Плач Иеремии 4 глава

Плач Иеремии
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Как потускло золото, изменилось золото наилучшее! камни святилища раскиданы по всем перекрёсткам.
2 Сыны Сиона драгоценные, равноценные чистейшему золоту, как они сравнены с глиняною посудою, изделием рук горшечника!
3 И чудовища подают сосцы и кормят своих детёнышей, а дщерь народа моего стала жестока, подобно страусам в пустыне.
4 Язык грудного младенца прилипает к гортани его от жажды; дети просят хлеба, и никто не подаёт им.
5 Евшие сладкое истаевают на улицах; воспитанные на багрянице жмутся к навозу.
6 Наказание нечестия дщери народа моего превышает казнь за грехи Содома: тот низринут мгновенно, и руки человеческие не касались его.
7 Князья её были в ней чище снега, белее молока; они были телом краше коралла, вид их был как сапфир;
8 а теперь темнее всего чёрного лицо их; не узнают их на улицах; кожа их прилипла к костям их, стала суха, как дерево.
9 Умерщвляемые мечом счастливее умерщвляемых голодом, потому что сии истаевают, поражаемые недостатком плодов полевых.
10 Руки мягкосердых женщин варили детей своих, чтобы они были для них пищею во время гибели дщери народа моего.
11 Совершил Господь гнев Свой, излил ярость гнева Своего и зажёг на Сионе огонь, который пожрал основания его.
12 Не верили цари земли и все живущие во вселенной, чтобы враг и неприятель вошёл во врата Иерусалима.
13 Всё это — за грехи лжепророков его, за беззакония священников его, которые среди него проливали кровь праведников;
14 бродили как слепые по улицам, осквернялись кровью, так что невозможно было прикоснуться к одеждам их.
15 «Сторонитесь! нечистый!» — кричали им; «сторонитесь, сторонитесь, не прикасайтесь»; и они уходили в смущении; а между народом говорили: «их более не будет!
16 лицо Господне рассеет их; Он уже не призрит на них», потому что они лица священников не уважают, старцев не милуют.
17 Наши глаза истомлены в напрасном ожидании помощи; со сторожевой башни нашей мы ожидали народ, который не мог спасти нас.
18 А они подстерегали шаги наши, чтобы мы не могли ходить по улицам нашим; приблизился конец наш, дни наши исполнились; пришёл конец наш.
19 Преследовавшие нас были быстрее орлов небесных; гонялись за нами по горам, ставили засаду для нас в пустыне.
20 Дыхание жизни нашей, помазанник Господень пойман в ямы их, тот, о котором мы говорили: «под тенью его будем жить среди народов».
21 Радуйся и веселись, дочь Едома, обитательница земли Уц! И до тебя дойдёт чаша; напьёшься допьяна и обнажишься.
22 Дщерь Сиона! наказание за беззаконие твоё кончилось; Он не будет более изгонять тебя; но твоё беззаконие, дочь Едома, Он посетит и обнаружит грехи твои.

Толкование Далласской семинарии

IV. Плач четвертый: совершил Господь гнев Свой (глава 4)

Описание Божьего «суда» в этой главе весьма созвучно описанию его в главе 2. Иеремия вновь возвращается к картине бедствия, постигшего Иерусалим. Иудейская столица, какой была она до осады, и какой стала — в процессе ее и после своего падения — вот тема первой части главы (4:1−11). Объяснение причин происшедшего — в 4:12−20. Страшным будет воздаяние врагам Сиона и благим — ему самому (стихи 21−22).

А. Противопоставление Иерусалима, каким он был до осады, тому, каким он стал после своего падения (4:1−11)

Совершившееся в иудейской столице — это суд Божий. Иеремия фокусирует внимание читателя на этой мысли, сопоставляя состояние Иерусалима до осады с нынешним его состоянием. По мнению некоторых богословов, стихи 1−6 и 7−11 построены по принципу смыслового параллелизма (прилагаемую таблицу), т. е. сказанное в первой части раздела повторяется во второй его части (но в новых словах и образах) — с целью высветить и усилить смысл сказанного.

Плач 4:1−2. Золото и драгоценные камни — атрибуты как самого храма, так и священнических одежд, — здесь метафора «сынов Сиона», т. е. жителей Иерусалима (и всего иудейского народа), удостоившихся высших Божиих откровений. В нынешнем унижении своем они уподобились простой глиняной посуде или черепкам ее, «раскиданным по всем перекресткам».

Плач 4:3−5. В стихе 3 надо читать не чудовища, а «шакалы». Стаями передвигались эти животные по всему средиземноморскому региону. В Библии образ их ассоциируется с местами бедствий, опустошения, разорения (Ис 35:7; Иер 9:11; 10:22; 49:33; 51:37; Мал 1:3). Но и шакалы, говорит пророк, кормят своих детенышей, а иудеянки сделались жестокими матерями, подобно живущим в пустыне самкам страуса.

Последним, напомним (Иов 39:14−18 и комментарии на эти стихи), свойственно откладывать яйца в песке, где придется, не заботясь об их дальнейшей судьбе. Багряница (стих 5), или пурпурная ткань; в нее одевались знатные и богатые. Теперь, лишившись всего, они жмутся к навозным кучам, возможно, в надежде согреться.

Плач 4:6. «Мгновенная» казнь Содома рукою Божией представляется пророку не столь мучительной, как продолжительная (долгие месяцы осады, завершившиеся тотальным разрушением храма и города) казнь Иерусалима — «от рук человеческих».

Плач 4:7−9. Правильнее, вероятно, всю первую часть главы, описующую бедствие осады иудейской столицы, последующего разрушения ее и пленения выживших иерусалимлян, читать в прошедшем времени. Отсюда начинается вторая часть (стихи 7−11). выше о смысловом параллелизме, связывающем ее с первой частью главы. И князей иерусалимских постигла та же судьба, что всех остальных. На языке горестных, но красочных метафор говорит о ней пророк.

Плач 4:10−11. Детей, обреченных на голодную смерть, поедают их некогда мягкосердечные матери. Это звучит как завершающий аккорд в описании народного бедствия. Но, подводя ему итог, Иеремия восклицает: Совершил Господь гнев Свой! Пророк уподобляет его всепожирающему огню.

Б. О причинах Божиего гнева (4:12−20)

Плач 4:12. Иерусалим был в глазах современников могучей крепостью. Да, в прежние времена враги несколько раз овладевали им (3Цар 14:25−28; 4Цар 14:13−14; 2Пар 21:16−17). Но город воскресал вновь и вновь. Его крепостные сооружения отстраивались и укреплялись еще более (2Пар 32:2−5; 33:14). Благодаря каналу, прорытому в дни царя Езекии, городу не угрожало остаться без воды и в случае длительной осады. Так что ко времени Иеремии цари земли да и все обитатели тогдашней «вселенной» считали иудейскую столицу неприступной.

Плач 4:13−16. Однако Бог позволил халдеям не только взять Иерусалим, но и сравнять его с землей. Вновь и вновь возвращается Иеремия к причине трагедии — она в отступничестве иудеев от Бога. Здесь он конкретизирует проявления его. В происшедшем повинны лжепророки: поставленные Богом как посредники между Ним и народом, они сделались лжецами из корысти; глухие к голосу совести, они усыпляли иудеев обманными посулами как бы от имени Иеговы.

Повинны и растлившиеся священники народа, проливавшие кровь праведников, т. е. тех, кто хранили Иегове верность (Иер 6:13−15; 26:7−15; Иез 22:26−28). Они опьянялись кровью (первая фраза стиха 14) и настолько осквернялись ею, что становились ритуально нечистыми. Посему о приближении их следовало оповещать, как о приближении прокаженных, чтобы прохожие невзначай не прикоснулись к ним (стих 15). Последнюю фразу в стихе 15 надо читать в том смысле, что и среди языческих народов говорили, что Господь долго их (тяжко виновных священников и пророков) терпеть не станет.

Известные трудности представляет перевод стиха 16. Но мысль, выраженная в нем, по-видимому, в следующем: гневным взором Своим Господь рассеет их и не пощадит — тех священников и старейшин, которые потеряли честь и милосердие.

Плач 4:17−19. Повинно в трагедии народа и упование его не на Бога, а на людей — на чужеземных своих союзников. В стихе 17 подразумевается ожидание помощи от египтян. О тщетности этого ожидания предупреждали соплеменников и Иеремия и Иезекииль (Иер 37:6−10; Иез 29:6−7). в стихах 18−19 речь о ситуации во время осады: в осажденный город вавилоняне посылали стрелы, поражавшие людей на улицах (стих 18). На иерусалимлян, пытавшихся прорваться в горы, они ставили засады, вылавливали их. Так пойман был и сам царь Седекия со своими приближенными (Иер 52:7−9).

Плач 4:20. О Седекии же речь в этом стихе. Он, помазанник Господень, и в этом качестве как бы считался залогом сохранения самого Иудейского царства. «Под тенью его будем жить среди народов», — говорили о нем иудеи, называя «дыханием своей жизни». После пленения царя и гибели его сыновей (Иер 52:10−11) жизнь царства оборвалась.

В. О воздаянии Едому и о помиловании Израиля (4:21−22)

В заключительных строках главы Иеремия утешает народ свой, противопоставляя его будущую судьбу судьбе враждебных ему языческих народов, символизируемых здесь Едомом. Родственное по крови, но извечно враждебное евреям племя едомлян (происходившее от Исава), откровенно радовалось уничтожению Иудеи халдеями (Пс 136:7). (Относительно земли Уц в толковании на Иов 1:1.)

Иеремия не сомневался, что Господь не оставит безнаказанными злорадствовавших над судьбой Его народа (Иез 25:12−14; 35), ибо Он обещал это (Втор 30:7). Не минует и тебя горькая чаша «дочь Едома!» восклицает пророк. Наказание же Сиона не будет вечным: оно окончится (правильнее весь стих 22 читать в будущем времени).

Примечания:

 
Синодальный перевод
3 + ст. 6, 10, 22, дщерь — дочь.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.