Иеремия 26 глава

Книга пророка Иеремии
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 В начале царствования Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского, было такое слово от Господа:
2 так говорит Господь: стань на дворе дома Господня и скажи ко всем городам Иудеи, приходящим на поклонение в дом Господень, все те слова, какие повелю тебе сказать им; не убавь ни слова.
3 Может быть, они послушают и обратятся каждый от злого пути своего, и тогда Я отменю то бедствие, которое думаю сделать им за злые деяния их.
4 И скажи им: так говорит Господь: если вы не послушаетесь Меня в том, чтобы поступать по закону Моему, который Я дал вам,
5 чтобы внимать словам рабов Моих, пророков, которых Я посылаю к вам, посылаю с раннего утра, и которых вы не слушаете, —
6 то с домом сим Я сделаю то же, что с Силомом, и город сей предам на проклятие всем народам земли.
7 Священники и пророки и весь народ слушали Иеремию, когда он говорил сии слова в доме Господнем.
8 И когда Иеремия сказал всё, что Господь повелел ему сказать всему народу, тогда схватили его священники и пророки, и весь народ, и сказали: ты должен умереть;
9 зачем ты пророчествуешь именем Господа и говоришь: «дом сей будет как Силом, и город сей опустеет, останется без жителей?» И собрался весь народ против Иеремии в доме Господнем.
10 Когда услышали об этом князья Иудейские, то пришли из дома царя к дому Господню и сели у входа в новые ворота дома Господня.
11 Тогда священники и пророки так сказали князьям и всему народу: «смертный приговор этому человеку! потому что он пророчествует против города сего, как вы слышали своими ушами».
12 И сказал Иеремия всем князьям и всему народу: «Господь послал меня пророчествовать против дома сего и против города сего все те слова, которые вы слышали;
13 итак, исправьте пути ваши и деяния ваши и послушайтесь гласа Господа Бога вашего, и Господь отменит бедствие, которое изрёк на вас;
14 а что до меня, вот — я в ваших руках; делайте со мною, что в глазах ваших покажется хорошим и справедливым;
15 только твёрдо знайте, что если вы умертвите меня, то невинную кровь возложите на себя и на город сей и на жителей его; ибо истинно Господь послал меня к вам сказать все те слова в уши ваши».
16 Тогда князья и весь народ сказали священникам и пророкам: «этот человек не подлежит смертному приговору, потому что он говорил нам именем Господа Бога нашего».
17 И из старейшин земли встали некоторые и сказали всему народному собранию:
18 «Михей Морасфитянин пророчествовал во дни Езекии, царя Иудейского, и сказал всему народу Иудейскому: так говорит Господь Саваоф: Сион будет вспахан, как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего — лесистым холмом.
19 Умертвили ли его за это Езекия, царь Иудейский, и весь Иуда? Не убоялся ли он Господа и не умолял ли Господа? и Господь отменил бедствие, которое изрёк на них; а мы хотим сделать большое зло душам нашим?»
20 Пророчествовал также именем Господа некто Урия, сын Шемаии, из Кариаф-Иарима, — и пророчествовал против города сего и против земли сей точно такими же словами, как Иеремия.
21 Когда услышал слова его царь Иоаким и все вельможи его и все князья, то искал царь умертвить его. Услышав об этом, Урия убоялся и убежал, и удалился в Египет.
22 Но царь Иоаким и в Египет послал людей: Елнафана, сына Ахборова, и других с ним.
23 И вывели Урию из Египта и привели его к царю Иоакиму, и он умертвил его мечом и бросил труп его, где были простонародные гробницы.
24 Но рука Ахикама, сына Сафанова, была за Иеремию, чтобы не отдавать его в руки народа на убиение.

Толкование Далласской семинарии

1. КОНФЛИКТ ПРОРОКА С НАРОДОМ

а. Послание Иеремии (26:1−6)

Иер 26:1−3. Это слово от Господа Иеремия возвестил народу и его вождям в 609 или в 608 году до Р. Х. (В начале царствования Иоакима. Речь явно ассоциируется с той «храмовой речью» пророка, которая записана в главах 7−10; представляется, что стихи 1−6 в этой главе вкратце передают то, что более подробно излагается в главе 7 (стихи 3−15). Глава 26 (в отличие от «храмовой речи») включает детальное описание реакции слушателей Иеремии на его выступление. Многие толкователи считают, что весь этот рассказ (глава 26) был составлен учеником Иеремии — Варухом (обращает на себя внимание, что о пророке здесь говорится в 3-ем лице).

Итак, Господь повелел Иеремии сказать Его слова… всем городам Иудеи (стих 2), т. е. всем тем, кто приходил из этих городов в Иерусалим, чтобы совершить поклонение Иегове в храме. Стань на дворе дома Господня (стих 2); сравните со стихом 10 «князья Иудейские… сели у входа в новые ворота дома Господня». Речь в них идет об одном и том же месте.

Иеремии следовало произнести его речь у ворот, которые вели к верхнему двору храма (как видно из 36:10, они и названы «новыми»), являвшегося внутренним двором святилища; там обычно объявляли волю царя глашатаи, там решались важные тяжбы и обсуждались общественные события с участием высокопоставленных лиц («князей»).

Главным «тезисом» этого выступления пророка было: если каждый из иудеев обратится от злого пути своего, то Господь отменит то бедствие, которым думает покарать их за злые деяния их (сравните с 7:3−7).

Иер 26:4−6. В противном случае с храмом произойдет то же, что произошло с Силомом, и город сей (Иерусалим) будет предан на проклятие всем народам земли (стих 6). Напомним, что во времена Судей святилище израильтян находилось в Силоме, и в нем хранился ковчег Иеговы. Пока народ был верен завету, Бог пребывал с ним, когда же — изменил, Господь перестал охранять святилище в Силоме; оно было разрушено извечными врагами евреев — филистимлянами, которые захватили и главную святыню — ковчег (1Цар 4:11; 5:1, 2).

6. Стихийный «суд» над Иеремией (26:7−15)

Иер 26:7−11. Это выступление у «новых ворот» едва не стоило пророку жизни. Не только священники и лжепророки, но и толпа простолюдинов встретила слова Иеремии с яростью. Они возмутились, что он — от имени Господа — предрекает храму участь Силомского святилища, а Иерусалиму — разрушение. Надо полагать, что особенно негодовали храмовые служители: ведь Иеремия — сам из левитов, а произносит богохульные (как они полагали) речи против Божией святыни! Смерть ему! — вопили они.

Иер 26:12−15. В защиту свою пророк выдвинул три аргумента. Он действительно послан Господом сказать все те слова, которые слышали собравшиеся. Но пророчество его не безусловно: если иудеи исправят пути свои и деяния и послушаемся гласа Господа, то Господь отменит бедствие, которое изрек на них. Наконец, своей жизнью он, Иеремия, не дорожит, но пусть знают твердо те, которые хотят предать его смерти, что прольют невинную кровь и тем усугубят вину города и жителей его, ибо истинно Господь послал его, чтобы в самые уши их прокричал все эти слова, которые они с такой яростью отвергают.

в. Помощь к Иеремии приходит от князей и народа (26:16−24)

Иер 26:16−19. Сказанное Иеремией в свою защиту прозвучало настолько убедительно, что охладило гнев толпы и сановников: они заняли его сторону против ослепленных гневом служителей храма и лжепророков. Этот человек не подлежит смертному приговору, решили они.

Некоторые из старейшин вовремя напомнили народному собранию о схожем пророчестве Михея Морасфитянина (или Михея Морешотского), произнесенном за 70 лет до того, во дни царя Езекии (Мих 3:12). Он тоже предрекал Иерусалиму гибель и опустошение, и никто не заграждал ему уст Более того: благочестивый царь… Езекия послушался тогда слов пророка и тем спас Божий город от грозившей ему гибели.

Иер 26:20−23. Здесь, видимо, не продолжение слов «старейшин», но — авторская речь (возможно, Варуха, ученика Иеремии, но явно не его самого). Желая подчеркнуть, какая опасность угрожала тогда Иеремии, составлявший этот «рассказ» подробно останавливается на пророчестве Урии, сына Шемаии, и на его участи. О нем известно лишь то, что сказано здесь. Он был из Кариафиарима и после того, как выступил с точно такими же словами, как Иеремия, о горькой судьбе города сего и земли сей, вынужден был бежать от грозившей ему смерти в Египет.

Но фараон выдал своему союзнику Иоакиму неугодного тому пророка, и царь умертвил его и обесчестил уже после смерти (стих 23 сравните с 4Цар 23:6). Упоминаемый в стихе 22 Елиафан был, вероятно, тестем царя (4Цар 24:8). В Иер 36:11−12 он назван среди тех сановников, которым Варух, ученик пророка, зачитал свиток, написанный им под диктовку Иеремии, — тот самый, что будет изорван и сожжен исполненным самомнения Иоакимом (36:21−23). Возможно, отец Елиафана — Ахбор был одним из сановников царя Иосии, ходившим в числе других к пророчице Олдаме после того, как в храме был обнаружен свиток закона (4Цар 22:12−14).

Иер 26:24. Глава завершается сообщением о том, что более всего спасением своей жизни Иеремия был обязан заступничеству Ахикама, сына Сафанова (или Шафанова). Странное, казалось бы, создалось положение: на защиту Иеремии стали светские люди, а духовенство и пророки превратились в его смертельных врагов. Но разгадка именно в том, что сторонником Иеремии сделался Ахикам, сын главного писца (при Иосии) — Шафана (2Пар 34:20), который был инициатором реформы. Видимо, не все ревнители преобразований лишились власти и авторитета, и они-то всячески поддерживали Иеремию.

Надо сказать, что семейный клан Сафана (Шафана) играл важную роль в Иудее в последние годы ее существования (таблицу «Сафан и его потомки»). Сам он был главным писцом (по современным понятиям — государственным секретарем) при Иосии, доложившем царю об обнаружении в храме свитка закона (4Цар 22:3−13). По крайней мере, четыре сына было у Сафана, три из которых представлены Иеремией в положительном свете. Это — Ахикам, Гемария и Елеаса.

Но — в семье не без урода, и им в клане Сафана оказался четвертый сын — Иезания: его «каждение» в среде идолопоклонников, свидетелем чему стал Иезекииль, поразило пророка (Иез 8:11). Внук Сафана и сын Ахикама — Гедалия был назначен Навуходоносором губернатором Иудеи после падения Иерусалима в 586 г. до Р. Х.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.