Левит 15 глава

Левит, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря:
2 объявите сынам Израилевым и скажите им: если у кого будет истечение из тела его, то от истечения своего он нечист.
3 И вот закон о нечистоте его от истечения его: когда течёт из тела его истечение его, и когда задерживается в теле его истечение его, это нечистота его;
4 всякая постель, на которой ляжет имеющий истечение, нечиста, и всякая вещь, на которую сядет, нечиста;
5 и кто прикоснётся к постели его, тот должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера;
6 кто сядет на какую-либо вещь, на которой сидел имеющий истечение, тот должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера;
7 и кто прикоснётся к телу имеющего истечение, тот должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера;
8 если имеющий истечение плюнет на чистого, то сей должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера;
9 и всякая повозка, в которой ехал имеющий истечение, нечиста будет до вечера;
10 и всякий, кто прикоснётся к чему-нибудь, что было под ним, нечист будет до вечера; и кто понесёт это, должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера;
11 и всякий, к кому прикоснётся имеющий истечение, не омыв рук своих водою, должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера;
12 глиняный сосуд, к которому прикоснётся имеющий истечение, должно разбить, а всякий деревянный сосуд должно вымыть водою.
13 А когда имеющий истечение освободится от истечения своего, тогда должен он отсчитать себе семь дней для очищения своего и вымыть одежды свои, и омыть тело своё живою водою, и будет чист;
14 и в восьмой день возьмёт он себе двух горлиц или двух молодых голубей, и придёт пред лицо Господне, ко входу скинии собрания, и отдаст их священнику;
15 и принесёт священник из сих птиц одну в жертву за грех, а другую во всесожжение, и очистит его священник пред Господом от истечения его.
16 Если у кого случится излияние семени, то он должен омыть водою всё тело своё, и нечист будет до вечера;
17 и всякая одежда и всякая кожа, на которую попадёт семя, должна быть вымыта водою, и нечиста будет до вечера;
18 если мужчина ляжет с женщиной и будет у него излияние семени, то они должны омыться водою, и нечисты будут до вечера.
19 Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела её, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего, и всякий, кто прикоснётся к ней, нечист будет до вечера;
20 и всё, на чём она ляжет в продолжение очищения своего, нечисто; и всё, на чём сядет, нечисто;
21 и всякий, кто прикоснётся к постели её, должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера;
22 и всякий, кто прикоснётся к какой-нибудь вещи, на которой она сидела, должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера;
23 и если кто прикоснётся к чему-нибудь на постели или на той вещи, на которой она сидела, нечист будет до вечера;
24 если переспит с нею муж, то нечистота её будет на нём; он нечист будет семь дней, и всякая постель, на которой он ляжет, будет нечиста.
25 Если у женщины течёт кровь многие дни не во время очищения её, или если она имеет истечение долее обыкновенного очищения её, то во всё время истечения нечистоты её, подобно как в продолжение очищения своего, она нечиста;
26 всякая постель, на которой она ляжет во всё время истечения своего, будет нечиста, подобно как постель в продолжение очищения её; и всякая вещь, на которую она сядет, будет нечиста, как нечисто это во время очищения её;
27 и всякий, кто прикоснётся к ним, будет нечист, и должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера.
28 А когда она освободится от истечения своего, тогда должна отсчитать себе семь дней, и потом будет чиста;
29 в восьмой день возьмёт она себе двух горлиц или двух молодых голубей и принесёт их к священнику, ко входу скинии собрания;
30 и принесёт священник одну из птиц в жертву за грех, а другую во всесожжение, и очистит её священник пред Господом от истечения нечистоты её.
31 Так предохраняйте сынов Израилевых от нечистоты их, чтоб они не умерли в нечистоте своей, оскверняя жилище Моё, которое среди них:
32 вот закон об имеющем истечение и о том, у кого случится излияние семени, делающее его нечистым,
33 и о страдающей очищением своим, и о имеющих истечение, мужчине или женщине, и о муже, который переспит с нечистою.

Толкование Далласской семинарии

а Очищение при хроническом «истечении» у мужчин (15:1−15)

Лев 15:1. Формула Божественного откровения вновь обращена здесь как к Моисею так и к Аарону (сравните 11:1; 13:1; 14:33).

Лев 15:2−12. Хронические или продолжительные истечения (выделения) у мужчин, о которых читаем в этом разделе, вероятно, вызывались гонореей. Причину главной озабоченности видим тут в церемониальной нечистоте такого мужчины и ее последствиях, потому что от соприкосновения с ним другие люди или предметы, помимо того, что тоже становились церемониально нечисты, делались и вторичным источником распространения, этой нечистоты, к примеру, его постель (стихи 4−5), то, на чем он сидел (стих 6), он сам (стих 7), его плевки (стих 8), его повозка (стих 9) и все, что находилось под ним (т. е. всякий предмет, на который попадали его выделения, стих 10).

В этом смысле его нечистота считалась более «заразной», чем при кожном заболевании (главы 13−14) или от прикосновения к нечистым животным (глава 11), при каковых только прямой контакт рассматривался как источник нечистоты. Однако, судя по тому, что человек с хроническими выделениями не изолировался за пределами стана (сравните 13:45−46), его нечистота, видимо, считалась менее серьезной (хотя ритуально более «заразной»), чем та, которая ассоциировалась с кожными заболеваниями. Вывод, напрашивающийся в связи с этим: законы о нечистоте преследовали цели в первую очередь религиозные и богословские, а не гигиенические.

Лев 15:13−15. Ритуальное очищение по прекращении выделений было следующим: период семидневного выжидания, по прошествии которого человек мылся проточной водой и мыл одежды свои. На восьмой день он получал очищение, представив в скинию самое недорогое приношение — двух горлиц или двух молодых голубей… одну птицу — в жертву за грех, а другую — во всесожжение.

б. Очищение при периодических выделениях у мужчины (15:16−18)

Лев 15:16−18. Вторым случаем, связанным с мужчинами, считалось периодическое излияние семени, то ли непроизвольное, во сне, то ли при половом сношении. В этом случае жертвоприношения не требовалось, и нечистота устранялась посредством простой процедуры «омытия — выжидания» (до вечера, сравните толкование на 11:24−28).

Важно заметить, что в то время как обычный половой акт между мужем и женой (15:18) делал церемониально нечистыми обоих, он не приравнивался к согрешению, и никакого жертвоприношения от них не требовалось. Но и хронические выделения, при которых надо было приносить жертву за грех, по всей видимости, не связывались с личным прегрешением.

в. Очищение при периодических истечениях у женщин (15:19−24)

Лев 15:19−24. Третий случай церемониальной нечистоты связан с ежемесячным истечением крови у женщин. Хотя в данном случае речь шла о периодических, а не хронических истечениях (сравните стихи 25−27), женщина тоже считалась нечистой на протяжении семи дней, как и мужчины, страдавшие хроническими выделениями; и мужчина и женщина становились в этих случаях источником «вторичного осквернения» (для других); сравните стихи 2−12.

Поскольку половые сношения запрещались в дни, когда у женщины бывали месячные (18:19; 20:18), в 15:24, вероятно, подразумевается, что, если месячные у женщины начались в процессе полового акта, то и муж ее, подобно ей, делался нечистым сам и тоже — источником «вторичного осквернения» (как это описано в стихах 2−12).

г, Очищение при хронических выделениях у женщин (15:25−30)

Лев 15:25−27. В четвертом случае — хронических, а не только в период менструаций — выделений у женщины, она становилась нечистой надолго, пока выделения у нее не прекращались.

Судя по описанию здесь этого «истечения», оно могло вызываться целым рядом причин. В этом случае вновь вступали в действие правила о «вторичном осквернении» (стих 27).

Женщина в толпе, которую исцелил Иисус, страдала именно таким хроническим истечением (Мк 5:25−34; Лк 8:43−48). В свете левитских установлений о вторичном осквернении не удивительно, что она смутилась, когда Иисус открыл ее присутствие перед теми, кто толкал ее в толпе!

Лев 15:28−30. На восьмой день по прекращении истечения женщина должна была принести двух птиц — за грех и во всесожжение, так же, как полагалось делать мужчинам, страдавшим хроническими выделениями (стихи 13−15).

д. Заключение (15:31−33)

Лев 15:31−33. В этих стихах заявляется о цели данного закона: чтоб они (израильтяне) не умерли в нечистоте своей, оскверняя жилище Божие, которое среди них — и вновь перечисляются случаи, предусмотренные в нем (стихи 32−33).

Г. Закон о Дне очищения (глава 16)

Среди праздников, ежегодно справлявшихся израильским народом (Лев 23), был день поста, который соответствовал Дню очищения (толкование на стих 29; сравните Деян 27:9). В других местах Ветхого Завета (Исх 30:10; Лев 23:26−32; 25:9; Чис 29:7−11) даются дополнительные объяснения по этому поводу, но наиболее полное описание ритуала содержится в Лев 16.

Исследователь Библии Венхэм пишет:

«Главной целью церемоний Дня очищения было очистить святилище от осквернения, которому подвергали его, будучи нечисты, те люди, которые приходили туда поклониться Богу (сравните 16:16, 19) — дабы стало возможным дальнейшее пребывание Бога среди Его народа»

Верно, что в очищении «святилища, скинии собрания и жертвенника» (стих 20) состояла теологически важная особенность Дня очищения; процесс очищения, по-видимому, завершался ритуалом священнодействия с кровью козла, убитого за народ (стихи 15−19). Но жертвоприношение за грех завершалось ритуалом с участием живого козла, игравшего «заместительную» роль: он уносил в пустыню грехи народа, которые в стихе 21 определяются как «все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их», так, чтобы они сделались «чистыми от всех грехов» (стих 30).

Конечно, Аарон и его домашние были самыми первыми объектами особых ритуалов очистительного жертвоприношения (стих 6, 11−14). Итак, особый ритуал очищения предназначен был отвращать от израильтян Божий гнев за все грехи, совершенные ими в прошедшем году.

Поразительным был размах искупительной силы этого ритуала. Можно было бы ожидать, что какие-то грехи не подлежали его действию — к примеру, те, которые уже были искуплены индивидуальными жертвоприношениями, или дерзкие грехи, во искупление которых индивидуальные жертвы не принимались и за которые предписывалась смертная казнь и (или) «истребление из народа своего» (сравните толкование на 17:3−7). Однако в главе 16 подобные ограничения не усматриваются.

Единственным, по-видимому, фактором, ограничивавшим силу ритуала, совершавшегося в День очищения, для каждого отдельного лица, были состояние сердца грешника и степень его веры, что, впрочем, распространялось и на действие любого из индивидуальных жертвоприношений (во Вступлении: «Значение ветхозаветной жертвы»).

Примечания:

 
Синодальный перевод
14, 29 горлица — дикий голубь.
25 долее — более, больше, дольше.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.