Левит 14 глава

Левит, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 вот закон о прокажённом, когда надобно его очистить: приведут его к священнику;
3 священник выйдет вон из стана, и если священник увидит, что прокажённый исцелился от болезни прокажения,
4 то священник прикажет взять для очищаемого двух птиц живых, чистых, кедрового дерева, червлёную нить и иссопа,
5 и прикажет священник заколоть одну птицу над глиняным сосудом, над живою водою;
6 а сам он возьмёт живую птицу, кедровое дерево, червлёную нить и иссоп, и омочит их и живую птицу в крови птицы, заколотой над живою водою,
7 и покропит на очищаемого от проказы семь раз, и объявит его чистым, и пустит живую птицу в поле.
8 Очищаемый омоет одежды свои, острижёт все волосы свои, омоется водою, и будет чист; потом войдёт в стан и пробудет семь дней вне шатра своего;
9 в седьмой день обреет все волосы свои, голову свою, бороду свою, брови глаз своих, все волосы свои обреет, и омоет одежды свои, и омоет тело своё водою, и будет чист;
10 в восьмой день возьмёт он двух овнов без порока, и одну овцу однолетнюю без порока, и три десятых части ефы пшеничной муки, смешанной с елеем, в приношение хлебное, и один лог елея;
11 священник очищающий поставит очищаемого человека с ними пред Господом у входа скинии собрания;
12 и возьмёт священник одного овна, и представит его в жертву повинности, и лог елея, и принесёт это, потрясая пред Господом;
13 и заколет овна на том месте, где заколают жертву за грех и всесожжение, на месте святом, ибо сия жертва повинности, подобно жертве за грех, принадлежит священнику: это великая святыня;
14 и возьмёт священник крови жертвы повинности, и возложит священник на край правого уха очищаемого, и на большой палец правой руки его, и на большой палец правой ноги его;
15 и возьмёт священник из лога елея, и польёт на левую свою ладонь;
16 и омочит священник правый перст свой в елей, который на левой ладони его, и покропит елеем с перста своего семь раз пред лицом Господа;
17 оставшийся же елей, который на ладони его, возложит священник на край правого уха очищаемого, на большой палец правой руки его и на большой палец правой ноги его, на места, где кровь жертвы повинности;
18 а остальной елей, который на ладони священника, возложит он на голову очищаемого, и очистит его священник пред лицом Господа.
19 И совершит священник жертву за грех, и очистит очищаемого от нечистоты его; после того заколет жертву всесожжения;
20 и возложит священник всесожжение и приношение хлебное на жертвенник; и очистит его священник, и он будет чист.
21 Если же он беден и не имеет достатка, то пусть возьмёт одного овна в жертву повинности для потрясания, чтоб очистить себя, и одну десятую часть ефы пшеничной муки, смешанной с елеем, в приношение хлебное, и лог елея,
22 и двух горлиц или двух молодых голубей, что достанет рука его, одну из птиц в жертву за грех, а другую во всесожжение;
23 и принесёт их в восьмой день очищения своего к священнику ко входу скинии собрания, пред лицо Господа;
24 священник возьмёт овна жертвы повинности и лог елея, и принесёт это священник, потрясая пред Господом;
25 и заколет овна в жертву повинности, и возьмёт священник крови жертвы повинности, и возложит на край правого уха очищаемого, и на большой палец правой руки его, и на большой палец правой ноги его;
26 и нальёт священник елея на левую свою ладонь,
27 и елеем, который на левой ладони его, покропит священник с правого перста своего семь раз пред лицом Господним;
28 и возложит священник елея, который на ладони его, на край правого уха очищаемого, на большой палец правой руки его и на большой палец правой ноги его, на места, где кровь жертвы повинности;
29 а остальной елей, который на ладони священника, возложит он на голову очищаемого, чтоб очистить его пред лицом Господа;
30 и принесёт одну из горлиц или одного из молодых голубей, что достанет рука очищаемого,
31 из того, что достанет рука его, одну птицу в жертву за грех, а другую во всесожжение, вместе с приношением хлебным; и очистит священник очищаемого пред лицом Господа.
32 Вот закон о прокажённом, который во время очищения своего не имеет достатка.
33 И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря:
34 когда войдёте в землю Ханаанскую, которую Я даю вам во владение, и Я наведу язву проказы на домы в земле владения вашего,
35 тогда тот, чей дом, должен пойти и сказать священнику: у меня на доме показалась как бы язва.
36 Священник прикажет опорожнить дом, прежде нежели войдёт священник осматривать язву, чтобы не сделалось нечистым всё, что в доме; после сего придёт священник осматривать дом.
37 Если он, осмотрев язву, увидит, что язва на стенах дома состоит из зеленоватых или красноватых ямин, которые окажутся углублёнными в стене,
38 то священник выйдет из дома к дверям дома и запрёт дом на семь дней.
39 В седьмой день опять придёт священник, и если увидит, что язва распространилась по стенам дома,
40 то священник прикажет выломать камни, на которых язва, и бросить их вне города на место нечистое;
41 а дом внутри пусть весь оскоблят, и обмазку, которую отскоблят, высыпят вне города на место нечистое;
42 и возьмут другие камни, и вставят вместо тех камней, и возьмут другую обмазку, и обмажут дом.
43 Если язва опять появится и будет цвести на доме после того, как выломали камни, и оскоблили дом, и обмазали,
44 то священник придёт и осмотрит, и если язва на доме распространилась, то это едкая проказа на доме, нечист он;
45 должно разломать сей дом, и камни его, и дерево его, и всю обмазку дома вынести вне города на место нечистое;
46 кто входит в дом во всё время, когда он заперт, тот нечист до вечера;
47 и кто спит в доме том, тот должен вымыть одежды свои; и кто ест в доме том, тот должен вымыть одежды свои.
48 Если же священник придёт и увидит, что язва на доме не распространилась после того, как обмазали дом, то священник объявит дом чистым, потому что язва прошла.
49 И чтобы очистить дом, возьмёт он две птицы, кедрового дерева, червлёную нить и иссопа,
50 и заколет одну птицу над глиняным сосудом, над живою водою;
51 и возьмёт кедровое дерево и иссоп, и червлёную нить, и живую птицу, и омочит их в крови птицы заколотой, и в живой воде, и покропит дом семь раз;
52 и очистит дом кровью птицы, и живою водою, и живою птицею, и кедровым деревом, и иссопом, и червлёною нитью;
53 и пустит живую птицу вне города, в поле, и очистит дом, и будет чист.
54 Вот закон о всякой язве проказы, и о паршивости,
55 и о проказе на одежде и на доме, и об опухоли, и о лишаях, и о пятнах, —
56 чтобы указать, когда это нечисто и когда чисто. Вот закон о проказе.

Толкование Далласской семинарии

в. Ритуальное очищение человека, исцелившегося от заразной кожной болезни (14:1−32)

После того, как человек, изолированный как нечистый за пределами израильского общества, выздоравливал (естественным ли путем, или в ответ на молитву; сравните Чис 12:13), он вновь мог быть допущен в среду святого народа и вновь получал право приближаться к святому Богу, чтобы поклоняться Ему в скинии собрания.

Возобновление упомянутого права и ритуал очищения проходили через две стадии: а) ритуал с участием двух птиц, вне стана (Лев 14:3−7) и последующее церемониальное омовение; б) восемь дней спустя — серия жертвоприношений в святилище (стихи 10−20); ритуал, совершавшийся в подобных случаях над бедным человеком, описывается в стихах 21−32.

Лев 14:1−2. В этом введении Моисей предстает как посредник при получении законов церемониального очищения.

Лев 14:3−7. Ритуал с участием двух птиц, вне стана (сравните стихи 49−53, где описывается совершение такого же ритуала для «очищения» дома), напоминает ритуал с участием двух козлов в День очищения (сравните 16:7−9, 15−19). По мнению исследователя Венхэма, две птицы живые представляли выздоровевшего израильтянина; доказательство этому он видит в том, что исцеленного кропили кровью одной из птиц. Убитая птица, очевидно, символизировала смерть, которой он избежал, а птица, отпущенная на свободу, символически уносила прочь его заразную болезнь.

Она могла также олицетворять жизнь сообщества, в которое вновь допускался человек. Значение кедрового дерева, червленой нити и иссопа (14:4, 6), хотя и не объясняется, но они ассоциируются с актом очищения и в других местах Ветхого Завета (например, Чис 19:6; Пс 50:9); их, вместе с живой птицей, следовало омочить в крови птицы, заколотой над живою водою (Лев 14:6; под «живою» понималась проточная вода), которой затем священник кропил человека, чтобы очистить его. После провозглашения его чистым живую птицу отпускали в поле.

Лев 14:8а. В знак своего очищения от заразы человек омывал затем свои одежды, состригал и сбривал с себя все волосы и мылся сам (сравните стих 9).

Лев 14:8б−9. После этого очищенный проводил семь дней на полукарантинном положении: в стане, но вне шатра своего. На седьмой день он повторял процедуру омовения и бритья (обривал голову, сбривал бороду и брови!).

Лев 14:10−11. Ритуалы жертвоприношений с целью искупления и очищения начинались на восьмой день, когда священник ставил исцеленного и очистившегося человека с его приношением пред Господом. При исполнении этого особого ритуала приносились все четыре вида обязательных жертв (повинности, за грех, всесожжение и хлебное; более подробные объяснения на этот счет найдете в комментариях на главы 1−7).

Масштабы всех этих приношений, а также использование крови и елея, более напоминают ритуал посвящения Аарона и его сыновей (глава 8), чем какой-либо иной.

Лев 14:12−18. В жертву повинности приносился овен. Обычно жертву повинности приносил человек, присвоивший, отнявший то, что принадлежало Богу или другому человеку (сравните Лев 5:14 — 6:7). В этой связи представляется, что человек, изолированный вне стана и, следовательно, не поклонявшийся Богу, мог рассматриваться как лишивший Бога положенного Ему поклонения и служения со своей стороны. Или, может быть, его подозревали в том, что болезнь была ему послана в наказание за какой-то совершенный им грех, и, если так, то он должен был принести жертву повинности.

Необычным в этом жертвоприношении повинности было то, что священник «возлагал» кровь жертвы на край правого уха очищаемого и на большой палец правой руки его и на большой палец правой ноги его (14:14; сравните 8:23−24), а затем кропил елеем… пред Господом семь раз, и какую-то часть елея «возлагал» поверх крови на правое ухо человека, на большой палец правой руки его и на большой палец правой ноги его; оставшийся же елей возлагал… на голову очищаемого.

Пройдя через всю эту серию ритуалов, человек получал от священника очищение пред Господом.

Лев 14:19−20. Процедура жертвоприношений завершалась принесением за грех однолетней овцы (стих 10) и принесением жертвы всесожжения (стих 19: второго овна, упомянутого в стихе 10), вместе с хлебным приношением (стих 20).

Лев 14:21−32. Как уступка для бедных был предусмотрен и альтернативный жертвенный ритуал. Он, собственно, был таким же, как только что описанный (стихи 10−20), но в жертву за грех и во всесожжение, вместо овнов, приносились два молодых голубя или две горлицы (стих 22); таким образом сокращалось и количество муки, потребной для хлебного приношения, которое обычно предлагалось вместе с птицами — за грех и во всесожжение.

г. Обнаружение «язвы» в жилищах; поведение в таких случаях и очищение жилища (14:33−53)

Лев 14:33−53. Этот раздел в сущности дополняет закон об одежде и личных вещах (сравните 13:47−59); сюда, по-видимому, включался и материал, из которого изготовлялись шатры. Однако «продолжение», изложенное в этих стихах, касается домов из камня и глины (14:42); следовательно, эта часть закона должна была вступить в силу после того, как израильтяне войдут в землю Ханаанскую (стих 34). Сама процедура опознания зараженности, поведение в этих случаях и процедура очищения постоянного жилища схожи с таковыми в отношении людей или одежды (включая установление карантинного периода, стих 38).

Для предотвращения распространения заразы пораженные ею части дома (т. е. отдельные камни) выламывались и заменялись другими; затем дом скоблили и обмазывали заново (стихи 39−42). Если «плесень» (грибок, язва) возобновлялась, весь дом следовало сломать (стихи 43−45). Но если принятые меры предосторожности приносили благие результаты, дом подвергался церемониальному очищению — посредством ритуала с принесением двух птиц. т. е. такого же, какой совершался при очищении выздоровевшего человека (стихи 48−53; сравните стихи 3−7).

д. Заключение (14:54−56)

Лев 14:54−56. В этих стихах подводится итог правилам в отношении инфекционного кожного заболевания и всякой язвы проказы и… паршивости (сравните с введением к главам 13−14).

4. ЗАКОН О НЕЧИСТОТЕ, СВЯЗАННОЙ С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ ВЫДЕЛЕНИЯМИ (ГЛ. 15)

В этой главе определяются четыре случая церемониального осквернения: хронического и не являющегося таковым — у мужчин; хронического и не являющегося таковым — у женщин. Все четыре случая, по-видимому, относятся к выделениям из половых органов (хотя некоторые интерпретаторы полагают, что в стихах 2−12 речь идет о геморроидальных выделениях). Толкование на 12:1−5, где высказаны соображения, почему подобные выделения могли считаться оскверняющими.

Примечания:

 
Синодальный перевод
4 + ст. 6, 49, 51, 52, червлёный — тёмно-красный; багряный.
4 + ст. 6, 49, 51, 52, иссоп — растение, пучки которого использовались для кропления.
10 ефа — наиболее употребительная мера для хлебных, сыпучих или жидких веществ, равная примерно 22-м литрам. Согласно Иосифу Флавию соответствует примерно 36-ти литрам.
10 лог — мера измерения, равная примерно 0, 3 (11/36) литра.
16, 27 перст — палец.
22, 30 горлица — дикий голубь.
54 паршивый — больной паршой, кожным заболеванием волосистой части головы, вызываемая грибком.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.