Иезекииль 43 глава

Книга пророка Иезекииля
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 И привёл меня к воротам, к тем воротам, которые обращены лицом к востоку.
2 И вот, слава Бога Израилева шла от востока, и глас Его — как шум вод многих, и земля осветилась от славы Его.
3 Это видение было такое же, какое я видел прежде, точно такое, какое я видел, когда приходил возвестить гибель городу, и видения, подобные видениям, какие видел я у реки Ховара. И я пал на лицо моё.
4 И слава Господа вошла в храм путём ворот, обращённых лицом к востоку.
5 И поднял меня дух, и ввёл меня во внутренний двор, и вот, слава Господа наполнила весь храм.
6 И я слышал кого-то, говорящего мне из храма, а тот муж стоял подле меня,
7 и сказал мне: сын человеческий! это место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить среди сынов Израилевых вовеки; и дом Израилев не будет более осквернять святого имени Моего, ни они, ни цари их, блужением своим и трупами царей своих на высотах их.
8 Они ставили порог свой у порога Моего и вереи дверей своих подле Моих верей, так что одна стена была между Мною и ими, и оскверняли святое имя Моё мерзостями своими, какие делали, и за то Я погубил их во гневе Моём.
9 А теперь они удалят от Меня блужение своё и трупы царей своих, и Я буду жить среди них вовеки.
10 Ты, сын человеческий, возвести дому Израилеву о храме сём, чтобы они устыдились беззаконий своих и чтобы сняли с него меру.
11 И если они устыдятся всего того, что делали, то покажи им вид храма и расположение его, и выходы его, и входы его, и все очертания его, и все уставы его, и все образы его, и все законы его, и напиши при глазах их, чтобы они сохраняли все очертания его и все уставы его и поступали по ним.
12 Вот закон храма: на вершине горы все пространство его вокруг — Святое Святых; вот закон храма!
13 И вот размеры жертвенника локтями, считая локоть в локоть с ладонью: основание в локоть, ширина в локоть же, и пояс по всем краям его в одну пядень; и вот задняя сторона жертвенника.
14 От основания, что в земле, до нижнего выступа — два локтя, а шириною он в один локоть; от малого выступа до большого выступа — четыре локтя, а ширина его — в один локоть.
15 Самый жертвенник вышиною в четыре локтя; и из жертвенника поднимаются вверх четыре рога.
16 Жертвенник имеет двенадцать локтей длины и двенадцать ширины; он четырёхугольный на все свои четыре стороны.
17 А в площадке четырнадцать локтей длины и четырнадцать ширины на все четыре стороны её, и вокруг неё пояс в пол-локтя, а основание её в локоть вокруг, ступени же к нему — с востока.
18 И сказал он мне: сын человеческий! так говорит Господь Бог: вот уставы жертвенника к тому дню, когда он будет сделан для приношения на нём всесожжений и для кропления на него кровью.
19 Священникам от колена Левиина, которые из племени Садока, приближающимся ко Мне, чтобы служить Мне, говорит Господь Бог, дай тельца из стада волов, в жертву за грех.
20 И возьми крови его, и покропи на четыре рога его, и на четыре угла площадки, и на пояс кругом, и так очисти его и освяти его.
21 И возьми тельца, в жертву за грех, и сожги его на назначенном месте дома вне святилища.
22 А на другой день в жертву за грех принеси из козьего стада козла без порока, и пусть очистят жертвенник так же, как очищали тельцом.
23 Когда же кончишь очищение, приведи из стада волов тельца без порока и из стада овец — овна без порока;
24 и принеси их пред лицо Господа; и священники бросят на них соли, и вознесут их во всесожжение Господу.
25 Семь дней приноси в жертву за грех по козлу в день; также пусть приносят в жертву по тельцу из стада волов и по овну из стада овец без порока.
26 Семь дней они должны очищать жертвенник и освящать его и наполнять руки свои.
27 По окончании же сих дней, в восьмой день и далее, священники будут возносить на жертвеннике ваши всесожжения и благодарственные жертвы; и Я буду милостив к вам, говорит Господь Бог.

Толкование Далласской семинарии

Иез 43:1−5. Иезекииль становится свидетелем воистину драматической картины: возвращения (сравните с главы 10−11) славы Бога Израилева… от востока. Пророк подчеркивает, что это видение во всем походило на те, которые видел он, когда приходил возвестить гибель народу, только теперь слава Господа не уходила, а возвращалась. Затем дух… поднял Иезекииля и перенес его во внутренний двор, и он лицезрел славу Господа, которая наполнила весь храм.

Иез 43:6−9. Из храма пророк слышит голос Бога и узнает от говорящего к нему, что отныне это место будет местом престола Его (до того момента им было только небо!), и что Он навсегда поселяется на земле среди Своего народа (стих 7, 9), ибо непременное условие этого будет исполнено: дом Израилев не будет более осквернять святого имени Его. Здесь требуется объяснение. Блужением в Библии обычно называется идолопоклонство (которое, кстати, прекратилось у евреев уже после возвращения их из плена вавилонского).

Но что понимается под «трупами царей» в стихе 7 и 9, и в чем смысл образа в стихе 8а? Дело в том, что издревле иудеи хоронили царей своих относительно недалеко от храма (к примеру, Неем 3:16). Уже Давид и Соломон погребены были не за пределами Иерусалима, а в самом «городе Давидовом» (3Цар 2:10; 11:43).

Есть основания думать, что «сад Уззи», в котором были похоронены цари Манассия и Амон (4Цар 21:18, 26), находился к храму еще ближе чем место погребения Давида и Соломона. Под «высотами» в стихе 7 понимаются могильные холмы. Об этой оскорбительной близости могил и «трупов» к священному месту образно говорится в стихе 8.

Иез 43:10−12. Пророку дается понять, что видение таинственного храма должно сильнейшим образом подействовать на народ, поэтому Иезекиилю предписано «возвестить» ему об этом видении. Этот идеальный храм будущего, исполненный духовного значения, заставит их устыдиться беззаконий, какие они совершали. «Снять меру» в этом контексте, видимо, означает постичь тайный смысл плана и всех частей храма. Не говорится, однако, когда дом Израилев окажется к этому способен. Примечательно наличие тут «обратной связи»: упомянутое постижение возможно будет только если они устыдятся всего… что делали.

Лишь тогда это можно будет «показать им», чтобы они действительно уразумели, в противном случае храм останется для них загадкой, явлением необъяснимым, каким и остается в сущности по сей день. Иезекиилю сказано описать все увиденное им, очевидно, в расчете на будущие поколения. Израилю же следует не только умом постичь это, но сохранять увиденное в душе и поступать по законам (уставам) храма (главы 44−48).

Как именно может быть осуществлено сказанное в окончании стих 11, пророк не объясняет, потому что тогда, как и теперь, время для этого еще не наступило. Оно не осуществилось (и не могло осуществиться) по возвращении иудеев из вавилонского плена. Возможность реализации таинственного видения Иезекииля относят к мессианскому времени, к тысячелетнему царствованию Христа. Главный закон храма (стих 12) подразумевает величайшую святость не только собственно здания его, дворов и построек, но и всего пространства вокруг него. Все оно — Святое святых.

з. О жертвеннике всесожжении (43:13−27)

В храме будущего богослужения будут совершаться ежедневно; разговор об этом пророк начинает с описания жертвенника (стихи 13−17), и затем говорит о порядке освящения храма (стихи 18−27).

Иез 43:13−17. Мерой измерения жертвенника являлся «длинный локоть», или локоть с ладонью (более полуметра). (схему Тысячелетнего храма.) Часть жертвенника была под землей; высота его над ней соответствовала таковой жертвенника в храме Соломоновом, но поскольку тогда мерой служили более короткие «локти», то высота того жертвенника в целом была несколько меньше.

Жертвенник в храме будущего устроен был уступами (террасами), и из него поднимались четыре рога. Ступени… к нему вели с востока. (Надо признать, что цифровые данные, в сочетании с неоднозначным пониманием переводчиками с еврейского и греческого (а также толкователями) описываемых деталей, весьма трудно поддаются прочтению. От ред.)

Иез 43:18−27. Семидневный ритуал очищения жертвенника перед лицом Господа будет совершаться священниками из племени Садока, сказано было Иезекиилю. Сам ритуал этот (очищения, или освящения) будет походить на тот, что совершался при Моисее (Исх 40:10, 29) и Соломоне (2Пар 7:8−9). Назначением всего этого процесса будет полное возобновление взаимоотношений Бога с Его народом; и Я буду милостив к вам, было сказано пророку. Назначение же приносимых на жертвеннике тельца… и… овна без порока в указании израильтянам на Иисуса Христа, Который открыл им доступ к Отцу (Евр 10:19−25).

2. О НОВОМ СЛУЖЕНИИ БОГУ (главы 44−46)

Иезекииль переходит к описанию богопоклонения, как станет совершаться оно в храме будущего, и всей связанной с этим жизни его. В главе 44 наибольшее внимание уделяется служителям храма. Затем говорится о распределении земли между ними, горожанами и князем (45:1−12). И наконец о разного рода приношениях в храм (45:13 — 46:24). Из слов пророка следует, что в той, новой, теократии священники будут играть особо важную роль.

Поэтому столь подробно и говорит он об отстранении необрезанных от служения в храме (стихи 7−9), об отсутствии «тождества» между левитами вообще и истинным священством (стихи 10−14), а также подчеркивает, что лишь потомки праведника Садока в роду Аароновом удостоены будут «предстоять пред лицем Господа» (стихи 15−16).

Примечания:

 
Синодальный перевод
8 вереи — столбы, на которые навешиваются створки ворот.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.