Иеремия 27 глава

Книга пророка Иеремии
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 В начале царствования Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского, было слово сие к Иеремии от Господа:
2 так сказал мне Господь: сделай себе узы и ярмо и возложи их себе на выю;
3 и пошли такие же к царю Идумейскому, и к царю Моавитскому, и к царю сыновей Аммоновых, и к царю Тира, и к царю Сидона, через послов, пришедших в Иерусалим к Седекии, царю Иудейскому;
4 и накажи им сказать государям их: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: так скажите государям вашим:
5 Я сотворил землю, человека и животных, которые на лице земли, великим могуществом Моим и простёртою мышцею Моею, и отдал её, кому Мне благоугодно было.
6 И ныне Я отдаю все земли сии в руку Навуходоносора, царя Вавилонского, раба Моего, и даже зверей полевых отдаю ему на служение.
7 И все народы будут служить ему и сыну его и сыну сына его, доколе не придёт время и его земле и ему самому; и будут служить ему народы многие и цари великие.
8 И если какой народ и царство не захочет служить ему, Навуходоносору, царю Вавилонскому, и не подклонит выи своей под ярмо царя Вавилонского, — этот народ Я накажу мечом, голодом и моровою язвою, говорит Господь, доколе не истреблю их рукою его.
9 И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочётов, которые говорят вам: «не будете служить царю Вавилонскому».
10 Ибо они пророчествуют вам ложь, чтобы удалить вас из земли вашей и чтобы Я изгнал вас и вы погибли.
11 Народ же, который подклонит выю свою под ярмо царя Вавилонского и станет служить ему, Я оставлю на земле своей, говорит Господь, и он будет возделывать её и жить на ней.
12 И Седекии, царю Иудейскому, я говорил всеми сими словами и сказал: подклоните выю свою под ярмо царя Вавилонского и служите ему и народу его, и будете живы.
13 Зачем умирать тебе и народу твоему от меча, голода и моровой язвы, как изрёк Господь о том народе, который не будет служить царю Вавилонскому?
14 И не слушайте слов пророков, которые говорят вам: «не будете служить царю Вавилонскому»; ибо они пророчествуют вам ложь.
15 Я не посылал их, говорит Господь; и они ложно пророчествуют именем Моим, чтоб Я изгнал вас и чтобы вы погибли, — вы и пророки ваши, пророчествующие вам.
16 И священникам и всему народу сему я говорил: так говорит Господь: не слушайте слов пророков ваших, которые пророчествуют вам и говорят: «вот, скоро возвращены будут из Вавилона сосуды дома Господня»; ибо они пророчествуют вам ложь.
17 Не слушайте их, служите царю Вавилонскому и живите; зачем доводить город сей до опустошения?
18 А если они пророки и если у них есть слово Господне, то пусть ходатайствуют пред Господом Саваофом, чтобы сосуды, остающиеся в доме Господнем и в доме царя Иудейского и в Иерусалиме, не перешли в Вавилон.
19 Ибо так говорит Господь Саваоф о столбах и о медном море, и о подножиях, и о прочих вещах, оставшихся в этом городе,
20 которых Навуходоносор, царь Вавилонский, не взял, когда Иехонию, сына Иоакима, царя Иудейского, и всех знатных Иудеев и Иерусалимлян вывел из Иерусалима в Вавилон,
21 ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев, о сосудах, оставшихся в доме Господнем и в доме царя Иудейского и в Иерусалиме:
22 они будут отнесены в Вавилон и там останутся до того дня, когда Я посещу их, говорит Господь, и выведу их и возвращу их на место сие.

Толкование Далласской семинарии

2. КОНФЛИКТ С ЛЖЕПРОРОКАМИ В ИЕРУСАЛИМЕ (главы 27−28)

а. Пророчество Иеремии (глава 27)

Повеление обратиться к царям.

Иер 27:1−7. События, описанные тут, произошли в начале царствования Седекии. Именно Седекии, а не Иоакима, как в тексте (хотя в большинстве еврейских рукописей назван Иоаким. Ибо налицо так называемые «внутренние свидетельства» в пользу Седекии: царем назван он в стихе 3 и 12, и из 28:1 следует, что пророчество, помещенное в главе 27, было дано в его правление. Перед нами таким образом явная ошибка переписчика.

Итак, в этот раз Бог повелел Иеремии «возложить» себе на шею ярмо, какое надевают на пару волов, чтобы держать их в одной упряжке. И затем Он повелел ему такие же «узы» отправить царям соседних стран чрез послов их, пришедших в Иерусалим к Седекии. Возникает вопрос: зачем собрались эти послы в иудейскую столицу? Не затем ли, чтобы обсудить с царем Иудеи возможность совместного выступления против Навуходоносора? Предположение представляется логичным. Совещание их могло состояться между маем и августом 593 года до Р. Х. (судя по 28:1).

В пользу такого предположения говорит и запись, обнаруженная в вавилонских хрониках, о том, что за год с небольшим до этого мятеж вспыхнул в самом Вавилоне. По всей видимости, Навуходоносору удалось предотвратить попытку государственного переворота. Но неспокойная обстановка в пределах самой «метрополии» вполне могла побудить зависимые от нее страны еще раз «попытать счастья» и попробовать освободиться от вавилонского ига. Может быть, «делегаты» совещались секретно, но публичное выступление Иеремии сорвало с их переговоров покров секретности.

Давая повеление Своему пророку, Господь Сам объясняет символический смысл предписанных ему действий. Он, Господь, сотворивший землю и все, что на ней, вправе распоряжаться ею по Своему усмотрению, в частности, отдать под власть Навуходоносора всю территорию западной Азии, чтобы народы, населяющие ее, служили вавилонским царям, доколе не придет время и их земле и им самим.

В данном контексте фраза эта предполагает лишь продолжительность вавилонского пленения, которое не кончится прежде чем наступит время Божьего суда над самим Вавилоном; только тогда — и не раньше! — смогут другие народы освободиться от власти халдеев. Но трудно не «приложить» эту грозно и таинственно звучащую фразу к любому периоду человеческой истории, которая «осуществляется» под неизменным контролем небесного Владыки, следуя Ему лишь известным планам, целям и предначертаниям.

Иер 27:8−11. В развитие сказанного пророк предупреждает «царей» через их послов, собравшихся в Иерусалиме, что любой народ, который отказался бы служить… Навуходоносору (как это угодно в данный период истории Богу), будет Всевышним жестоко наказан. И лишь подчинившиеся Его воле останутся на земле своей. Да слушают они пророка, посылаемого Им, а не своих лжепророков, гадателей… сновидцев… волшебников и звездочетов, которые говорят им то, что они хотят слышать.

2) Обращение к Седекии.

Иер 27:12−15. С Грозным предупреждением, идентичным по смыслу предыдущему, обращается Иеремия к царю… Седекии, предостерегая и его не обольщаться «утешениями» лжепророков, которых Бог не посылал.

3) Таков же смысл и той части послания, которая адресована была священникам и всему народу.

Иер 27:16−22. Их внимание Иеремия привлекает к важной для них частности, относительно которой тоже лгали самозванные пророки. Они убеждали иерусалимлян, что священные сосуды, вынесенные халдеями из храма во время «депортации» царя Иехонии, скоро возвращены будут из Вавилона. Ложь это! — говорил Иеремия.

И пусть лучше эти пророки, если действительно «говорят с Господом» (имеют слово Его; стих 18), ходатайствуют пред Ним, чтобы все пока остающееся — ценное и священное — в храме и во дворце (стихи 18−20) не перешло в Вавилон. Ибо ему Господь… говорит, что и это все будет отнесено в Вавилон и останется там до конца пленения иудеев (стихи 21−22). 4Цар 25:13−17; Езд 1:7−11.

Примечания:

 
Синодальный перевод
2 + ст. 11, 12, выя — шея.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.