Иеремия 41 глава

Книга пророка Иеремии
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 И было в седьмой месяц, Исмаил, сын Нафании, сына Елисама из племени царского, и вельможи царя и десять человек с ним пришли к Годолии, сыну Ахикама, в Массифу, и там они ели вместе хлеб, в Массифе.
2 И встал Исмаил, сын Нафании, и десять человек, которые были с ним, и поразили Годолию, сына Ахикама, сына Сафанова, мечом и умертвили того, которого царь Вавилонский поставил начальником над страною.
3 Также убил Исмаил и всех Иудеев, которые были с ним, с Годолиею, в Массифе, и находившихся там Халдеев, людей военных.
4 На другой день по убиении Годолии, когда никто не знал об этом,
5 пришли из Сихема, Силома и Самарии восемьдесят человек с обритыми бородами, и в разодранных одеждах, и изранив себя, с дарами и ливаном в руках для принесения их в дом Господень.
6 Исмаил, сын Нафании, вышел из Массифы навстречу им, идя и плача, и, встретившись с ними, сказал им: идите к Годолии, сыну Ахикама.
7 И как только они вошли в средину города, Исмаил, сын Нафании, убил их и бросил в ров, он и бывшие с ним люди.
8 Но нашлись между ними десять человек, которые сказали Исмаилу: не умерщвляй нас, ибо у нас есть в поле скрытые кладовые с пшеницею и ячменём, и маслом и мёдом. И он удержался и не умертвил их с другими братьями их.
9 Ров же, куда бросил Исмаил все трупы людей, которых он убил из-за Годолии, был тот самый, который сделал царь Аса, боясь Ваасы, царя Израильского; его наполнил Исмаил, сын Нафании, убитыми.
10 И захватил Исмаил весь остаток народа, бывшего в Массифе, дочерей царя и весь остававшийся в Массифе народ, который Навузардан, начальник телохранителей, поручил Годолии, сыну Ахикама, и захватил их Исмаил, сын Нафании, и отправился к сыновьям Аммоновым.
11 Но когда Иоанан, сын Карея, и все бывшие с ним военные начальники услышали о всех злодеяниях, какие совершил Исмаил, сын Нафании,
12 взяли всех людей и пошли сразиться с Исмаилом, сыном Нафании, и настигли его у больших вод, в Гаваоне.
13 И когда весь народ, бывший у Исмаила, увидел Иоанана, сына Карея, и всех бывших с ним военных начальников, обрадовался;
14 и отворотился весь народ, который Исмаил увёл в плен из Массифы, и обратился и пошёл к Иоанану, сыну Карея;
15 а Исмаил, сын Нафании, убежал от Иоанана с восемью человеками и ушёл к сыновьям Аммоновым.
16 Тогда Иоанан, сын Карея, и все бывшие с ним военные начальники взяли из Массифы весь оставшийся народ, который он освободил от Исмаила, сына Нафании, после того как тот убил Годолию, сына Ахикама, мужчин, военных людей, и жён, и детей, и евнухов, которых он вывел из Гаваона;
17 и пошли, и остановились в селении Химам, близ Вифлеема, чтобы уйти в Египет
18 от Халдеев, ибо они боялись их, потому что Исмаил, сын Нафании, убил Годолию, сына Ахикама, которого царь Вавилонский поставил начальником над страною.

Толкование Далласской семинарии

Иер 41:1−3. Исмаил явился к Годолии… в Массифу в седьмом месяце (в сентябре-октябре); поскольку год здесь не указан, не известна и точная дата убийства. Ибо вызывает некоторое сомнение, чтобы все описываемые в главах 39−41 события имели место во второй половине 586 года. Судя по 52:12, вавилонская армия находилась в Иерусалиме до 17 августа 586 года. То есть менее чем 2 месяца должны были «вместить» в себя и депортацию иудейского населения и утверждение губернаторского правления для оставшихся в стране, и раздачу им земли, и вывод основной части вавилонской армии из Иудеи.

В свете этих соображений не исключено, что Годолия был убит в один из последующих годов. В каком же именно? Некоторые связывают это злодейство с малоизвестной дополнительной депортацией из Иудеи в 583−582 годах до Р. Х. (Иер 52:30). Почему, зададимся вопросом, понадобилась она Навуходоносору в то время? Не для того ли, чтобы навести и укрепить порядок в покоренной стране после убийства губернатора и уничтожения какой-то части контингента вавилонской армии? (41:2−3.) Если это соображение верно, то Годолия был убит в октябре 583 года.

В сопровождении 10 человек явился Исмаил в Массифу вкусить хлеб с губернатором, и во время пиршества они умертвили его. (Елисам был, вероятно, сыном Давида (2Цар 5:16), и отец Исмаила — Нафания назван «сыном» Елисама в значении его потомка.) Вместе с Годолией убиты были гости его на пиршестве — из числа Иудеев и… Халдеев (сравните с 4Цар 25:25).

Иер 41:4−9 Очевидно, все это произошло ночью, — заговор удался настолько, что и на другой день после случившегося никто не знал о том, что произошло в резиденции губернатора.

Если мы вспомним, что в «седьмом месяце» справлялись по закону три ежегодных священных для евреев праздника (Лев 23:23−44), в том числе Праздник кущей, то станет ясно, что группа в составе 80 человек… из Сихема, Силома и Самарии направлялась по случаю одного из этих праздников к разрушенному храму.

Это были паломники, которые несли дары и благовония (ливан) Господу, к месту поклонения Ему; одежды их были не праздничными, а траурными потому, что они знали о поражении Иудеи и разрушении храма. Примечательно, что сами они были из израильских городов, из поверженного задолго до того Северного царства. Это обстоятельство свидетельствует, что и на тех землях оставили какой-то след реформы царя Иосии (4Цар 23:15−20; 2Пар 34:33).

Исмаил предпринял следующий хитрый и коварный шаг. Он вышел… навстречу паломникам с плачем (стих 6), как бы разделяя их скорбное покаянное настроение, и пригласил в дом к губернатору. Те, польщенные, конечно, не отказались, но лишь дошли до центра города, как тоже пали жертвой злодеев. 70 из 80 были убиты и брошены в ров; речь идет о вырытом в городе водоеме, который после того, как был завален трупами, сделался ритуально нечист.

Из стиха 9 узнаем, что упомянутый водоем сооружен был лет за 200 до того благочестивым иудейским царем Асой, вынужденным постоянно воевать с Ваасой, нечестивым царем Израиля. (В условиях частых военых действий запасы воды в городе были особенно необходимы.) 3Цар 15:16−22. Зачем понадобилось Исмаилу совершить это новое злодеяние? Может быть, в целях грабежа. Ведь караван из 80 человек, конечно, располагал и немалыми деньгами и запасами провизии (41:8). Десять из восьмидесяти и купили себе жизнь ценой тех, видимо, дополнительных запасов, которые были скрыты у паломников в поле.

Иер 41:10−15. Между тем, банда во главе с Исмаилом продолжила свой разбойничий «рейд». Остаток народа, бывшего в Массифе… который халдеи поручили заботам Годолии, Исмаил… захватил… и отправился со своими пленными к аммонитянам. Не приходится сомневаться, что среди них был и пророк Иеремия (42:1−2). Однако долго события, разыгравшиеся в Массифе, не могли оставаться втайне. Весть о них дошла наконец до Иоанана и других военачальников.

Собрав в свою очередь отряд, они пошли, чтобы сразиться с Исмаилом… и настигли его… в Гаваоне. (В этом городе еще сравнительно недавно сохранялся большой, вырытый в древности водоем, куда поступала вода из ближайшего источника; «большие воды» в русском тексте, стих 12.) Пленники Исмаила радостно бросились навстречу своим освободителям (стихи 14−15). Очевидно, двое из банды Исмаила были убиты, и с восьмью оставшимися он бежал к аммонитянам (стих 15).

3) Иоанан возглавляет иудеев (41:16 — 42:22).

Иер 41:16−18. Перечисляется состав группы, освобожденной Иоананом. Все они, однако, не пошли обратно в Массифу, ибо приняли решение бежать в Египет. Первую свою остановку они сделали близ Вифлеема, километрах в 16−17 от Гаваона. Иоанан и другие военачальники имели основание бояться Халдеев — ведь Исмаил был человеком «их круга»; не сочтут ли «оккупационные власти», что и все иудейские «начальники» были причастны к его злодейскому заговору? Так, вероятно, рассуждали они, решив бежать в Египет.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.