Иеремия 40 глава

Книга пророка Иеремии
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Слово, которое было к Иеремии от Господа, после того как Навузардан, начальник телохранителей, отпустил его из Рамы, где он взял его скованного цепями среди прочих пленных Иерусалимлян и Иудеев, переселяемых в Вавилон.
2 Начальник телохранителей взял Иеремию и сказал ему: Господь Бог твой изрёк это бедствие на место сие,
3 и навёл его Господь и сделал то, что сказал; потому что вы согрешили пред Господом и не слушались гласа Его, за то и постигло вас это.
4 Итак, вот, я освобождаю тебя сегодня от цепей, которые на руках твоих: если тебе угодно идти со мною в Вавилон, иди, и я буду иметь попечение о тебе; а если не угодно тебе идти со мною в Вавилон, оставайся. Вот, вся земля перед тобою; куда тебе угодно и куда нравится идти, туда и иди.
5 Когда он ещё не отошёл, сказал Навузардан: пойди к Годолии, сыну Ахикама, сына Сафанова, которого царь Вавилонский поставил начальником над городами Иудейскими, и оставайся с ним среди народа; или иди куда нравится тебе идти. И дал ему начальник телохранителей продовольствие и подарок и отпустил его.
6 И пришёл Иеремия к Годолии, сыну Ахикама, в Массифу, и жил с ним среди народа, остававшегося в стране.
7 Когда все военачальники, бывшие в поле, они и люди их, услышали, что царь Вавилонский поставил Годолию, сына Ахикама, начальником над страною и поручил ему мужчин и женщин, и детей, и тех из бедных страны, которые не были переселены в Вавилон;
8 тогда пришли к Годолии в Массифу и Исмаил, сын Нафании, и Иоанан и Ионафан, сыновья Карея, и Сераия, сын Фанасмефа, и сыновья Офи из Нетофафы, и Иезония, сын Махафы, они и дружина их.
9 Годолия, сын Ахикама, сына Сафанова, клялся им и людям их, говоря: не бойтесь служить Халдеям, оставайтесь на земле и служите царю Вавилонскому, и будет вам хорошо;
10 а я останусь в Массифе, чтобы предстательствовать пред лицом Халдеев, которые будут приходить к нам; вы же собирайте вино, и летние плоды, и масло и убирайте в сосуды ваши, и живите в городах ваших, которые заняли.
11 Также все Иудеи, которые находились в земле Моавитской, и между сыновьями Аммона, и в Идумее, и во всех странах, услышали, что царь Вавилонский оставил часть Иудеев и поставил над ними Годолию, сына Ахикама, сына Сафана:
12 и возвратились все сии Иудеи из всех мест, куда были изгнаны, и пришли в землю Иудейскую к Годолии в Массифу, и собрали вина и летних плодов очень много.
13 Между тем Иоанан, сын Карея, и все военные начальники, бывшие в поле, пришли к Годолии в Массифу
14 и сказали ему: знаешь ли ты, что Ваалис, царь сыновей Аммоновых, прислал Исмаила, сына Нафании, чтобы убить тебя? Но Годолия, сын Ахикама, не поверил им.
15 Тогда Иоанан, сын Карея, сказал Годолии тайно в Массифе: позволь мне, я пойду и убью Исмаила, сына Нафании, и никто не узнает; зачем допускать, чтобы он убил тебя, и чтобы все Иудеи, собравшиеся к тебе, рассеялись, и чтобы погиб остаток Иуды?
16 Но Годолия, сын Ахикама, сказал Иоанану, сыну Карея: не делай этого, ибо ты неправду говоришь об Исмаиле.

Толкование Далласской семинарии

3. ПРОРОК ПРОДОЛЖАЕТ СЛУЖИТЬ И ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ ИЕРУСАЛИМА (главы 40−45)

Можно было бы предположить, что падение Иерусалима преподаст иудеям незабываемый урок. Однако, запечатлев в своей книге события, которые произошли после разрушения города, Иеремия показал, что в основных своих чертах характер народа — той малой части его, что оставлена была в Иудее — не изменился. В продолжавшемся нежелании евреев подчиниться Вавилону сказывалось их, как и прежде, нежелание довериться Богу.

а. Служение Иеремии в Палестине после поражения Иудеи (главы 40−42)

1) Губернаторство Годолии (40:1−12).

Иер 40:1−6. О возможных обстоятельствах освобождения пророка из Рамы выше. Навузардан, знавший, вероятно, о содержании пророчеств Иеремии, говорит с ним, в сущности резюмируя все сказанное пророком прежде (стихи 2−3). Кроме того, для язычников естественно было думать, что чужие боги могут помогать врагам своих почитателей в наказание за их непослушание им. Навузардан не сомневался, что «еврейский Бог», широко известный на древнем Востоке, принял сторону халдеев, желая наказать евреев, оскорбивших Его своим непослушанием.

Итак, Иеремии предоставлено было право самому распорядиться своей судьбой. Он избрал остаться в Иудее под защитой губернатора Годолии, к которому и отправился в Массифу (находившуюся километрах в пяти от Иерусалима); после разрушения столицы Массифа сделалась административным центром Иудеи. В знак своего дружелюбного отношения к Иеремии Навузардан дал ему в дорогу продовольствие и, может быть, деньги (подарок).

Иер 40:7−12. В поле (стих 7) означает здесь «вне Иерусалима»; речь идет в начале стиха 7 о тех, кого на современном языке зовут партизанами. Все эти люди и их командиры, т. е. остатки от разбитых и взятых в плен иудейских войск (основная их часть была сосредоточена в Иерусалиме, Лахисе и Азеке), скрывались теперь «в поле» (в каких-то потайных местах). Услышав о назначении начальником над страною Годолии, они пришли к нему в Массифу.

Из перечисленных в стихе 8 командиров двое заслуживают особого внимания из-за роли их в последующих событиях. Это Исмаил, сын Нафании (стихи 14−15), и Иоанан, сын Карея (стихи 13−16). Первый происходил из царского рода Давидова (41:1) и был одним из военачальников царя Седекии; о втором, названном вместе с братом его, Ионафаном, ничего более не известно. Делегация, видимо, явилась к Годолии, чтобы узнать, на каких условиях могут они сложить оружие. И вновь назначенный губернатор заверил их, что со стороны халдеев им, в случае лояльности их царю Вавилонскому, никакое зло не угрожает.

Он предложил им приступить к обычным сельскохозяйственным работам и налаживать обычную для них жизнь в городах, тогда как он, Годолия, будет представлять их интересы перед лицом вавилонской администрации (стих 10). (Примечательно, что халдеи не повредили ни полей ни виноградников в оккупированной ими стране, и через короткое время после ухода оттуда их армии можно было приступить к сбору урожая; вспомним для сравнения, что завоеватели-ассирийцы уничтожали жатву на полях и выжигали виноградники.)

К Годолии стали приходить, помимо «партизан», и беженцы, скрывавшиеся во время войны в соседних странах, — у моавитян, аммонитян и идумеев (стих 11). Они тоже приняли участие в сборе богатого урожая (стих 12).

2) Убийство Годолии (40:13 — 41:15).

Иер 40:13−16. Однако налаживание мирной жизни было внезапно прервано — по причине заговора против Годолии. Первым о существовании его сообщил губернатору Иоанан, сын Карея, сделавший это в присутствии других военачальников. Годолия, поставлен был в известность о том, что один из них, а именно Исмаил, подослан к нему аммонитским царем Ваалисом — чтобы убить его. Зачем это понадобилось аммонитянам?

Для ответа на этот вопрос надо вникнуть в характер отношений, существовавших в ту пору между Иудеей и Аммоном. Оба эти народа, бывшие в вассальной зависимости от Вавилона, в 593 г. до Р. Х. участвовали в тайном совещании племен, обсуждавших перспективы объединенного мятежа против халдеев (27:1−11). То совещание ни в какую совместную, «акцию» не вылилось, но в 588 г. до Р. Х. новый фараон Египта — Офра склонил к мятежу против Вавилона иудеев, аммонитян и тирян.

Очевидно, решение Навуходоносора первой «проучить» Иудею (а не Аммон) было ему «подсказано» Богом (Иез 21:18−23). Иудеи и аммонитяне все еще были союзниками, когда Иерусалим пал, и царь Седекия, возможно, думал укрыться в Аммоне (Иер 39:4−5), но на пути бегства был свачен халдеями. Союзнические узы между Иудеей и Аммоном не означали, однако, их доброго отношения друг к другу. Это был, так сказать, «брак по расчету».

Аммонитяне радовались поражению Иудеи, ибо знали: воюя с Иерусалимом, одновременно воевать с ними Навуходоносор не будет (Иер 49:1−6; Иез 25:1−7, а также комментарии на эти стихи). Итак, лояльность Годолии по отношению к Вавилону беспокоила аммонитян. Ведь если Иудея станет для Навуходоносора «надежным тылом», то, покончив с осадой Тира (Иез 29:17−18), он, вполне вероятно, повернет против Аммона. С другой стороны, неспокойная Иудея побуждала бы вавилонского владыку постоянно держать там значительное число своих войск, что повышало бы шансы аммонитян на выживание. Так что в интересах Аммона было убрать с поста губернатора провавилонски настроенного Годолию.

Кроме того, Аммон мог надеяться, что после новой мятежной акции (убийства губернатора) Навуходоносор вовсе очистит от иудеев их землю, и тогда они, аммонитяне, смогут «отхватить» хотя бы часть ее для себя. Что касается Исмаила, то этот отпрыск царского рода мог ненавидеть Годолию как человека относительно простого происхождения, который теперь обласкан чужеземным завоевателем, и считать его предателем.

К несчастью, Годолия, человек благородной души, не поверил предостережениям Иоанана: сам, неспособный на коварство, он не хотел верить в эту способность у других. Сказанное ему Иоананом он отверг как недостойный слух и не принял его предложения избавиться от Исмаила, пока не поздно. Это было фатальной ошибкой с его стороны, стоившей жизни ему и многим другим людям, а иудеям — новых бедствий.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.