Левит 22 глава

Левит, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 скажи Аарону и сынам его, чтоб они осторожно поступали со святынями сынов Израилевых и не бесчестили святого имени Моего в том, что они посвящают Мне. Я Господь.
3 Скажи им: если кто из всего потомства вашего в роды ваши, имея на себе нечистоту, приступит к святыням, которые посвящают сыны Израилевы Господу, то истребится душа та от лица Моего. Я Господь.
4 Кто из семени Ааронова прокажён, или имеет истечение, тот не должен есть святынь, пока не очистится; и кто прикоснётся к чему-нибудь нечистому от мёртвого, или у кого случится излияние семени,
5 или кто прикоснётся к какому-нибудь гаду, от которого он сделается нечист, или к человеку, от которого он сделается нечист какою бы то ни было нечистотою, —
6 тот, прикоснувшийся к сему, нечист будет до вечера и не должен есть святынь, прежде нежели омоет тело своё водою;
7 но когда зайдёт солнце и он очистится, тогда может он есть святыни, ибо это его пища.
8 Мертвечины и звероядины он не должен есть, чтобы не оскверниться этим. Я Господь.
9 Да соблюдают они повеления Мои, чтобы не понести на себе греха и не умереть в нём, когда нарушат сие. Я — Господь, освящающий их.
10 Никто посторонний не должен есть святыни; поселившийся у священника и наёмник не должен есть святыни;
11 если же священник купит себе человека за серебро, то сей может есть оную; также и домочадцы его могут есть хлеб его.
12 Если дочь священника выйдет в замужество за постороннего, то она не должна есть приносимых святынь;
13 когда же дочь священника будет вдова, или разведённая, и детей нет у неё, и возвратится в дом отца своего, как была в юности своей, тогда она может есть хлеб отца своего; а посторонний никто не должен есть его.
14 Кто по ошибке съест что-нибудь из святыни, тот должен отдать священнику святыню и приложить к ней пятую её долю.
15 Священники сами не должны порочить святыни сынов Израилевых, которые они приносят Господу,
16 и не должны навлекать на себя вину в преступлении, когда будут есть святыни свои, ибо Я Господь, освящающий их.
17 И сказал Господь Моисею, говоря:
18 объяви Аарону, и сынам его, и всем сынам Израилевым и скажи им: если кто из дома Израилева, или из пришельцев, поселившихся между Израильтянами, по обету ли какому, или по усердию приносит жертву свою, которую приносят Господу во всесожжение,
19 то, чтобы сим приобрести благоволение от Бога, жертва должна быть без порока, мужеского пола, из крупного скота, из овец и из коз;
20 никакого животного, на котором есть порок, не приносите, ибо это не приобретёт вам благоволения.
21 И если кто приносит мирную жертву Господу, исполняя обет, или по усердию, из крупного скота или из мелкого, то жертва должна быть без порока, чтоб быть угодною Богу: никакого порока не должно быть на ней;
22 животного слепого, или повреждённого, или уродливого, или больного, или коростового, или паршивого, таких не приносите Господу и в жертву не давайте их на жертвенник Господень;
23 тельца и агнца с членами, несоразмерно длинными или короткими, в жертву усердия принести можешь; а если по обету, то это не угодно будет Богу;
24 животного, у которого ятра раздавлены, разбиты, оторваны или вырезаны, не приносите Господу и в земле вашей не делайте сего;
25 и из рук иноземцев не приносите всех таковых животных в дар Богу вашему, потому что на них повреждение, порок на них: не приобретут они вам благоволения.
26 И сказал Господь Моисею, говоря:
27 когда родится телёнок, или ягнёнок, или козлёнок, то семь дней он должен пробыть при матери своей, а от восьмого дня и далее будет благоугоден для приношения в жертву Господу;
28 но ни коровы, ни овцы не заколайте в один день с порождением её.
29 Если приносите Господу жертву благодарения, то приносите её так, чтоб она приобрела вам благоволение;
30 в тот же день должно съесть её, не оставляйте от неё до утра. Я Господь.
31 И соблюдайте заповеди Мои, и исполняйте их. Я — Господь.
32 Не бесчестите святого имени Моего, чтоб Я был святим среди сынов Израилевых. Я Господь, освящающий вас,
33 Который вывел вас из земли Египетской, чтоб быть вашим Богом. Я Господь.

Толкование Далласской семинарии

2. ПРАВИЛА ОТНОСИТЕЛЬНО СВЯЩЕННЫХ ПРИНОШЕНИЙ (ГЛ. 22)

а. Введение (22:1−2)

Лев 22:1−2. И опять Господь дал уставы Моисею — для Аарона и его сыновей — об уважительном отношении к священным приношениям; вероятно, под этим подразумевалось уважительное отношение ко всему, что причиталось священникам, включая положенные им десятины, «первые плоды» и жертвы (сравните Чис 18:8−19). Хлебное приношение, а также приношения за грех и за вину полагалось съедать только мужчинам из священнического рода (Лев 6:16, 26; 7:6); из других приношений могли получать свою долю все члены их дома. Подлинная цель упомянутого устава состояла в том, чтобы неправильным обращением с тем, что предлагал народ Господу, священники не бесчестили Его святого имени.

б. Ограничения, связанные с употреблением священниками в пищу святых приношений (22:3−9)

Лев 22:3−9. Будучи церемониально нечист священник не мог ни предлагать святое приношение ни есть от него. Наказание в случае непослушания было суровым: истребится душа та от лица Моего.

В числе причин церемониального осквернения священника могли быть заразная кожная болезнь (сравните с главами 13−14), разного рода выделения (сравните с главой 15), прикосновение к мертвечине (сравните с 11:39) и употребление ее в пищу, а также употребление в пищу звероядины, т. е. растерзанного хищником.

В напоминание священникам о послушании вновь подчеркиваются святость Бога и Его намерение освящать Свой народ (22:9).

в. Запрешение посторонним есть от священных приношений (22:10−16)

Лев 22:10−13. Здесь даны уточнения относительно того, кому разрешалось есть святыню. Члены семьи священника имели право на это, однако, кто именно считались таковыми? Оказывается, всякий постоянно живший в его доме, включая раба (стих И), и овдовевшую либо разведенную бездетную дочь, которая вернулась в дом отца (стих 13). Сюда не относились, однако, ни гость, ни наемный работник, которые не жили в доме постоянно, как не относилась и дочь священника, жившая в семье своего мужа (стих 12).

Лев 22:14−16. В случае непреднамеренного нарушения этих правил (Кто по ошибке съест что-нибудь из святыни) виновный должен был возместить это священнику и еще уплатить штраф в размере 20 процентов.

На священниках лежала ответственность наблюдать за употреблением в пищу священных приношений (святыни), чтобы предупреждать какие-либо нарушения при этом (22:15−16).

г. Условия принесения жертв и связанные с этим ограничения (22:17−30)

Лев 22:17−21. Раздел, в котором рассматриваются возможные недостатки отдельных животных, предлагавшихся в жертву, начинается с общего заявления относительно жертв всесожжения или мирных.

Лев 22:22−25. О запрещении приносить в жертву увечных животных и животных с недостатками говорится почти в тех же словах, что и о запрещении приносить жертвы на алтарь тем представителям священнического рода, которые сами страдали теми или иными дефектами (21:18−20). Это, вероятно, не случайно. Венхэм считает, что жертвенные животные были как бы «священниками животного мира» — в том смысле, что если символом язычников были нечистые животные, а символом Израиля — животные чистые, то священников символизировали жертвенные животные.

Допускалось единственное исключение: животное с дефектом можно было предложить только в том случае, если оно приносилось «в жертву усердия» (22:23).

Лев 22:26−28. Делались оговорки и относительно молодых жертвенных животных. Они не принимались ранее, чем на восьмой день после своего появления на свет, и «матерей» их нельзя было закалать в один день с ними.

Лев 22:29−30. Здесь напоминается о границах времени, в которых следовало употреблять в пищу жертву благодарения… в тот же день должно было съесть ее (сравните 7:15).

д. Заключительное заявление в духе завета (22:31−33)

Лев 22:31−33. В этих заключительных стихах подчеркиваются как святость Божия, так и милость Его (Который вывел вас из Египта; сравните толкование на Втор 4:20) — как стимулы к соблюдению Божиим народом святости в его собственной жизни (сравните 18:24−30; 19:36−37; 20:22−26).

Г. Законы о священных праздниках Господних (глава 23)

Левитской системой были предусмотрены случаи как индивидуальных, так и общенародных жертвоприношений и поклонения Богу. Главы 1−7, в значительной части своей, сосредоточены на случаях индивидуальных приношений. А структура главы 23 определяется описанием ежегодных национальных праздников Израиля, во время которых совершались жертвоприношения общенародные.

Хотя в других местах с большими подробностями рассказывается о некоторых из этих «священных собраний», созывавшихся в назначенное время (например, о Пасхе — в Исх 12−13 и о Дне очищения — в Лев 16), в главе 23 содержится наиболее полный отчет о ежегодных празднествах — с точки зрения их взаимосвязи в рамках праздничного календаря Израиля.

Установления в этой главе даются для рядовых верующих. В Чис 28−29 о тех же праздниках (там, правда, нет упоминания о празднике Первого снопа, как в Лев 23:9−14) говорится скорее для сведения священников, которым даются подробные опись и график тех особых жертв, которые следовало приносить в праздничные дни.

После того, как Израиль войдет в землю Ханаанскую, три больших праздника (Праздник опресноков, сопутствующий Пасхе, Праздник жатвы или «седмиц» (недель) и Праздник собирания плодов или Кущей, как это видно из Исх 23:14−17; 34:18−25; Втор 16:1−16) должны были стать поводом к паломничеству «всего мужского пола» к главному святилищу.

Отсюда еврейское слово, обозначающее «праздник» (хаг; оно встречается в Лев 23:6, 34, 39; Втор 16:16; 2Пар 8:13), включает в себя и понятие «паломничества»; соответственно его можно переводить как «праздник паломничества». Другое еврейское слово (моед, что значит «встреча в установленное время») в форме множественного числа четырежды употреблено в Лев 23, и каждый раз оно примерно так и переводится (стих 2, 4, 37, 44; в рус. переводе в стихе 44 — речь просто «о праздниках Господних»).

Предметом спора является точное количество ежегодных праздников, перечисленных в этой главе. Если допустить, что Пасха и Опресноки — два разных праздника (стихи 4−8), и не считать за отдельный Праздник первых плодов (стихи 9−14), то всего праздников получится шесть. Судя по календарю, как и по структуре 23 главы, более естественно группировать эти праздники следующим образом: а) за праздниками весенними (или праздниками, приходившимися на начало лета), т. е. за Пасхой и Опресноками, включая церемонию принесения первого снопа (порой называемую принесением Первых плодов, но в сущности самостоятельным праздником не являвшуюся), следовал через 50 дней Праздник седмиц (недель); б) осенние праздники, справлявшиеся в седьмом месяце; это праздники Труб, Дня очищения и Кущей.

Примечания:

 
Синодальный перевод
22 короста — заразная кожная болезнь: гнойные струпья, лишай.
22 паршивый — больной паршой, кожным заболеванием волосистой части головы, вызываемая грибком.
24 ятра — яичи, мужская половая железа.
32 святим — почитаем святым.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.