Иеремия 23 глава

Книга пророка Иеремии
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей! говорит Господь.
2 Посему так говорит Господь, Бог Израилев, к пастырям, пасущим народ Мой: вы рассеяли овец Моих, и разогнали их, и не смотрели за ними; вот, Я накажу вас за злые деяния ваши, говорит Господь.
3 И соберу остаток стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их, и возвращу их во дворы их; и будут плодиться и размножаться.
4 И поставлю над ними пастырей, которые будут пасти их, и они уже не будут бояться и пугаться, и не будут теряться, говорит Господь.
5 Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле.
6 Во дни Его Иуда спасётся и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: «Господь — оправдание наше!»
7 Посему, вот наступают дни, говорит Господь, когда уже не будут говорить: «жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли Египетской»,
8 но: «жив Господь, Который вывел и Который привёл племя дома Израилева из земли северной и из всех земель, куда Я изгнал их», и будут жить на земле своей.
9 О пророках. Сердце моё во мне раздирается, все кости мои сотрясаются; я — как пьяный, как человек, которого одолело вино, ради Господа и ради святых слов Его,
10 потому что земля наполнена прелюбодеями, потому что плачет земля от проклятия; засохли пастбища пустыни, и стремление их — зло, и сила их — неправда,
11 ибо и пророк и священник — лицемеры; даже в доме Моём Я нашёл нечестие их, говорит Господь.
12 За то путь их будет для них, как скользкие места в темноте: их толкнут, и они упадут там; ибо Я наведу на них бедствие, год посещения их, говорит Господь.
13 И в пророках Самарии Я видел безумие; они пророчествовали именем Ваала и ввели в заблуждение народ Мой, Израиля.
14 Но в пророках Иерусалима вижу ужасное: они прелюбодействуют и ходят во лжи, поддерживают руки злодеев, чтобы никто не обращался от своего нечестия; все они предо Мною — как Содом, и жители его — как Гоморра.
15 Посему так говорит Господь Саваоф о пророках: вот, Я накормлю их полынью и напою их водою с желчью, ибо от пророков Иерусалимских нечестие распространилось на всю землю.
16 Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних.
17 Они постоянно говорят пренебрегающим Меня: «Господь сказал: мир будет у вас». И всякому, поступающему по упорству своего сердца, говорят: «не придёт на вас беда».
18 Ибо кто стоял в совете Господа и видел и слышал слово Его? Кто внимал слову Его и услышал?
19 Вот, идёт буря Господня с яростью, буря грозная, и падёт на главу нечестивых.
20 Гнев Господа не отвратится, доколе Он не совершит и доколе не выполнит намерений сердца Своего; в последующие дни вы ясно уразумеете это.
21 Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали.
22 Если бы они стояли в Моём совете, то объявили бы народу Моему слова Мои и отводили бы их от злого пути их и от злых дел их.
23 Разве Я — Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали?
24 Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь.
25 Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: «мне снилось, мне снилось».
26 Долго ли это будет в сердце пророков, пророчествующих ложь, пророчествующих обман своего сердца?
27 Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу, как отцы их забыли имя Моё из-за Ваала?
28 Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Моё слово, тот пусть говорит слово Моё верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь.
29 Слово Моё не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?
30 Посему, вот Я — на пророков, говорит Господь, которые крадут слова Мои друг у друга.
31 Вот, Я — на пророков, говорит Господь, которые действуют своим языком, а говорят: «Он сказал».
32 Вот, Я — на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь.
33 Если спросит у тебя народ сей, или пророк, или священник: «какое бремя от Господа?», то скажи им: «какое бремя? Я покину вас, говорит Господь».
34 Если пророк, или священник, или народ скажет: «бремя от Господа», Я накажу того человека и дом его.
35 Так говорите друг другу и брат брату: «что ответил Господь?» или: «что сказал Господь?»
36 А этого слова: «бремя от Господа», впредь не употребляйте: ибо бременем будет такому человеку слово его, потому что вы извращаете слова живого Бога, Господа Саваофа, Бога нашего.
37 Так говори пророку: «что ответил тебе Господь?» или: «что сказал Господь?»
38 А если вы ещё будете говорить: «бремя от Господа», то так говорит Господь: за то, что вы говорите слово сие: «бремя от Господа», тогда как Я послал сказать вам: «не говорите: бремя от Господа», —
39 за то, вот, Я забуду вас вовсе и оставлю вас, и город сей, который Я дал вам и отцам вашим, отвергну от лица Моего
40 и положу на вас поношение вечное и бесславие вечное, которое не забудется.

Толкование Далласской семинарии

5) Пророчество относительно праведной Отрасли (23:1−8).

Иер 23:1−4. Горе ожидает иудейских правителей (негодных «пастырей»), губящих Божию «паству» (народ Израильский). сравните с Иез 34:1−10. Обращает на себя внимание, что в стихах 1−2 Господь говорит устами Иеремии, что Его овец… разгоняют и рассеяли нерадивые пастыри, а в стихе 3 читаем: Я изгнал их. Объяснение, очевидно, в том, что в стихе 2 подразумевается причина суда Божия (злые деяния правителей народа), а в стихе 3 констатируется, что осуществил суд Сам Иегова. И Он же (в дальнейшее осуществление Своей воли) вновь соберет остаток стада изгнанных Своих из всех стран их рассеяния, чтобы возвратить их в землю обетованную (во дворы их). И тогда управлять ими станут достойные пастыри.

Иер 23:5−6. Более конкретно — Пастырь, праведный Царь, Который в качестве многих пастырей поставит достойных себе помощников. Мы уже видели, что Иехония (сам и в лице потомков своих) как одна из «ветвей» Давидовых — был Господом «отсечен» от царского родословия. Но Господь обещает здесь через Иеремию восстановить Давиду Отрасль праведную, т. е. дать царскому дому другого Царя, мудрого и справедливого, — из членов этого дома. Предсказание это исполнилось в Иисусе Христе.

Хотя в первый раз Он приходил только как Мессия Израиля, полностью предсказание Иеремии осуществится во второе Его пришествие и последующее тысячелетнее правление Его. В то время Южное царство (Иуда) и Северное царство (Израиль), т. е. потомки выходцев из этих царств, вновь соберутся вместе, чтобы жить под эгидой обещанного им Царя в безопасности (в этом смысле надо, видимо, понимать слово спасется в стихе 6).

Имя этого Царя будет, возвещает Иеремия, «Господь — оправдание наше». Или (по другим переводам) — «праведность наша». Но в любом случае ясно, что пророку приоткрылось тут мессианское время оправдания и благодати. Не случайно, видимо, что по-еврейски имя Мессии, приведенное здесь Иеремией, созвучно имени последнего Иудейского царя — Седекии. В отличие от него, грядущий Царь будет жить и править согласно Своему имени, ибо Им будет Сам праведный Бог Израиля.

Иер 23:7−8. Для пророка эти отдаленные дни уже наступают. Но в его прозрении сливаются в одно два события еврейской истории (разделенные неопределенно долгим промежутком времени): освобождение иудеев из вавилонского плена (из земли северной; стих 8) и событие колоссальной значимости — возвращение их после второго пришествия Мессии из всех земель, куда… изгнал их Бог. Для Иеремии и «ближнее» и то, другое, событие столь драматичны, что в свете их померкнет, по его словам, значение первого, решающего для евреев, события их истории — исхода из Египта.

б. Обличение лжепророков (23:9−40)

Эта речь (возможно, она объединяет две речи, произнесенные через какой-то промежуток времени) посвящена обличению лжепророков, которые всячески старались «перекричать» Иеремию, заглушить ноту обреченности, неизменно звучавшую в его речах (сравните с 6:13−14; 8:10−11; 14:14−16; 28:1−4, 10−11; 29:8−9, 20−23, 31−32) и «успокоить» народ обещаниями мира.

Иер 23:9−12. Иеремией как бы владеет голос Божий, от которого раздирается… сердце его, ибо для слышащего Его святые слова вовсе непереносимо зрелище духовных прелюбодеяний, наполнивших землю Иудеи, и сознание, что засуха, поразившая ее (пустыни в стихе 10 имеют значение «пустых пространств»), — это Божия кара (проклятие). В окончании стиха 10 (мысль продолжается в стихе 11) — речь о лжепророках и священниках, действовавших заодно.

Они в своих интересах искажали Тору. Для Иеремии были очевидны (и мучительны!) их беспечность, склонность к «компромиссам», их «патриотические настроения», ради которых они старались замаскировать духовную болезнь народа и усыпить его, хотя кто-кто, а священнослужители не могли не знать чем грозит ему постоянное нарушение завета.

Год посещения их (стих 12) — это год, когда суд совершится.

Иер 23:13−15. Лжепророков, своих современников, Иеремия сравнивает с пророками Самарии (т. е. Израиля, Северного царства), которые в безумии своем пророчествовали от имени Ваала и тем все далее уводили еврейский народ от Иеговы (3Цар 18:16−40; 4Цар 10:18−29; 17:16). Как те, так и пророки Иерусалима, совращающие (духовным прелюбодейством своим) жителей его, — в глазах Божиих подобны (вместе с совращенными ими) обитателям Содома и Гоморры. В стихе 15 иносказательно говорится о горькой судьбе, которая постигнет виновных.

Иер 23:16−22. Лжепророки выдают свои выдумки и мечты за то, что будто бы сошло с уст Господних. Пренебрегающим Иеговой они обещают мир и упорствующим во грехах — что беда не постигнет их. Но они не от Господа (они «не стояли в совете… Его»; (стих 18). Если бы они стояли в Божием совете, то… отводили бы народ от злого пути… и от злых дел (стих 22). Но они сознательно обманывают вверенную им паству, и потому буря Господня с яростью… падет на главу нечестивых (стих 19).

Иер 23:23−32. Иронически звучит стих 23, смысл которого раскрывается в стихе 24: «расстояние» — не препятствие для Бога. Он, будучи вдали от людей, всегда вблизи них: в этом благо для призывающих имя Его и «неудобство» для тех, кто хотел бы от Него скрыться. Последнее — невозможно, ибо Он, наполняющий Собою небо и землю, все видит и слышит. Он слышит, как лжепророки говорят ложь от Его, якобы, имени, ссылаясь на свои сны.

Они преподносили их народу как вещие сны, содержащие откровения Божии, между тем, это были обычные пустые сновидения — не более похожие на слово Его чем мякина на чистое зерно (стих 28). Не думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего (Моей сущности) посредством снов своих? — гневно вопрошает Господь устами Иеремии (стих 27). При нынешней развращенности иудейского народа истинное слово Божие не может не жечь, как огонь, и не бить больно, как молот, подразумевается в стихе 29.

Пророки крадут слова Мои друг у друга (стих 30). Тут может подразумеваться, что пророчествовавшие ложно обращались к утешительным предсказаниям иных времен (того же Исаии;, к примеру, Ис 7), произнесенным совсем по другому поводу, и «прилагали» их к своим дням. Либо что они прибегали к «плагиату», цитируя друг друга и выдавая цитируемое за слова Иеговы.

Иер 23:33−40. Эти стихи построены на игре слов. Дело в том, что евр. существительное масса — «пророчество» — происходит от глагола насса, означающего «поднимать», «нести» (толкование на Зах 9:1). Таким образом и существительное подразумевало груз или тяжесть, которые кому-то приходилось поднимать или нести. «Грузом», который должен был нести истинный пророк, как Иеремия, было слово Божие, которое часто тяжестью ложилось на его сердце (сравните с Ис 13:1, толкование на этот стих; у Исаии постоянно звучат тягостные пророчества о грядущем суде: Ис 15:1; 17:1; 19:1; 21:1, 11, 13; 22:1; 23:1).

Здесь Бог устами Иеремии осуждает отношение иудеев к не нравившимся им словам истинного пророка. Очевидно, не ожидая от него «ничего доброго», они при каждом его появлении в храме или на улицах язвительно осведомлялись (стих 33): какую новую тяжесть, беду (бремя) он собирается им возвестить на этот раз? Отвечай им, говорит Господь, что одно лишь бремя ожидает их: Я, Господь, их покину. Существует и такое прочтение последней фразы в стихе 33 «Вы сами — бремя для Меня, говорит Господь, — бремя, которое Я сброшу».

Так или иначе, за неуважительное обыгрывание того, что действительно было Его откровением, намекавшее на то, что всякое слово, исходящее от Господа, было бременем, Иегова обещает наказать виновных (стих 34). Лучше им вообще не употреблять слова «бремя», чтобы не извращать откровений живого Бога, а заменить его словами: «что ответил… Господь?» или: «что сказал Господь?» (стих 35). В стихах 37−40 — повторение тех же предостережений и предупреждение о суровом наказании, которое постигнет не желающих отнестись к ним серьезно.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.