Иезекииль 35 глава

Книга пророка Иезекииля
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 И было ко мне слово Господне:
2 сын человеческий! обрати лицо твоё к горе Сеир и изреки на неё пророчество
3 и скажи ей: так говорит Господь Бог: вот, Я — на тебя, гора Сеир! и простру на тебя руку Мою и сделаю тебя пустою и необитаемою.
4 Города твои превращу в развалины, и ты сама опустеешь и узнаешь, что Я — Господь.
5 Так как у тебя вечная вражда, и ты предавала сынов Израилевых в руки мечу во время несчастья их, во время окончательной гибели:
6 за это, — живу Я! — говорит Господь Бог, — сделаю тебя кровью, и кровь будет преследовать тебя; так как ты не ненавидела крови, то кровь и будет преследовать тебя.
7 И сделаю гору Сеир пустою и безлюдною степью и истреблю на ней приходящего и возвращающегося.
8 И наполню высоты её убитыми её; на холмах твоих и в долинах твоих, и во всех рытвинах твоих будут падать сражённые мечом.
9 Сделаю тебя пустынею вечною, и в городах твоих не будут жить, и узнаете, что Я — Господь.
10 Так как ты говорила: «эти два народа и эти две земли будут мои, и мы завладеем ими, хотя и Господь был там»:
11 за то, — живу Я! — говорит Господь Бог, — поступлю с тобою по мере ненависти твоей и зависти твоей, какую ты выказала из ненависти твоей к ним, и явлю Себя им, когда буду судить тебя.
12 И узнаешь, что Я, Господь, слышал все глумления твои, какие ты произносила на горы Израилевы, говоря: «опустели! нам отданы на съедение!»
13 Вы величались предо Мною языком вашим и умножали речи ваши против Меня; Я слышал это.
14 Так говорит Господь Бог: когда вся земля будет радоваться, Я сделаю тебя пустынею.
15 Как ты радовалась тому, что удел дома Израилева опустел, так сделаю Я и с тобою: опустошена будешь, гора Сеир, и вся Идумея вместе, и узнают, что Я — Господь.

Толкование Далласской семинарии

3. ПРОРОЧЕСТВО О ГИБЕЛИ ВРАГА ЕДОМА) (глава 35)

Возникает закономерный вопрос: почему Иезекииль произнес второе пророчество о Едоме (25:12−14)? И другой: почему оно помещено здесь, посреди раздела о восстановлении Израиля? Но в этом-то, возможно, и следует искать ответа на оба вопроса. До этого момента пророк возвещал о возвращении Израиля в его землю. Но разве утверждению его в ней — не только «географическому», но прежде всего духовному, не воспрепятствуют извечные завистники и ненавистники Божиего народа — его соседи — язычники?

Разве не заявляет Едом, «представляющий» их всех: «Эти два народа (т. е. Израиль и Иуда)… будут мои, и мы завладеем ими, хотя и Господь был там»? (35:10) В краткой, но выразительной главе 35 за противостоянием Едома Израилю и Иудее ясно ощущается противостояние языческого мира Иегове. Надо ли говорить, какая участь ожидает противников Самого Господа!

Иез 35:1−4. Сеир — географическое название Едома; этим именем назывался горный хребет, простиравшийся между Мертвым морем и северо-восточным побережьем Эйлатского залива Красного моря. Эту горную страну и населяли едомляне. Устами Своего пророка Бог возвещает, что сделает эту землю пустою необитаемою.

Иез 35:5−9. Вечная вражда Едома с Израилем началась еще во чреве их матери — Ревекки (Быт 25:21−23). Время несчастия… сынов Израилевых, их окончательной гибели — это время завоевания их халдеями. Надеясь поживиться на гибели «брата», едомляне всячески содействовали ей (Авд 1:10, 13−14; Пс 136:7).

За то, что они «не возненавидели» кровопролития (крови,), учиненного халдеями в Иудее, прольется их собственная кровь (стих 6). На многолюдных (в дни Езекииля) дорогах Едома прекратится всякое движение — таков смысл последней фразы в стихе 7. Примечательно, что угрозу превращения в «вечную пустыню» пророки никогда не произносили в адрес Иудеи, а из языческих народов — лишь в адрес Идумеи (Едома).

Иез 35:10−15. О «словах» Едома в стихе 10 во вступлении к толкованиям на эту главу. Две земли — это земли Северного и Южного царств; фраза эти два народа… будут мои означает, что и после изгнания евреев сначала в Ассирию, а потом в Вавилон часть народа на них все-таки оставалась. Заключительная фраза стиха 10: хотя и Господь был там — должна была звучать в устах идумеев откровенно кощунственно, ибо она свидетельствует, что они притязали на овладение территорией евреев и ими самими — по праву того, кто пережил своего брата (напомним, что идумеи происходили от Исава, старшего брата Иакова), хотя и знали, что Богу ни праотец их Исав, несмотря на его «старшинство», ни они, его потомки, в качестве наследников удела Его неугодны.

В праведном суде над Едомом Господь явит Свои верность и милость Израилю (стих 11). Ненавидя народ Божий и борясь против него, Едом в сущности «заявляет» о ненависти своей к Господу и борется с Ним — это явствует из стиха 13. В наказание Идумея, радовавшаяся опустошению дома Израилева, сама будет опустошена.

В осуждении Едома Богом заключен урок для каждого из народов в прошлом, настоящем и будущем. Когда Господь, возвратившись на землю, восстановит Израиль, то другие народы мира Он будет судить и на основании («с учетом») их отношения к евреям. Некоторые прямой намек на это видят и в словах Иисуса Христа об «отношении» к «братьям Его меньшим», которые записаны Матфеем (Мф 25:40, 45).

4. О БЛАГОСЛОВЕНИЯХ, ГРЯДУЩИХ НА ИЗРАИЛЬ (глава 36)

Как и в предыдущей главе, «горы» образно представляют населяющие их народы. Если в 35:1−3, 8 «горам» врагов Израилевых возвещен суд, то в 36:1, 8−9 (сравнитес 35:12) самим «горам Израилевым» Богом обещаны благословения и процветание. Едом (Идумея) снова предстает олицетворением всех врагов народа Божиего (стих 5, 7). Нынешнему униженному состоянию Израиля пророк противопоставляет его процветание в будущем. Оно явится вознаграждением ему от Господа за позор, претерпеваемый им сегодня.

Пророк особо оговаривает, однако, что восстановление земли обетованной и ее народа совершено будет Иеговой ради Его собственной славы. Следует заметить, что послепленный Израиль действительно достиг (вернувшись в землю Палестины) немалого процветания. Но вполне пророчеству, заключенному в этой главе, которое, несомненно, предполагало духовное преобразование Израиля, суждено осуществиться во второе пришествие Христа.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.