Иеремия 43 глава

Книга пророка Иеремии
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Когда Иеремия передал всему народу все слова Господа Бога их, все те слова, с которыми Господь, Бог их, послал его к ним,
2 тогда сказал Азария, сын Осаии, и Иоанан, сын Карея, и все дерзкие люди сказали Иеремии: неправду ты говоришь, не посылал тебя Господь Бог наш сказать: «не ходите в Египет, чтобы жить там»;
3 а Варух, сын Нирии, возбуждает тебя против нас, чтобы предать нас в руки Халдеев, чтобы они умертвили нас или отвели нас пленными в Вавилон.
4 И не послушал Иоанан, сын Карея, и все военные начальники, и весь народ гласа Господа, чтобы остаться в земле Иудейской.
5 И взял Иоанан, сын Карея, и все военные начальники весь остаток Иудеев, которые возвратились из всех народов, куда они были изгнаны, чтобы жить в земле Иудейской,
6 мужей и жён, и детей, и дочерей царя, и всех тех, которых Навузардан, начальник телохранителей, оставил с Годолиею, сыном Ахикама, сына Сафанова, и Иеремию пророка, и Варуха, сына Нирии;
7 и пошли в землю Египетскую, ибо не послушали гласа Господня, и дошли до Тафниса.
8 И было слово Господне к Иеремии в Тафнисе:
9 возьми в руки свои большие камни и скрой их в смятой глине при входе в дом фараона в Тафнисе, пред глазами Иудеев,
10 и скажи им: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я пошлю и возьму Навуходоносора, царя Вавилонского, раба Моего, и поставлю престол его на этих камнях, скрытых Мною, и раскинет он над ним великолепный шатёр свой
11 и придёт, и поразит землю Египетскую: кто обречён на смерть, тот предан будет смерти; и кто в плен — пойдёт в плен; и кто под меч — под меч.
12 И зажгу огонь в капищах богов Египтян; и он сожжёт оные, а их пленит, и оденется в землю Египетскую, как пастух надевает на себя одежду свою, и выйдет оттуда спокойно,
13 и сокрушит статуи в Бефсамисе, что в земле Египетской, и капища богов Египетских сожжёт огнём.

Толкование Далласской семинарии

б. Служение Иеремии «остатку» в Египте (главы 43−44)

1) Уход в Египет (43:1−7).

Иер 43:1−3. Все так и произошло, как предвидел пророк. Можно предположить, что мнение большой группы людей, к которой Иеремия пришел с ответом Господа Бога их, разделилось. Но возглавлявшие ее, включая Иоанана и Азарию (в 42:1 назван Иезанией), и те, кто приняли их сторону (дерзкие люди, говорит о них пророк (43:2), обвинили Иеремию во лжи. Не мог, мол, Господь удерживать их от спасения в Египте.

Это заговор с целью умертвить их всех руками Халдеев, и Иеремия действует в их пользу, подстрекаемый Варухом, сыном Нирии. Почему «дерзкие» приписали столь странную роль Варуху? Об этом можно лишь гадать. Не исключено, что авторитет, каким пользовался Иеремия, помешал «начальникам» обвинить его в прямом «предательстве», и «первую роль» в нем они отвели его ученику и преданному другу — Варуху.

Иер 43:4−7. Итак, весь отряд, в который Иеремию и Варуха, видимо, включили насильно, отправился, вопреки «гласу Господнему», в землю Египетскую… и дошли они до Тафниса, укрепленного города на границе нижнего (северного) Египта.

2) Пророчество о вторжении Навуходоносора.

Иер 43:8−13. В Тафнисе… было слово Господне к Иеремии. Согласно ему пророку предстояло совершить еще один символический акт (сравните с 13:1−11), а именно — скрыть большие камни в мягкой глине при входе в дом фараона. Русскому смятой соответствует евр. малат, которое могло означать и «мостовую» из кирпичей. Можно предположить, что свершить упомянутый символический акт пророку было предложено в то время, когда площадь перед дворцом замащивали, и он незаметно мог положить под кирпичи несколько камней.

Символика, возможно, состояла в скрытой (до времени) угрозе «мягкой глине» (Египту) со стороны «больших камней» (Вавилона). Заметим, что поскольку главная резиденция египетского фараона находилась в то время в Элефантине (в верхнем, или южном, Египте), то дом фараона в Тафнисе (стих 8) мог быть просто каким-то правительственным зданием, служившим при надобности временной резиденцией фараону.

«Скрыть камни» Иеремии следовало пред глазами Иудеев (стих 9) и при этом изречь пророчество о вторжении в Египет Навуходоносора. Камням предстояло отметить то место, где вавилонский царь раскинет… свой… великолепный шатер. То есть с ними могла быть связана неоднозначная символика.

Вторжение Навуходоносора в землю Египетскую принесет смерть обреченным на нее, и те, кто думал спастись от плена в Египте, пойдут в плен (стих 11); очевидно, в обоих случаях пророк намекал на иудеев, которые направлялись теперь в Египет, вопреки воле Господа.

Грамматические категории 1-го и 3-го лица в стихе 12 И (Я) зажгу огонь… и он сожжет подразумевают Навуходоносора: его руками Господь сожжет капища египетских богов. По воле Господа царь Вавилонский пленит… Египтян. Он «управится» с этой страной так же легко, как пастух заворачивается в одежду свою.

Уточняется местонахождение Бефсамиса (стих 13), потому что город с таким же названием имелся и в Палестине. Полагают, что здесь подразумевался египетский город, носивший, кроме того, названия Он, а также Гелиополис; последнее означало «город солнца». Гелиополис славился храмом (капищем) солнца и посвященными этому светилу высокими обелисками (слово статуи) в русском языке ошибочно). Осуществилось ли пророчество Иеремии о вторжении Навуходоносора в Египет?

На основании некоторых фрагментарных текстов полагают, что да. Вторжение это, по-видимому, имело место между 571 и 567 гг.до Р. Х. Подтверждение такому предположению находим в книге Иезекииля. Согласно его пророчеству, сделанному 26 апреля 571 года (Иез 26:19), вторжению вавилонян в Египет еще предстояло совершиться.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.