Иеремия 3 глава

Книга пророка Иеремии
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Говорят: «если муж отпустит жену свою, и она отойдёт от него и сделается женою другого мужа, то может ли она возвратиться к нему? Не осквернилась ли бы этим страна та?» А ты со многими любовниками блудодействовала, — и, однако же возвратись ко Мне, говорит Господь.
2 Подними глаза твои на высоты и посмотри, где не блудодействовали с тобою? У дороги сидела ты для них, как Аравитянин в пустыне, и осквернила землю блудом твоим и лукавством твоим.
3 За то были удержаны дожди, и не было дождя позднего; но у тебя был лоб блудницы, ты отбросила стыд.
4 Не будешь ли ты отныне взывать ко Мне: «Отец мой! Ты был путеводителем юности моей!
5 Неужели всегда будет Он во гневе? и неужели вечно будет удерживать его в Себе?» Вот что говоришь ты, а делаешь зло и преуспеваешь в нём.
6 Господь сказал мне во дни Иосии царя: видел ли ты, что делала отступница, дочь Израиля? Она ходила на всякую высокую гору и под всякое ветвистое дерево и там блудодействовала.
7 И после того, как она всё это делала, Я говорил: «возвратись ко Мне»; но она не возвратилась; и видела это вероломная сестра её Иудея.
8 И Я видел, что, когда за все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил её и дал ей разводное письмо, вероломная сестра её Иудея не убоялась, а пошла и сама блудодействовала.
9 И явным блудодейством она осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом.
10 Но при всём этом вероломная сестра её Иудея не обратилась ко Мне всем сердцем своим, а только притворно, говорит Господь.
11 И сказал мне Господь: отступница, дочь Израилева, оказалась правее, нежели вероломная Иудея.
12 Иди и провозгласи слова сии к северу, и скажи: возвратись, отступница, дочь Израилева, говорит Господь. Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив, говорит Господь, — не вечно буду негодовать.
13 Признай только вину твою: ибо ты отступила от Господа Бога твоего и распутствовала с чужими под всяким ветвистым деревом, а гласа Моего вы не слушали, говорит Господь.
14 Возвратитесь, дети-отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами, и возьму вас по одному из города, по два из племени, и приведу вас на Сион.
15 И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием и благоразумием.
16 И будет, когда вы размножитесь и сделаетесь многоплодными на земле, в те дни, говорит Господь, не будут говорить более: «ковчег завета Господня»; он и на ум не придёт, и не вспомнят о нём, и не будут приходить к нему, и его уже не будет.
17 В то время назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим и не будут более поступать по упорству злого сердца своего.
18 В те дни придёт дом Иудин к дому Израилеву, и пойдут вместе из земли северной в землю, которую Я дал в наследие отцам вашим.
19 И говорил Я: как поставлю тебя в число детей и дам тебе вожделенную землю, прекраснейшее наследие множества народов? И сказал: ты будешь называть Меня отцом твоим и не отступишь от Меня.
20 Но поистине, как жена вероломно изменяет другу своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев, говорит Господь.
21 Голос слышен на высотах, жалобный плач сынов Израиля о том, что они извратили путь свой, забыли Господа Бога своего.
22 Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность. — Вот, мы идём к Тебе, ибо Ты — Господь Бог наш.
23 Поистине, напрасно надеялись мы на холмы и на множество гор; поистине, в Господе Боге нашем спасение Израилево!
24 От юности нашей эта мерзость пожирала труды отцов наших, овец их и волов их, сыновей их и дочерей их.
25 Мы лежим в стыде своём, и срам наш покрывает нас, потому что мы грешили пред Господом Богом нашим, — мы и отцы наши, от юности нашей и до сего дня, и не слушались голоса Господа Бога нашего.

Толкование Далласской семинарии

Иер 3:1−5. Обличением духовного блуда Иудеи заканчивает Иеремия свое первое послание. в стихе 1 он подразумевает положение о разводе, содержащееся в законе Моисея (Втор 24:1−4). Жена, «отпущенная» своим мужем по той или иной причине и вышедшая замуж за другого, не могла впоследствии возвратиться к первому мужу: это объявлялось мерзостью перед Господом. Иудея же в сущности рассталась со своим Мужем и постоянно оскверняла себя связями со многими любовниками.

Последнюю фразу этого стиха правильнее читать так: «и можешь ли теперь возвратиться ко Мне?» Ответ как будто бы подразумевается отрицательный. Но Иегова, по неземному Своему милосердию, все-таки примет назад Свою неверную «жену». Нынешнее отвержение ее — временно. Позднее Иеремия запишет обещание Господа «восстановить» Израиль (и Иудею) как народ — под действием нового завета (3:18; 31:31−33).

На «высотах» (стих 2) чаще всего возводили языческие капища. У дороги обычно сидели блудницы в ожидании прохожих (Быт 38:13−14, 20−21). Сравнение с кочевником (аравитянином) здесь, вероятно, подразумевает, что тому свойственно было поджидать в пустынном месте одинокого путника, чтобы броситься на него и ограбить: так и «блудница-Иудея» кидается на потенциальных любовников (лжебогов), одержимая жаждой блуда с ними.

Никакими наказаниями (в частности, «удержанием дождей»; поздние дожди, необходимые для созревания урожая, идут в Палестине в марте-апреле) не удается образумить блудницу, отбросившую стыд. Первую фразу в стихе 4 правильнее читать так: «Не взывала ли ты ко Мне только что: Отец мой!» Иеремия мог иметь в виду эмоциональную реакцию иудеев на обнаружение в храме свитка закона Моисеева (4Цар 22:8, 10−11; 23:2−3).

К сожалению, всплеск этого благочестия оказался поверхностным, и последовавшие за этим религиозные реформы царя Иосии не затронули народного сознания сколько-нибудь глубоко. Пророк подчеркивает, что Иудея ведет себя по отношению к небесному Супругу именно как блудодейная жена, которая молит мужа о снисхождении и прощении, обещает «исправиться», но продолжает творить привычное ей зло.

б. Призыв к раскаянию в свете грядущего суда (3:6 — 6:30)

Второе послание Иеремии было, по всей вероятности, составлено не в то же время, что первое. Но логически, по содержанию своему, оно примыкает к сказанному в 2:1 — 3:5 и воспринимается так, как если бы завершало первое послание. Устами Иеремии Бог призывает Иудею к раскаянию, сопоставляя греховное поведение и судьбу «двух сестер» — Израиля и Иудеи.

Заметим, что потомок первосвященника Илия, выходец из священнического рода, представители которого служили в древнем израильском святилище в Силоме и из поколения в поколение передавали связанные с этим традиции и воспоминания, Иеремия не мог не относиться с симпатией к Северному царству, в его время уже не существовавшему. Данное пророчество было произнесено «во дни Иосии царя» (стих 6), вероятно, где-то между 627 годом до Р. Х., когда началось служение Иеремии, и 621 годом, когда в храме был обнаружен свиток закона (сравните с 11:1−8).

1) Призывы к раскаянию (3:6 — 4:4).

Иер 3:6−11. Пророк начинает с описания духовных блудодеяний дочери Израиля в прошедшие века. Полагают, что «отступницей» она здесь названа потому, что именно в Северном царстве, в Вефиле, был учрежден центр неугодного Иегове поклонения Ему (3Цар 12:29; сравните Иер 48:13). Господь, через пророков, неоднократно призывал Израиль «возвратиться» к Нему, пока, наконец, не дал ей разводное письмо, т. е. не отвратил от Израиля лица Своего, результатом чего и был разгром Северного царства Ассирией (в 722 г. до Р. Х.).

Иудея не вынесла урока из горькой судьбы своей сестры, она не убоялась, но продолжала блудодействовать по примеру ее. В стихе 9 речь идет об Израиле, а не об Иудее. «Камень и дерево» подразумевают высеченные из них идольские изображения. В стихе 10 Господь… говорит о притворном (внешнем, не глубоком) раскаянии Иудеи во дни царя Иосии. В стихе 11 имеется в виду большая вина Иудеи (по сравнению с Израилем) — в том смысле, что Иудея не захотела сделать выводы из происшедшего с «сестрой»; кроме того, Иеремия мог подразумевать, что Иудея не знала незаконных богослужений (как в Вефиле и Дане), что в ее истории было немало благочестивых царей (в отличие от Израиля), и что она не имела недостатка в истинных пророках. Потому и подчеркивает Господь ее вероломство.

Иер 3:12−18. Иегова повелевает пророку призвать к раскаянию потомков тех, кто составляли некогда Северное царство (провозгласи слова сии к северу) — да осознают они, сколь милостив… Господь, Который не вечно негодует и прощает возвратившихся к Нему (сравните 7:3; 26:13). Да прочувствует это (готовность Господа прощать кающихся) тем глубже вероломная Иудея.

Слова по одному… по два в стихе 14, очевидно, относятся к «благочестивому остатку». Если и не все дети-отступники «возвратятся» к Господу, то хотя бы малую часть их Он приведет на Сион, в Иерусалим. И даст им пастырей (т. е. вождей и священников) по сердцу Своему (Иер 10:21; 23:1−2; сравните с Иер 23:4). И разрастутся они в числе (стих 16). «Ковчег завета» в стихе 16 символизирует внешнее богослужение. Будущее не за ним, прозревает пророк, но за таким богослужением, в основе которого будет глубинная внутренняя связь между Богом и верными Ему людьми.

Выражением его станет Иерусалим Тысячелетнего царства (ибо именно картина царства Божия на земле рисуется Иеремией в этих стихах); духовный центр его, Иерусалим весь наймется престолом Господа. сравните с Иез 43:7, где говорится о Иерусалимском храме Тысячелетнего царства. По всей видимости, Господь Иисус станет править из этого храма всеми народами, которые соберутся на территории Сиона (вероятно, в значении «объединятся вокруг него» как духовного и политического центра мира): они не будут более поступать по упорству злого сердца своего.

В стихе 18 — речь о будущем воссоединении дома Иудина с домом Израилевым (сравните с Иер 31:31−33; Иез 37:15−28), представители которых вместе станут возвращаться из земли северной (очевидно, из земель их рассеяния) в землю, обетованную их отцам. Напомним, что Израиль разделился на два царства — Северное и Южное — в 931 г. до Р. Х., и с тех пор объединения 12 колен под Божиим правлением более не существовало; обещание, о котором говорит Иеремия, осуществится во второе пришествие Христа.

Иер 3:19−20. Стих 19 лучше перевести так: «и Я говорил (прежде, всегда): как хотелось Мне поставить тебя на место сына и дать тебе вожделенную землю, лучшее из наследий, которые наследуют народы! И говорил Я: ты станешь называть Меня отцом… и не отступишь от Меня.» Горько сетует Иегова (стих 20), что до сих пор препятствием на пути к этому было поведение Израиля, подобное поведению вероломной жены.

Иер 3:21−25. Иеремии рисуется столь желанное ему раскаяние сынов Израиля: они плачут на высотах, где столь же долго, сколь и бесплодно, поклонялись идолам, о том, что… извратили путь свой, забыли Господа, Бога своего (стих 21). Сострадающий им Бог зовет их к Себе, мятежных Своих детей, и они, после горчайших испытаний, выражают искреннюю готовность возвратиться к Нему (стих 22). Дальнейшее повествование Иеремии свидетельствует, однако, что тогда этого не произошло. Произойти этому лишь предстоит, когда вновь придет на землю Мессия (Зах 12:10 — 13:1).

В стихах 23−25 народ выражает сожаление, что напрасно исповедывал чуждые культы, волнуясь и шумя (так ближе к еврейскому тексту) на холмах и горах (очевидно, подразумеваются громкие моления и вопли к идолам, возносившиеся оттуда). Ибо поистине… спасение Израилево лишь в Господе!

От начала своего существования (от юности нашей) каются израильтяне о соучастии своем в мерзких языческих оргиях и о принесении в жертву языческим богам имущества, нажитого трудами отцов; в окончании стиха 24 — речь о человеческих жертвоприношениях. В завершение этой главы пророк описывает чувство стыда, охватывающее тех, кто кается искренне.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.