Иезекииль 17 глава

Книга пророка Иезекииля
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 И было ко мне слово Господне:
2 сын человеческий! предложи загадку и скажи притчу к дому Израилеву.
3 Скажи: так говорит Господь Бог: большой орёл с большими крыльями, с длинными перьями, пушистый, пёстрый, прилетел на Ливан и снял с кедра верхушку,
4 сорвал верхний из молодых побегов его и принёс его в землю Ханаанскую, в городе торговцев положил его;
5 и взял от семени этой земли, и посадил на земле семени, поместил у больших вод, как сажают иву.
6 И оно выросло, и сделалось виноградною лозою, широкою, низкою ростом, которой ветви клонились к ней, и корни её были под нею же, и стало виноградною лозою, и дало отрасли, и пустило ветви.
7 И ещё был орёл с большими крыльями и пушистый; и вот, эта виноградная лоза потянулась к нему своими корнями и простёрла к нему ветви свои, чтобы он поливал её из борозд рассадника своего.
8 Она была посажена на хорошем поле, у больших вод, так что могла пускать ветви и приносить плод, сделаться лозою великолепною.
9 Скажи: так говорит Господь Бог: будет ли ей успех? Не вырвут ли корней её, и не оборвут ли плодов её, так что она засохнет? все молодые ветви, отросшие от неё, засохнут. И не с большою силою и не со многими людьми сорвут её с корней её.
10 И вот, хотя она посажена, но будет ли успех? Не иссохнет ли она, как скоро коснётся её восточный ветер? иссохнет на грядах, где выросла.
11 И было ко мне слово Господне:
12 скажи мятежному дому: разве не знаете, что это значит? — Скажи: вот, пришёл царь Вавилонский в Иерусалим, и взял царя его и князей его, и привёл их к себе в Вавилон.
13 И взял другого из царского рода, и заключил с ним союз, и обязал его клятвою, и взял сильных земли той с собою,
14 чтобы царство было покорное, чтобы не могло подняться, чтобы сохраняем был союз и стоял твёрдо.
15 Но тот отложился от него, послав послов своих в Египет, чтобы дали ему коней и много людей. Будет ли ему успех? Уцелеет ли тот, кто это делает? Он нарушил союз — и уцелеет ли?
16 Живу Я, говорит Господь Бог: в местопребывании царя, который поставил его царём, и которому данную клятву он презрел, и нарушил союз свой с ним, он умрёт у него в Вавилоне.
17 С великою силою и с многочисленным народом фараон ничего не сделает для него в этой войне, когда будет насыпан вал и построены будут осадные башни на погибель многих душ.
18 Он презрел клятву, чтобы нарушить союз, и вот, дал руку свою и сделал всё это; он не уцелеет.
19 Посему так говорит Господь Бог: живу Я! клятву Мою, которую он презрел, и союз Мой, который он нарушил, Я обращу на его голову.
20 И закину на него сеть Мою, и пойман будет в тенёта Мои; и приведу его в Вавилон, и там буду судиться с ним за вероломство его против Меня.
21 А все беглецы его из всех полков его падут от меча, а оставшиеся развеяны будут по всем ветрам; и узнаете, что Я, Господь, сказал это.
22 Так говорит Господь Бог: и возьму Я с вершины высокого кедра, и посажу; с верхних побегов его оторву нежную отрасль и посажу на высокой и величественной горе.
23 На высокой горе Израилевой посажу его, и пустит ветви, и принесёт плод, и сделается величественным кедром, и будут обитать под ним всякие птицы, всякие пернатые будут обитать в тени ветвей его.
24 И узнают все дерева полевые, что Я — Господь, высокое дерево понижаю, низкое дерево повышаю, зеленеющее дерево иссушаю, а сухое дерево делаю цветущим: Я — Господь, сказал и сделаю.

Толкование Далласской семинарии

Иез 17:1−4, 11−12. Загадку… и притчу, которые Иезекииль, по слову от Господа, предлагает дому Израилеву в стихах 3−10, он сам же объясняет и раскрывает в стихах 11−12. Если в главе 16 автором прослеживаются духовные корни наступающего бедствия, то в этой главе он в иносказательной форме анализирует политические и военные причины его (неразрывно, впрочем, с «духовными корнями» связанные).

Историческая обстановка того времени была такова, что сохранить независимость в условиях все возраставшего могущества Вавилонской «сверхдержавы» Иудея не могла бы. Колониальное иго халдеев не было, с другой стороны, изнурительным, что, в частности, следует из иносказания Иезекииля. Бог, хранивший Свой народ, хотел, чтобы он смирился с этим игом. Но царь Седекия, слабовольный правитель и недальновидный политик, предпочел ему ненадежный союз с фараоном Офрой. Обо всем этом и повествуется в первой части притчи. Первый орел символизирует царя Навуходоносора (стих 12).

Каждая из «деталей», перечисленных в стихе 3, «работает» на представление о его великолепии и несет при этом смысловую нагрузку; пестрота его оперения, в частности, вероятно, ассоциировалась с пестрыми одеждами восточной знати. Почему он прилетел на Ливан, если речь идет об Иудее? Ливан, как известно, славился своими кедрами, а кедр (возможно, по ассоциации с «кедровым домом», построенным царем Соломоном) здесь, вероятно, символизирует Иудею.

Верхушка, снятая с кедра орлом, — это знать Иерусалима и вообще лучшая часть его населения, которая в 597 году, вместе с царем Иехонией («сорванный верхний побег» в стихе 4), была переселена Навуходоносором в Вавилон. Носившая то же имя столица его названа здесь городом торговцев, а Вавилония в целом — «землей Ханаанской» по одной и той же причине: торговля в державе Навуходоносора процветала, она в этом плане «вытеснила» из восточного мира славившуюся своими мореходами и торговцами Финикию (финикийцы же были одним из ханаанских племен). «Верхний побег кедра» Навуходоносор не положил, а пересадил в свою землю.

Иез 17:5−8, 13−15. «Семенем этой (иудейской) земли» в стихе 5 назван Седекия, младший сын царя Иосии; Навуходоносор сделал его (а не какого-нибудь чужеземца) царем Иудеи. Об этом речь в стихах 13−14. Посадил на земле семени… у больших вод значит «посадил» на земле благоприятной для роста (и процветания); это как раз и есть иносказание «попечительного» характера завоевательной политики Навуходоносора.

Образ виноградной лозы, разросшейся, но низкой ростом (стих 6) выражает мысль об известной «приниженности» Иудеи (однако и о полном благополучии ее) «под» Навуходоносором. При сопоставлении метафор в стихе 6 и 7 («клонящиеся» в стихе 6 и «тянущиеся», «простирающиеся» в стихе 7 ветви… и корни лозы (напрашивается вывод, что несмотря на слова к ней в стихе 6, речь и в том и в другом случае о «тяготении» лозы (т. е. Иудеи в лице царя Седекии) сначала к первому «орлу» (Навуходоносору), а потом — ко второму (к фараону Офре).

Обращает на себя внимание более скромная характеристика второго «орла». В окончании стиха 7 видят намек на оросительные каналы Египта. Но «лоза», посаженная Навуходоносором у больших вод, чтобы сделаться лозою великолепною, вовсе не нуждалась в том, чтобы ее поливал из своих «оросительных сооружений» египетский фараон.

Злосчастный Седекия нарушит вассальную клятву, данную им вавилонскому царю. Но уцелеет ли тот, кто… нарушил союз? — восклицает пророк. В стих 15 читаем о конях, которых иудеям всегда не хватало, а покупать их они могли только в Египте (3Цар 10:28), и это служило для них вечным предметом искушения.

Иезекииль произнес это пророчество еще до последнего мятежа Седекии против Навуходоносора. Если исходить из того, что книга составлена по хронологическому принципу, то эта провидческая притча была им сказана (написана) где-то между 592 (8:7) и 591 (20:1) годами до Р. Х. Последнюю попытку «освободиться» от Навуходоносора царь Седекия предпринял в 588 году и, следовательно, пророк предсказал ее года за три до того, как это случилось.

Иез 17:9−10, 16−21. Во второй фразе стиха 9 — образ избиения иерусалимлян и уничтожения города («лозы», чьи корни будут вырваны); молодые ветви… от нее, которые засохнут, — это прочие города и селения Иудеи. Карающая акция Навуходоносора против мятежных вассалов уподоблена действию жгучего сирокко («восточного ветра»; стих 10).

Грех Седекии, нарушившего данную им клятву, в глазах пророка не столь страшен с нравственной точки зрения (ибо это было изменой врагу, языческому царю), сколько с точки зрения религиозной, духовной — ведь через Своих пророков (Иер 27) Бог неоднократно давал понять еврейским царям, что их пребывание под «ярмом халдеев» угодно Ему. Поэтому последний царь Иудеи в сущности нарушил… презрел… клятву, данную Богу (она и давалась вассалом его сюзерену во имя Божие), и за это Господь обратит эту клятву (союз) на голову Седекии (стих 19).

Он клянется (стих 16), что Седекия умрет… в Вавилоне (в местопребывании царя, который поставил его царем). (Для иудея не было горшей участи чем умереть в чужой, нечистой для него, земле.) Именно это и произошло с Седекией. Со всем своим воинством фараон не поможет ему (стих 17). Тенета, в которые он будет пойман халдеями (как дичь охотниками), будут «тенетами» Господа, Который и приведет его в Вавилон, чтобы там… судиться с ним за вероломство его против Него (стих 20). И воины Седекии, которые не падут от меча, разбегутся во все стороны. И тогда станет иудеям ясно, что сделавший все это — Господь (стих 21).

Иез 17:22−24. Дабы не оставить народ в беспредельном унынии относительно грядущего суда Божия, Иезекииль завершает это пророчество словами утешения.

Бог не назван здесь «орлом», но в плане продолжающегося иносказания образ Его ассоциируется с «орлами» из первых стихов главы. То, что не удалось тем — царям вавилонскому и египетскому (дать Израилю истинные безопасность, мир, процветание), «удастся» Ему. Некогда «низкорослая виноградная лоза», он станет величественным кедром, посаженным Самим Богом на высокой… горе (Сионе). «Верхним из молодых побегов» назван в стихе 4-Царь Иехония, и в стихе 22 тоже подразумевается он: линия Давида будет восстановлена через потомков Иехонии, обещает Господь (с верхних побегов «кедра» оторву нежную отрасль и посажу ее.

Иисус Христос действительно происходил по прямой линии от Иехонии (Мф 1:11). Всякие птицы, которые будут обитать в тени ветвей кедра (стих 23), — это метафора разных народов и выдающегося положения среди них Израиля, который как бы будет играть роль катализатора в обращении их к Господу. Иносказание народов в стихе 24 — это дерева полевые; судьбы каждого из них — в руках Господа.

Последняя часть этого пророчества Иезекииля не исполнилась с возвращением Израиля из вавилонского плена. Ему предстоит осуществиться в том Израиле, который будет восстановлен Богом для Тысячелетнего царства и управлять которым станет Мессия (Дан 2:44−45; Зах 14:3−9, 16−17).

Примечания:

 
Синодальный перевод
20 тенёта — сеть, ловушка на диких животных и птиц.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.