−14 с 17:3−4).

Иер 16:16−18. Возвращение к теме суда. «Рыболовами» и «охотниками» названы халдейские воины. В стихе 18 Господь подчеркивает, что земля, которую Он дал иудеям, Его земля; они осквернили ее трупами гнусных своих (подразумеваются безжизненные идолы), неприемлемость которых в глазах Иеговы подчеркивается уподоблением их трупам. Для иудеи не было более нечистого ритуально чем мертвое тело. «Мерзость» — обычное обозначение атрибутов язычества. Наследие Иеговы — то же, что Его земля.

Иер 16:19−21. Стихи 19−20 некоторые называют «вселенской молитвой» Иеремии. Для него Господь — крепость… и прибежище… в день скорби. Пусть теперь не многие, даже из его народа, разделяют его любовь к Иегове и упование на Него. Иеремия полностью разделял веру Исаии в конечное обращение всех народов земли к этому единственному истинному Богу.

Глава завершается клятвой Господа уже ныне (в недалеком будущем) научить этому Свой непокорный народ — да познает он могущество Его, да поймет, что Он — действительно Господь.

Примечания:

 
Синодальный перевод
5 сетовать — роптать, жаловаться.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.